Есть у меня воспоминание детства - я стою на выщербленной бетонной плитке у театра Камала в Казани, на набережной озера Кабан. Вытянутое озеро уходит куда-то вдаль, и что на дальнем берегу - не разглядеть. Ощущение неведомого далека, которое хотелось преодолеть. И вот, сначала я увидел на карте..
К югу от центра Казани простираются заливы с лесистыми берегами. Глазами можно прочертить линию водоемов от центра города до них. Казалось бы, садись на байдарку и плыви, но...
Как-то мы случайно нашли схему инженерной защиты Казани от грунтовых и паводковых вод ("мечта диггера"). Меня больше всего впечатлил на ней канал "Магистральный-1", это при том, что никакого "Магистрального-2" не существовало.
Дело в том, что в краеведческом сообществе принято считать, что озеро Средний Кабан в Казани соединялось с Волгой так называемой Монастырской протокой. И что происхождение ее искусственное (рыли вручную монахи с Архиерейской дачи неподалеку), но, мол, очень древнее.
Но если глянуть на карту 1939 года, а затем и на немецкие аэрофотоснимки, то понятно, что в годы возведения инженерной защиты Казани при наполнении Куйбышевского водохранилища, искусственный и спрямленный, более длинный канал просто включил в себя старую протоку, а сам дотянулся до насосной станции на дамбе. Более того, продолжился в сторону Волги вдоль дамбы, работая дреной, и в садах на ее дальнем конце получил романтичное название "Карасик".
А вот в районе насосной станции, после дамбы, идет пробитый водой канал для откаченной воды к Волге, к водохранилищу. Канал этот был на космоснимках широкий, текущий, впадающий в озеро Шанхай, а затем из него еще в длинный залив Подувалье. И если пройти залив Подувалье до конца, то можно выйти в открытую Волгу, а там и конечная автобуса Победилово недалеко, чтобы послать на нем гонца за машинами.
Если говорить о том, что места те знали только 2 состояния, до водохранилища, и после, то это не совсем верно. Дело в том, что первое десятилетие после создания водохранилища прямо к самой защитной дамбе и насосной станции выходил очень сильно вдающийся в материк мелкий, но широкий залив. В какой-то момент было решено, что это неразумное расходование земли, и заливы стали замывать земснарядами, оставляя только узкий канал для слива воды из насосной. Так из примерно ровных по форме заливов возникли отдельные озера, проливы и каналы. Но до того момента была уникальная возможность, о которой мне в детстве рассказывал брат бабушки дядя Толя. У него была лодка с мотором, которую он держал у кого-то во дворе в Борисково, на озере Верхний Кабан. Из озера была протока, она и сейчас есть, но теряется в болоте и камышах, а вот тогда она выходила на широкий простор этих заливов. Верхний Кабан, получается, имел прямую связь с водохранилищем и был с ним на одном уровне. И ездили они на этой лодке на дачку на острове Тарзан. Дачи и сейчас есть, но туда можно чуть ли не на машинах доехать по дамбам и мосткам. Ну и вот в какой-то момент, гидронамыв эти связи нарушил, видимо в 1970е.
Но нам надо не из Верхнего Кабана, а из Нижнего (хотя по нему мы прошли считанные метры, сразу завернув под мост, разминувшись со спортсменами-байдарочниками). Нижний Кабан, Ботаническая протока, Средний Кабан - все один водоем одного уровня. И - немножко Нидерланды. Ниже нормального уровня Куйбышевского водохранилища на 2 метра. И потому должны постоянно откачиваться насосными станциями за дамбы. Подземными водам-то связаны. Когда в 2010 году и сама Волга упала ниже этого уровня, то и в озерах уровень упал, и стал ниже без всяких насосных.
Нас 2 байдарки "Таймень", в одной я, Миша и Ришат, в другой Тема, Радиф и Серега. У Радифа нет весел из-за некомплектности, поэтому он с нами только первый участок до конца собственно озер.
Впереди маячит трасса соревнований для водников. Для меня удивительно, что на 2017 год на Кабане было несколько спортшкол и баз, и федеральные на Среднем с прямым гребным каналом, вырытым на месте старого отвала шлаков с ТЭЦ, и республиканские (последняя была на Нижнем в зоне реконструкции набережной и закрылась), и куча частных школ вейкбординга. Сейчас тоже есть это многообразие, но постоянно что-то меняется, а старики ворчат - "вот, раньше"..
