120 подписчиков

О рекламе и только

142 прочитали

30 октября в нашем музее начала работу выставка «Реклама – двигатель торговли?». В честь этого Светлана Мушникова, автор текста, хранитель музейных ценностей, рассказывает: когда появилась первая реклама и как выглядела, какие товары нуждались в привлечении внимания покупателей, оправдывала ли она затраченные на нее средства, реклама была только в Европе в 20 веке, а в Советском Союзе?

В современном мире трудно представить телевидение, радио и любые другие информационные площадки без рекламы.

Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI вв. Тогда о товарах узнавали только от коробейников на ярмарках, которые зазывали покупателей выкриками, стишками и прибаутками. Выступления зазывал и коробейников сопровождались театральными представлениями и музыкой.

Первая письменная форма рекламы появилась в XVII веке. Товар стали рекламировать с помощью лубочных картинок. Рисунки наносили на деревянные дощечки – лубки. Рекламировали российские и иностранные товары. С помощью лубочных картинок собирали и церковные пожертвования. В XVIII в. на лубках появилась реклама европейского образа жизни, западная мода и новые предметы быта. Однако Пётр I ввёл указ, согласно которому картинки стали печатать только в типографиях по специальному разрешению. В том же XVIII в. появилась первая реклама в газете. В петровских «Ведомостях» на последней полосе начали публиковать объявления о купле и продаже товаров, расположении магазинов, объявления о продаже крепостных, покупке земли, поиске гувернантки.

Во второй половине XIX века в крупных городах Российской империи появились ярмарочные «листки». Это сезонные газеты, которые печатали накануне и бесплатно распространяли во время ярмарок. В листках помещали рекламу товаров, информацию о купцах и правительственные распоряжения о торговле. Большими тиражами выпускали так называемые «постоянные» листки. Постепенно газеты и журналы стали издаваться на коммерческой основе. В них помимо рекламы, печатали брачные объявления. Кроме рекламных материалов в них печатали статьи о новых способах продвижения товаров. Например, рекомендовали устанавливать специальные афишные тумбы. В это же время стали создавать рекламные бюро, а в типографиях – закупать новое техническое оснащение. Качество вывесок и листовок повысилось за счёт технологий гелиогравюры и фототипии. Многие торговцы заказывали шрифтовые вывески из металла или дерева.

Во второй половине XIX века реклама в России стала разнообразнее. Товар уже продвигали рекламные бюро, а типографии были лучше оснащены технически. Вывески и листовки стали более качественными благодаря технологиям гелиогравюры и фототипии. Многие торговцы заказывали шрифтовые вывески из металла или дерева.

В 1878 г. в Санкт-Петербурге уроженец Праги Людвиг Морицевич Метцль открыл первое в России рекламное агентство и назвал его «Центральная контора объявлений торгового дома Л. Метцль и Ко». Лозунг предприятия был очень прост: «Объявление – есть двигатель торговли!».

Первоначально сотрудники агентства искали клиентов, которые размещали объявления в российских периодических изданиях. Затем Метцль стал печатать рекламу в изданиях Европейских стран, что позволило ему выйти на международный уровень. В 1882 г. Александр III наградил Людвига Метцля золотой медалью «За полезное» после посещения 1-ой Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве. В 1901 г. ему удалось выстроить отношения с персидской печатью – публиковал объявления в передовых газетах Персии. Спустя время агентство было переименовано в «Российское акционерное общество объявлений». В обязанности сотрудников входило не только размещение объявлений, а также составление самих объявлений, перевод текста, проведение подписной кампании, подбор изданий для клиентов, план размещения рекламы. Однако после Октябрьской революции агентство закрыло все свои филиалы по всей стране.

После революции частная реклама оказалась под запретом.

Но уже в 1922 году Советское правительство разрешило торговую рекламу. В газетах снова появились объявления о купле и продаже товаров, на улицах – плакаты. В 1920-х возникли рекламные конторы «Рекламтранс», «Промреклама», коммерческое агентство «Связь». Они продвигали товары государственных предприятий.

