Указ Екатерины II о высылке в Сибирь старообрядцев-поляков и мои алтайские корни

144 прочитали

Неделю назад свою первую статью о генеалогии я начал с того, как ещё в школьные годы увлёкся изучением истории своей семьи и исследованием корней наших предков-староообрядцев, проживавших в предгорьях Алтая.

Мой школьный доклад двадцатилетней давности на Демидовских чтениях был посвящён теме появления на Алтае первых староверов в поисках Беловодья (как я тогда предполагал). Но красивая легенда о Беловодье на самом деле появилась позднее в среде самих старообрядцев, долгое время гонимых официальными церковными и светскими властями. И вот по иронии судьбы оказалось, что наши алтайские корни были связаны именно с Демидовыми, на заводах которых с подачи Михаила Ломоносова и по милости Екатерины II оказались наши предки.

Освоение горно-рудного Алтая

В первой половине XVIII в. на Алтае начинает формироваться горнометаллургический комплекс Демидовых, затем Кабинета его императорского величества. Для защиты заводов и поселков, создания укрепленной границы царским правительством было принято решение о строительстве Сибирской казачьей линии. Часть ее – Колывано-Кузнецкая - начала строиться в начале 1750-х гг. и полностью в строй вошла в 1777 г. Она простиралась от Усть-Каменогорска до Бийска на расстоянии 389 верст по богатейшим черноземам.

По линии располагались четыре крепости – Усть-Каменогорская, Ануйская, Катунская, Бийская, семь форпостов, два редута, четырнадцать укрепленных маяков, два полумаяка. Соединял возникшие селения почтовый тракт. На территории сегодняшнего Петропавловского района участок казачьей линии был представлен Антоньевским форпостом (ныне с. Антоньевка) и Николаевским маяком (ныне с. Николаевка). Точных сведений о начале строительства форпоста не обнаружено, упоминание о нем в одном из документов относится к 1770 г. Появление Николаевского маяка ученый историк Ю.С. Булыгин датировал 1757 г.

У стен Николаевского маяка принимала российское подданство часть алтайских племен, спасавшихся от физического истребления во время Китайско-джунгарской войны 1755-1758 гг.

К Антоньевской станице были приписаны казачьи поселки Маральевский, Слюдянский, Николаевский, Терский, Смоленский и Ануйский.

С 60-х годов XVIII в. на линию на два года направляли казачьи части из Донского и Яицкого казачеств, их сменяли башкирские и мещерские казаки. Часть служивых оседала на поселение и основывала казачьи станицы и поселки.

Первые поселенцы

Учет населения нынешней территории Алтайского края, входившей в состав Кузнецкого уезда, впервые проведенный в 1719-1721 гг., на территории района поселений не выявил. Вполне возможно, что первым населенным пунктом является деревня Новообинка. В 1752 г. была направлена комиссия под руководством Головина по перепроверке результатов предыдущей ревизии, и в числе пропущенных 22 деревень значилась деревня Новая на Оби (ныне с. Новообинка), ее возникновение датировано 1747 годом, а сколько она существовала до этого – не знает никто.

После образования казачьих поселений прилегающая к ним земля была объявлена казачьей и управлялась командованием Сибирского казачьего войска. Остальная часть с крестьянскими поселениями управлялась Горным управлением Колывано-Воскресенского горного округа, крестьяне приписывались к заводам.

Остальные села района возникли уже после появления казачьей линии. 

Указ Екатерины II о выселении старообрядцев в Сибирь

Слова великого русского учёного о том, что могущество России Сибирью пристать будет мы все знаем и помним со школы. Оказалось, что слова эти имели фатальное значение для судьбы двадцати тысяч человек, которые со своими семьями были отправлены в Сибирь с территории Польши. Говорят, что именно Михаил Ломоносов убедил Екатерину II переселить старообрядцев из европейской части в Сибирь на правах свободных крестьян, чтобы закрепиться в разных частях Алтая.

