Найти в Дзене
Полит74

Грабитель с обрезом и конокрады: Экс-участковый рассказал о бандитах «лихих 90-х»

Сегодня, 10 ноября, отмечается День сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

Работа в полиции дает уникальный жизненный опыт, закаляет тело и дух. Об этом в интервью, приуроченном к знаменательному празднику, агентству Полит74 рассказал Александр Рябоконь – бывший полицейский, а ныне глава Варненского сельского поселения.

-2

Александр Николаевич 35 лет отдал службе в милиции, из них 17 лет был участковым милиционером. Ушел в отставку в 2016 году с должности заместителя начальника отдела полиции Варненского района. Подполковник полиции, награжден множеством наград, среди которых медаль «За спасение утопающего», «За доблесть в службе». Как глава поселения, Александр Рябоконь награжден медалью «За заслуги перед Варненским районом». У Александра Николаевича есть сын и дочь, которые пошли по его стопам, и также работают в полиции.

- Участковый милиционер ассоциируется с известным киноперсонажем Анискиным, который для своих подопечных был как отец. Действительно в советские годы так было?

-3

- Я считаю службу участковых уполномоченных в милиции одной из самых основных. Участковый – это мини-начальник на своем участке. Он лицо всего райотдела, потому что вплотную работает с населением. Несмотря на то, что милиция трансформировалась в полицию, задача у нее остается одна – охрана общественного порядка. Участковый всегда должен быть на переднем крае, а в сельской местности это одна из основных служб. До райотдела бывает 70 километров, а участковый рядом. Люди в любое время дня и ночи могут прийти к нему за помощью.

- Ваш стаж работы в органах внутренних дел – 35 лет. Какие должности вы занимали после службы участковым?

- В 2001 году меня назначили начальником милиции общественной безопасности, где я прослужил почти 11 лет. В моем подчинении находилось 11 подразделений – ГАИ, вневедомственная охрана, участковые. Перестроиться было сложно, ведь до этого я не был руководителем. Но справился: в течение пяти лет наш отдел был одним из лучших в области.

- За такой срок службы в силовых структурах характер может деформироваться, стать более жестким. У вас такое было? Как к вашей службе относилась семья?

- Я из небольшой деревни. По сегодняшний день односельчане ко мне относятся, как родному. Жена говорит - пока был участковым, к нам день и ночь люди приходили, стал начальником – то же самое. В семье никаких проблем не возникало, я служил, супруга работала учителем начальных классов, а потом завучем. Когда дети окончили школу, даже сомнений не возникало, какую профессию они выберут. Сын сразу сказал – буду милиционером. Дочь поступила в школу милиции не с первого раза, но тоже добилась своего. Сейчас сын работает начальником отдела в Еткульском районе, дочь в ГИБДД в селе Миасском, зять тоже майор полиции.

-4

- Александр Николаевич, можете припомнить самые интересные случаи во время вашей работы участковым?

- Когда мне было 26 лет, я был награжден медалью «За спасение утопающего». А дело было так: в конце апреля, в половодье я чистил служебный мотоцикл «Урал» на берегу реки. С другой стороны вижу лошадь, запряженную в телегу, которую мужик пытается провести. Вдруг лошадь вместе с ним падает в воду, мужик начинает тонуть. Я прыгаю за ним, нас сцепляет, тащит. Мужика я сразу вытащил, выхватил нож у него из голенища, разрезал гужевое соединения, спас и лошадь. Дома родители раскочегарили печку, бутылку водки на меня вылили, завернули в одеяло - оклемался. На работе руководство спрашивает – почему не рассказываешь, как спас мужчину? Пришлось рассказать. Дали медаль за спасение утопающего.

Был страшный случай с ограблением магазина. Во время грозы сработала сигнализация, хозяин прибежал с ружьем и женой в ночнушке. Видят - три человека баулы выбрасывают с краденым. Завязалась перестрелка, грабители бросили взрывпакет, устроив настоящий переполох в деревне. Я прилетаю в шесть утра и начинаю искать преступников вокруг поселка. Заметил подозрительного парня: высокий рост, черная бейсболка, черная куртка. Подхожу, а он с обрезом! Еще и каратист оказался. Но удалось его скрутить и надеть наручники. Бандитов как слепых котят на дело привезли: вот вам магазин и два часа времени. Потом задержали всех. Такие были «лихие 90-е».

А был смешной случай с кражей лошадей. Как сейчас помню, 8 марта. Я в одних туфлях, налегке. Увели коней из табуна, а куда – непонятно. Я решил проехать в соседний населенный пункт, где увидел следы, ведущие в поле. Дальше не проедешь. Попросил у товарища «Буран» и доехал до домика охотников. Оттуда дымок, дверь закрыта. Сверху залез и вижу наших коней и трех мужиков: цыган, гость с Украины и парень из Казахстана. Загнал их в угол – смотрю, самое слабое звено цыган. Я заставил его связать арканом подельников, а затем связал самого. Посадил их на лошадей, и поехали: я на «Буране» с пистолетом, они друг за другом. Привез на животноводческую ферму. Руководство является, а тут лежат связанными эти товарищи, и я мокрый, босиком, ноги на столе.