Значок "Лучший пропагандист Хабарвоского края"
Значок "Лучший пропагандист Хабарвоского края"

Вплоть до начала перестройки право на рекламу оставалось только у государства. За организацию торговой рекламы в Советском Союзе отвечали союзные, республиканские министерства торговли и Центросоюз, которые изучали и координировали рекламную деятельность в торговле. Для этих целей были созданы Всесоюзное объединение по торговой рекламе при Министерстве торговли СССР («Союзторгреклама»), Главное управление торговой рекламы в составе Центросоюза, Межведомственный совет по рекламе при Министерстве торговли СССР, куда вошли представители промышленности, торговли, рекламных организаций, печати, кинематографии, художники, писатели. В совете было четыре секции: реклама промышленных товаров, культуры, одежды и быта; реклама продовольственных товаров и рационального питания; методология и эстетика рекламы; экономика и организация рекламы.

Контроль над исполнением всех этих работ был возложен на республиканские министерства торговли. В областных центрах страны в оформлении торговой рекламы участвовали городские оформительские организации. В крупных городах областного и краевого значения при горисполкомах организовали комбинаты и мастерские, занимавшиеся оформлением города и рекламой.

Для распространения рекламы большое значение имела коллективная подписка (фабрики, заводы, библиотеки, институты и т. п.). В прессе, к примеру, в журнале «Новые товары», сообщали о новинках советской промышленности, государственных лотереях, сберкассах. К подписным изданиям добавляли буклеты с рекламой книжной и печатной продукции. В магазинах раздавали листовки-рецепты с использованием новых продуктов.

На телевидении и радио СССР отсутствовали рекламные заставки. Но иногда перед показами художественных фильмов включали короткие видеоролики с информацией о товарах. Первой рекламой такого типа был видеоролик о кукурузе 1964 г. выпуска. Во второй половине XX века на крупных предприятиях появились специальные подразделения, ответственные за рекламу. Среди сотрудников таких отделов распространяли бюллетень «Новости рекламы», куда помещали информацию о состоянии рекламного рынка.

Реклама в постсоветской России очень быстро стала необходимой частью практически всех сторон жизни общества. Рынок рекламы стремительно развивался. За первые три года рыночных преобразований рекламный рынок структурировался: установились определенные пропорции между отдельными видами рекламной деятельности, стали складываться отношения между основными субъектами рекламного процесса.

После начала перестройки в СССР рекламу создавали по западному образцу. Начали открываться негосударственные рекламные агентства. На телевидении передачи и фильмы прерывались «рекламными паузами». В газетах и журналах публиковались объявления о кооперативах, о появлении на отечественном рынке частных предприятий и иностранных компаний. Возникли негосударственные рекламные агентства, первые частные издания, среди которых были «Независимая газета» и «Коммерсантъ».

Реклама 1990-х гг. считается уникальным социально-психологическим явлением.

В эти годы формировалось новое потребительское восприятие, а реклама стала своеобразным отображением представлений прогрессивного Запада. На рынке предлагались новые товары с услугами. Особую значимость приобрела социальная реклама, а главными темами социально-рекламных проектов становятся проблемы семьи, подростков и здоровье населения. За социальную рекламу стало отвечать всероссийское Агентство социальной информации, которое координировало работу в области социальной рекламы для СМИ и органов социальной власти.

С 2000-х гг. реклама стала развиваться иначе. Если раньше основным источником информации о товаре или услуге была телевизионная реклама, то с развитием интернета и появления социальных сетей возможности рекламы выросли. В наше время рекламная индустрия, широко используя всевозможные информационные площадки, продолжает выполнять свои главные функции – экономическую, маркетинговую, коммуникативную и социальную.

В собрании Гродековского музея хранится значительная коллекция с рекламой XIX-XXI вв. На выставке вы сможете увидеть не только рекламные листовки и объявления, но и образцы рекламируемой продукции, а также сопутствующие предметы: пломба свинцовая торгового дома «Чурин и К», фантики из-под жевательных резинок «WRIGLEY’S», спичечные коробки, буклеты социальной рекламы, шариковые ручки с логотипами и другие образцы знакомят нас с носителями рекламы разного периода и типа, а также открытое письмо на оптовый склад «Перуин» для заказа средства для укрепления волос и от перхоти «Перуин». Про это средство расскажем в следующей публикации в социальных сетях: Вконтакте, Одноклассники и в телеграм-канале музея!

Если вы в Хабаровске - ждем вас на выставке!