Манифест Екатерины II от 4 декабря 1962 г.
Манифест Екатерины II от 4 декабря 1962 г.

Спасаясь от преследований, староверы из центральных областей России в конце XVII века нашли приют в Польских землях, входивших в состав Речи Посполитой (в основном територии Черниговской, Полтавской, Гомельской губерний), где прожили почти 100 лет. Во время правления царевны Софьи был прислан указ на имя черниговского архиерея и стародубского полковника о разборе и возвращении на места прежних поселений беглых стародубских старообрядцев, то многие из них удалились за рубеж в польские владения и поселились недалеко от российской границы. Отсюда по указу Екатерины II они несколькими партиями были отправлены в Сибирь. Та часть старообрядцев, которая была поселена на Алтае, получила название «поляки» за свое длительное (более 80 лет) проживание на территории Польши. На Алтае «поляки» основали деревни Староалейскую, Екатеринскую, Петропавловскую, Сибирячиху, Топольную и др. Поселились они не на правах ссыльных, а на правах государственных крестьян, то есть вольных хлебопашцев.

В 1762 г. Сенат, на основании манифеста Екатерины II от 4-го декабря того же года, издал указ, которым приглашал возвратиться добровольно в оте­чество русских староверов, бежавших в Польшу от религиозных преследова­ний. Высочайшим указом подтверждалось, что «им… и их детям ни от кого никакого притеснения чинено не будет», а также «как в бритье бород, так и в ношении указного платья… принуждения… не будет, но оное употреблять имеют по их обыкновению беспрепятственно». Впоследствии специальным актом 1783 г. было даже запрещено «употреблять в официальных документах и даже в словесном «разговоре» самое именование «раскольник».

Все жители названных селений, как пришедшие добровольно, так и сослан­ные, были поселены на правах государственных крестьян, с обязательством платить двойной податной оклад, установленный для всех раскольников Пет­ром I. При поселении, наравне с другими поселенцами в Алтае, полякам выдава­лось от казны «семян для засева 3 десятин, покосов на 50 копен, казенного хле­ба 54 пуда и 5 рублей на лошадь в виде безвозвратного пособия».

Как государственные крестьяне, старообрядцы первое время были свободны от обязательной приписке к заводам, поэтому не занимались никакими заводскими работами. По­пав в глухой, отдаленный край, где не было никаких сторонних занятий, кроме горного дела, имевшего уже свой постоянный контингент рабочих, они, естес­твенно, занялись "вольным хлебопашеством", развитие которого на Алтае, ради нужд того же горного дела, и составляло главную цель их поселения здесь. Помимо развития хлебо­пашества, западный Алтай, во многом, обязан старообрядцам-полякам развитием огородничества и пчеловодства (последнее в настоящее время со­ставляет один из крупнейших промыслов края).

Но вскоре юридическое положение поселенцев резко изменилось: в виду расширения горного дела на Алтае 21 мая 1779 г. был издан манифест о приписке к заводам крестьян «из казенного ведомства», т. е. государственных, живущих в «ближних к заводам и рудникам» местностях. На основании этого манифеста приписанные к заводам крестьяне взамен воинской повинности были под­вержены рекрутскому набору в горнорабочие и мастеровые заводов. Самой обременительной из заводских повинностей была обязанность доставлять руду, дрова и прочий материал на заводы и рудники.

Новые польские селения устраивались возле бывших казачьих форпос­тов, редутов и станиц, жители которых, казаки, частью оставались на своих ста­рых местах и образовывали рядом с польским селением особый казачий посе­лок; но большей частью казаки уходили на новую линию. Неко­торые из казаков под влиянием поляков переходили в старую веру — «воспри­нимали древлее благочестие», как выражаются староверы, но большинство осталось православным и держалось особняком от последних. 

