13,6K подписчиков

«Савицкая? Это силища»

110 прочитали

11 ноября – 155 лет со дня рождения Маргариты Георгиевны Савицкой (1868 – 1911), замечательной актрисы, стоявшей у истоков Художественного театра.

Маргарита Савицкая
Маргарита Савицкая

Она исполняла в МХТ ведущие роли – играла Ирину в «Царе Федоре Иоанновиче», Анну в «На дне», Ольгу в «Трех сестрах» – и отдавала театру всю себя. Но про саму актрису известно мало. Маргарита Георгиевна не оставила дневников или мемуаров, не мелькала в скандалах. Историю актрисы Савицкой мы можем узнать только со слов ее коллег, друзей и близких. Она – человек, чей образ, полный внутренней силы и большого человеческого обаяния, сохранился лишь в чужих рассказах.

Маргарита родилась 11 ноября 1868 года в маленьком городе Семенове Нижегородской области. Семья ее имела дворянское происхождение, что позволило отправить девочку на обучение в гимназию в Казань. В Казани же она обучилась на сестру милосердия и ездила «на холеру», то есть отправлялась в очаги эпидемии холеры, чтобы ухаживать за больными. После окончания гимназии Маргарита стала преподавательницей: в частной школе, а потом и в родной гимназии она вела класс по русскому языку и словесности. Однако педагогическая деятельность не стала для Савицкой призванием, а после резкого отрицательного отзыва в ее адрес от надзирателя за гимназиями она и вовсе подала в отставку.

В роли царицы Ирины в спектакле "Царь Федор Иоаннович", 1898 г.
В роли царицы Ирины в спектакле "Царь Федор Иоаннович", 1898 г.

Душевный порыв или, может быть, интуиция увлекли ее в Москву. В 1895 Маргарита безуспешно пробовала сдать экзамен в императорское театральное училище. После чего решила испытать счастья в Филармоническом училище, где набирал курс Владимир Иванович Немирович-Данченко. И поступила. Савицкая училась вместе с Ольгой Книппер и Всеволодом Мейерхольдом, а в 1898 году вместе со своими однокурсниками вошла в труппу только что появившегося Московского Художественно-общедоступного театра.

В роли Ирены в спектакле "Когда мы, мертвые, пробуждаемся", 1900 г.
В роли Ирены в спектакле "Когда мы, мертвые, пробуждаемся", 1900 г.

Актриса прослужила в нем 13 лет, и по воспоминаниям современников, была человеком, в присутствии которого «затихали недружелюбные пикировки и излишние фривольности». Маргарита Георгиевна соответствовала образу скорее строгой учительницы, нежели актрисы. Простой наряд, всегда убранные от лица волосы и полная отдача искусству – такой ее запомнили. Жизнь в театре всегда кипит и порой страсти в ней выходят за пределы сцены. Но интриги, сплетни и завистливость не были присущи натуре Савицкой. Все в ней соответствовало одному из главных постулатов Константина Сергеевича Станиславского: «Любите искусство в себе, а не себя в искусстве».

В роли Порции в спектакле "Юлий Цезарь", 1903 г.
В роли Порции в спектакле "Юлий Цезарь", 1903 г.

Первым спектаклем Художественного театра стал «Царь Федор Иоаннович» - знаменитая и желанная для многих театров пьеса Алексея Толстого, долгие годы находившая под цензурным запретом. Савицкая, в состав с Ольгой Книппер, исполняла роль царицы Ирины – супруги царя. Станиславский долго раздумывал – стоит ли давать ей эту роль: «Савицкая? Нет, ей скорее играть Бориса или Грозного. Это силища, мало женщины». Свою силу Маргарита Георгиевна в итоге обратила в смирение и тихую мудрость. Коллеги Савицкой и театральные критики, говоря об ее актерских работах, в первую очередь отмечали ее поразительной глубины взгляд, в котором можно было прочитать всю суть роли. Даже сейчас, когда остались только фотографии, легко понять, о чем шла речь. Савицкая в образе Ирины смотрит куда-то выше человеческого, одними глазами она ведет диалог о судьбе своей героини.

В роли Вари в спектакле "Вишневый сад", 1904 г.
В роли Вари в спектакле "Вишневый сад", 1904 г.

За годы службы в Художественном театре Маргарита Георгиевна исполнила множество ролей. Играя Антигону, она в пламенном монологе отстаивала право своей героини жить и пыталась создать монументальный классический образ. Образ Ольги в «Трех сестрах» Маргарита Георгиевна собрала из множества маленьких штрихов и воплотила в ней образец благородства. Многие критики той эпохи не раз отмечали, что Савицкая не обладала даром трагического существования. Однако она умела с невероятной точностью находить в возвышенных бедах вселенского масштаба человеческие опоры. Как, например, в исполнении роли госпожи Альвинг в спектакле «Привидения». Савицкая на сцене проживала «драму материнского сердца», уведя на второй план идейное морализаторство своей героини. Ее игру современники называли сдержанной и интеллигентной, но с острым ощущением той бури, что кроется под оболочкой спокойствия.

В роли Ольги, "Три сестры", 1901 г.
В роли Ольги, "Три сестры", 1901 г.

Маргарита Савицкая умерла от рака 9 апреля 1911 года. Ей было 42 года. Константин Сергеевич Станиславский писал:

«Ее смерть соединила и сблизила всех товарищей. Панихиды многолюдны. Как всегда, только теперь мы поняли, какой пример и элемент чистоты и благородства являла собой покойная.
За 13 лет ни одного резкого слова, каприза, ни одной сплетни, ни одной неприятности. Завтра утром ее хороним».

В день похорон в театре отменили спектакль, а на ленте поверх креста было вышито: «Тихому, ясному свету, сиявшему нам на всем пути нашем».

Когда в 1923 году при МХАТе был основан музей, там появилась мемориальная комната Савицкой, которую сохранил и передал театру ее муж, актер и режиссер Георгий Бурджалов.

В роли госпожи Альвинг в спектакле "Привидения", 1905 г.
В роли госпожи Альвинг в спектакле "Привидения", 1905 г.

Автор текста Екатерина Белова

Фото из фондов Музея МХАТ