Во время заплыва мимо поселка Бутырки и ул. Модельная мы прошли близко к берегу, где купались дети. Первый их вопрос был "а кто вам разрешил тут на байдарке". Хех, странный вопрос, сами себе разрешили.
Мы прошли в самый конец озера, в так называемый "Чертов угол" и вошли в то ли Магистральный-1, то ли в Монастырскую протоку. На территории бывшего военного городка гуляли мамы с детьми, и под крики "Әнә абыйлар йөзәләр" ("Вот дяди плывут"), мы прошли под первые мостки. И как их было много на нашем пути!
Надо сказать, что на участке канала до самой насосной станции началось несметное число мостиков, дамб, шлюзов, затворов, каждый из которых мы преодолевали переносом. Снимать фото было совершенно несподручно, поэтому предлагаю посмотреть видео - его серединка как раз про этот интересный участок.
В одном месте мы вылезли на мостки прямо под ноги местному пьяному мужику, ну совешенно невозмутившемуся нашим внезапным появлением. И это было до улицы Тульская. На Тульской мы перебежали с байдарками прямо поперек троллейбуса! Тут Радиф нас покинул, а мы пошли дальше. Но таки успел снять несколько фото, показанных выше. А вот уже после Тульской начались низководные мосты, под которые мы то ложились, то переносили сверху, где-то чуть оторвав кончик шкуры нашей байды. Дети со всей улицы и бабушки прибегали к нам, мы были событием на всей улице (сливающей в этот канал свою канализацию).
Иногда мы задевали веслами припаркованные у берега машины, канал стал насквозь заросшим травой, внутрь запрыгивали лягухи, а запах становился тяжелее и канализационнее. Победилово с отстойниками все ближе.
После поворота к самой насосной появился заметный уклон, мы разогнались под ЖД мостом и первая байдарка обо что-то порвалась. В диком комарятнике мы встали на починку, и зачинили ее... велоремкомплектом. И вот мы вышли к Опасному Сосалу, где канал был перекрыт решетками. Мы вылезли из него и прошли пару сотен метров с байдами на ту сторону дамбы.
А затем мы попали почти на природу! Запах даже чуть прошел. Начались Отары с одной стороны, а с другой молодой лес. Гуляли мамы с колясками, бабушки, собирающие грибы, кричали нам "кая барасыз", а мы им "Волгага, тфу, Иделгә". Протока текла и заметно, чуть напоминая летний Юшут. Где-то справа осталась незамеченная стыковка с Отарским озером.
Нас незримо сопровождает "кефирный маньяк" - местный рыбак, который орудует бутылками кефира, помечающими какие-то привязанные на дне грузы. Почти весь канал в его "произведениях"
Мы чуть застряли на упавшем дереве. В одном месте мы залегли на дно байдарок и въехали в огромную трубу под дорогой, и вышли на противоположной стороне. Но вот течение замедлилось, жилье исчезло, лес заболотился. Мы выходим к месту, где протока от насосной выливается в озеро Шанхай.
После прохода "за ряску" открывается просто озера Шанхай.
Мы проходим сужение, отделяющее Шанхай от Подувалья, где расположен местный дачный пляж. Для дачников мы тоже событие, дети даже пытаются нас утопить)
Но и без них мы замечаем, что каждая волна от катера добавляет воды внутрь - сорванная в завалах заглушка на шкуру пропускает. Мы выбираемся на частный причал вылить воду из байды и меняем рассадку, я, тяжелый, сажусь вперед, чтобы дыра стала повыше.
И уже в спокойном ритме выходим в самый конец залива. На Волге спокойно, но волжские волны огого, байдарки скрипят на них, изгибаясь на непривычной длинне волны. Мы решаем не идти к остановке проливами, опасаясь заблудиться и не успеть до темноты, а просто в месте, где можно доехать на авто делимся, гонцы за машинами, а остальные разбирают байды. Нам и так хватило приключений, бонусы в виде волжских островов уже не нужны, руки и тела устали )) Едем в сторону города и понимаем, что в центре пахнет лучше))
Вот такое вот получилось исследовательское путешествие.
А вы как, пошли бы по этому маршруту?