Первоначально в 1766 г. партия переселенцев-раскольников, выведенных из Польши, была размещена в деревне Старо-Алейской (Староалейской) Колыванского наместничества. Но так как это была не ссылка, а переселение в Сибирь, некоторые семьи решили двинуться в глубь Алтая, на более благодатные земли. С разрешения местного начальства несколько семей в 1777-1778 гг. переселились и основали деревню Петропавловскую (позднее с. Петропавловское). Среди переселенцев была семья Василея Зеновьева, нашего далёкого предка и родоначальника рода Зеновьевых-Зиновьевых.

Один интересный факт про Василея Зеновьева. В 1768 г. будучи в селе Староалейском почти в 70 лет он вздумал жениться во второй раз, на Анне Ивановой, которая тоже была из "раскольников". Известно, что по дороге в Сибирь многие умирали, а сам путь занимал долгие месяцы, поэтому могла не выжить и первая жена Василея. Сам Василей Зеновьев прожил до 95 лет и умер в 1793 г. в селе Петропавловском, оставив после себя трёх взрослых сыновей. Младший из них Лукьян (судя по всему от второго брака) был отдан в 1793 г. в службу (в горнорабочие). Двое старших сыновей, Федор и Ефим, скорее всего пришли в Сибирь вместе с отцом.

Во время Отечественной войны 1812 г. братья Ефим и Федор Зеновьевы (сыновья Василея) были среди жителей села, кто больше всего пожертвовал денег на военные надобности (10 и 5 рублей).

Согласно переписи 1816 г. у Ефима Зеновьева было пять сыновей: Николай, Евсей, Никифор, Захар и Иван, жена Авдотья. В исповедных ведомостях Одигитриевской церкви Смоленского редута за 1820 г. перечислены фамилии жителей села Петропавловского, в том числе и Зеновьевых, которые на исповеди не были "за старообрядчеством".

ГААК Ф. 1. Оп. 2. Д. 1861, том 2. Ревизская сказка о жителях села Петропавловского 1816 г.
ГААК Ф. 1. Оп. 2. Д. 1861, том 2. Ревизская сказка о жителях села Петропавловского 1816 г.

В 1824 г. по левому берегу реки Ануй было образовано село Сибирячиха. История села началась, когда Ларион Бурыкин, Моисей Каверзин, Афанасий Гордеев, Захар Зеновьев, Калистат Ломакин, Степан Черепанов и др. (всего 62 семей) переселились сюда из деревни Петропавловской.

Неделю назад свою первую статью о генеалогии я начал с того, как ещё в школьные годы увлёкся изучением истории своей семьи и исследованием корней наших предков-староообрядцев, проживавших в предгорьях-3

Переселение в Топольную

В 1834 г. Ефимовы сыновья Никифор и Захар вместе с другими жителями села Сибирячиха переходят в деревню Топольную. В 1857 г. Захар Ефимов отрекается от старообрядчества и вместе со всей семьёй переходит в единоверческую церковь. Многие жители Топольной и Сибирячихи тогда "ушли" от раскола и крестились по церковному обряду целыми семьями (всего более 1000 человек). Но не все Зеновьевы отказались от "старой" веры. Младшие из сыновей Ефима Андрей и Захар со своими семьями перешли в единоверческую церковь, а старший сын Филип и его дети сохранили приверженость старообрядчеству.

ГААК, Ф. 2. ОП. 1. Д. 8271. 2-Е Отделение. Ревизская сказка о крестьянах села Сибирячиха 1834 г.
ГААК, Ф. 2. ОП. 1. Д. 8271. 2-Е Отделение. Ревизская сказка о крестьянах села Сибирячиха 1834 г.

