Найти тему

Плачущий мальчик

В Екатеринбурге люди всё активнее интересуются искусством. Проводится много лекций, экскурсий и самое примечательное, на них можно не попасть из-за большого количества желающих. Я уже неоднократно попадала в ситуацию «мест нет». В этот раз мне повезло ухватить два последних билета на лекцию искусствоведа Екатерины Худяковой: «Страшные истории художников и картин» в рамках проекта «Арт-ужин» галереи «Главный проспект».

Особенно впечатлила одна история. Перескажу со слов искусствоведа. (Сразу скажу, не искала первоисточники. Как говорится, за что купила, за то и продаю)

Жил-был мужчина Бруно Амадио. В Италии во время второй мировой войны он был фашистом и работал в концлагере. Потом, когда война закончилась, скрываясь от правосудия, переехал в Испанию и сменил имя на Джованни Браголин. Там он начал рисовать картины. И особенно хорошо ему удавались портреты плачущих детей. Очень реалистично он передавал их эмоции. Для этого он брал за небольшие деньги натурщиков — детей из детского дома по соседству. Доводил до слёз — и рисовал. Картины охотно покупались.

Однажды детский дом сгорел. И дети, которых он рисовал — погибли в пожаре. А у художника был сын, ровесник тех детей. И он иногда играл с этими детьми, когда они приходили позировать. Случившаяся трагедия не могла не затронуть психику ребёнка. Он стал бояться огня.

А садист-отец использовал эту фобию, чтобы создать ещё один продаваемый портрет. Чтобы вызвать нужную эмоцию у натурщика, он зажигал спички и подносил к лицу ребёнка.

Доведённый мальчик проклял отца, пожелав ему сгореть.

Вскоре мальчик умер от пневмонии. А мастерская художника сгорела. Сгорело всё, кроме портрета «Плачущий мальчик». Тогда поползли слухи о том, что в картину вселилась разгневанная душа ребенка.

«Плачущий мальчик» Бруно Амадио
«Плачущий мальчик» Бруно Амадио

Художник снова переехал, теперь в Венецию, и продолжил рисовать, продавая картины туристам.

В середине 80-х, в Англии прокатилась череда необъяснимых пожаров, сопровождающимися человеческими жертвами. Заметили, что все трагические события объединяло одно — во всех случаях в помещениях присутствовала репродукция одной из картин Джованни Браголина, которая оставалась нетронутой огнем. Слухи о проклятии картины подтверждались.

В ноябре 1985 года редакция «The Sun» решила устроить массовое показательное сожжение собранных у горожан изображений заплаканного малыша, с привлечением телевидения. Акция была проведена на пустыре за городом, где был устроен огромный костёр. Газета утверждала, что навсегда сняла проклятие с помощью костра.

Не мистическое объяснение тоже есть. Пожары происходили из-за игнорирования правил пожарной безопасности. Картина в сгоревшем доме обнаруживалась просто потому, что на неё была мода, «плачущий мальчик» был примерно в каждом втором доме. Не сгорала картина при пожаре, потому что отпечатки были обработаны антипиреном. И, как правило, первым сгорал шнур, удерживающий портрет на стене, в результате чего портрет приземлялся лицом вниз, и, следовательно, был накрыт. «Проклятье» картины было целенаправленно подогреваемо. Таблоид The Sun использовал слухи для создания шумихи и привлечения внимания читателей.

Тут интересно всё, и искусственное нагнетание таблоидом истерии вокруг картины, и личность художника (подозреваю, что он социопат), и мотивация людей, приобретающих картины с плачущими детьми.