Найти тему

Где в центре Воронежа находился свой Обводной канал

Если погружаться в архивы еще дореволюционного Воронежа, то на самом деле обнаруживаешь такое большое количество мест, зданий и просто каких-то объектов, которые, к сожалению, не дожили до наших дней, что диву даешься. Одним из таких объектов был Обводной канал на окраине города, которая сегодня является центром. В наши дни про Обводной канал, кроме историков и краеведов, уже практически никто не помнит, потому как было это очень давно, да и свидетельств его существования сейчас не осталось. Сейчас на его месте пешеходный бульвар на улице Кольцовской.

Улица Кольцовская, согласно генеральному плану от 1774 года, должна была опоясывать город вдоль его северо-западной границы. Да да, сейчас это сложно представить, но в те годы это была самая окраина города. Более того, как тогда принято было, на этой самой окраине, то есть вдоль улицы, был насыпан новый городской вал. На улице Кольцовской находилась также застава и выезд из города в сторону Нижнедевицка, в честь чего это место было названо позже "Девицким выездом".

Это сейчас Кольцовская - центр города, а вот тогда самым первым сооружением, появившимся за валом, был чугунолитейный и колокольный завод, который принадлежал купцу Самофалову. Находился он примерно на том месте, где сейчас расположена кондитерская фабрика. И да, кстати, как вы уже наверняка догадались, улица тогда называлась совсем не Кольцовской, она была Лесной. Второе название - улица Лесных дворов. Дело в том, что на улице располагались лесные и дровяные склады.

-2

Но вернемся к обводному каналу. Появился он после того, как первоначальный вариант городской канализации предложил проложить губернатор Синельников. Это была самая обычная сточная канава, которая пересекалась четырьмя мостами. Хотя, мостами это сложно назвать, скорее небольшие деревянные мостики. По предложению городских властей мосты были названы в честь тех купцов, которые пожертвовали средства на постройку как самого канала, так и собственно мостов. Это были мосты Синицинский, Борисовский и Смирновский. Насчет четвертого, к сожалению, узнать не удалось. Кстати, эта самая сточная канава была тем самым местом, где зимой учился кататься на коньках прославленный будущий олимпийский чемпион Панин-Коломенкин. Самый первый олимпийский чемпион в истории нашей страны, между прочим.

-3

Тот самый канал просуществовал целых сто лет и исчез только после того, как улица Лесная стала превращаться в промышленный район. В 1914 году на улице появились первые трамвайные рельсы. Но правда пуск первого трамвая сорвался из-за того, что началась Первая мировая война, затем революция, Гражданская война. Только в 1931 году на улице окончательно оборудовали и полноценно запустили первый городской трамвай. Спустя три года была проведена перепланировка улицы по типу "бульвара", в следствие чего проезжую часть частично замостили. Ну и сам Обводной канал перестал существовать. От него сегодня не осталось и следа.

Читайте также:

Подписывайтесь на мой канал, впереди еще много интересного о нашем городе

Исторический канал мужа, который помогает в поиске многих архивных материалов