К этому времени многочисленные потомки Василея Зеновьева уже проживают в Петропавловском, Сибирячихе, но большая часть живёт в Топольном. Сведений о жене и детях Филипа Ефимовича нет, так как они не посещали единоверческую церковь и записей в церковных метрических книгах о ней не сохранились. Но судя по более поздним документам у него был сын Яков, который родился в 1855 г. У Якова Филиповича было четыре сына: Ефим, Мокей, Иларион и Иван, жена Ульяна. Старший сын вместе со своей семьей проживал в доме отца. По переписи 1917 г. держали большое хозяйство, маслодельню, пасеку, имели пашню 10 с половиной десятин, покосы, сеяли пшеницу, рожь, ячмень, овёс. Два средних сына, Мокей и Иларион, как это было принято, обзавелись семьями и жили своим хозяйством. У Илариона Яковлевича были сын Иван и три дочери - Агафья, Парасковья и Прасковья, моя прабабушка. Жена Вера Григорьевна, по всей вероятности, также происходила из "польского" старообрядческого рода Гордеевых (но прямых подтверждений этому нет). Василий Гордеев, как и Василей Зеновьев, прибыл на Алтай в числе первой партии переселенцев, гонимых из Польши.

Традиции и образ жизни

Благодаря компактному расселению, приверженности своей вере и эндогамным бракам, староверы долгое время сохраняли свой традиционный уклад жизни и быта. В одежде старообрядцев долгое время сохранялись черты русского костюма. Мужчины носили длинный кафтан, жилет или поддевку, рубашку-косоворотку навыпуск, широкие штаны, сапоги с высокими голенищами, лапти.

Жили двором или усадьбою. Все дворы состояли из 2-х частей: чистой и хозяйственной. В каждом подворье была баня, хлев, гумно, клеть и поветь. Дом делился на две половины: "чистую" и "жилую". Детей в семьях было много. Работали все с утра до ночи. Большим грехом у староверов считалось курение. Ещё известно, что кержаки-староверы со своей посуды чужакам есть и пить не давали, крестились двумя перстами, пользовались собственными богослужебными книгами, при молитве использовали лестовку.

Как правило, старообрядцы брали в жены невест из таких же старообрядческих семей. Но были и исключения. Жена Никифора Зеновьева Феодосия Филипова происходила из казацкого рода Меркульевых и была внучкой отставного казака Степана Меркульева. Её отец, Филип Меркурьев в 1783 году был прислан в Петропавловское по указу Колыванской казенной палаты в качестве исправника. Говорят, уже тогда Зеновьевы были зажиточными крестьянами, пользовались авторитетом и уважением среди местной округи. Вот и решил Филип Меркульев породниться с Зеновьевыми.

Третий век гонений

В XX веке многие Зеновьевы стали именоваться Зиновьевыми. Причина перемены фамилии не совсем понятна, но по переписи 1917 г. Иларион Яковлевич уже имел фамилию Зиновьев. В конце 1920 гг. многие крепкие хозяйства жителей Топольного, Сибирячихи, Солонешного были признаны советской властью кулацкими. Не дожидаясь экспроприации Иларион Яковлевич принимает непростое для семьи решение покинуть свои земли, оставить усадьбу и практически всё нажитое хозяйство, чтобы затеряться в Бийске. Говорят, что накрепко срубленный дом Зиновьевых потом ещё долго будет использоваться под сельскую школу и простоит почти 100 лет. Вот так в двадцатом веке закончилась история, которая началась ещё в конце семнадцатого столетия с гонений, преследований и выселений старообрядцев.

P.S. Потомки Илариона Яковлевича Зиновьева в настоящее время проживают в Бийске, Барнауле, Томске, но уже имеют другие фамилии. От себя могу добавить, что волею судеб двадцать лет моих поисков увенчались успехом и теперь у меня есть возможность поделиться этой доподлинной историей.

Литература:

1. Булыгин Ю.С. Первые крестьяне на Алтае. - Барнаул, 1974.

2. Швецова М. «Поляки» Змеиногорского округа. ЗСО. отд. РГО.- Омск. 1899. Книга XXVI.

3. Ширков В.П. Староверы-поляки Рудного Алтая (XVII-XX века). - Быструха-Усть-Каменогорск, 2013.

Автор статьи:

Ульянов Александр Юрьевич

Семья Зиновьевых 1930-е годы
Семья Зиновьевых 1930-е годы