Найти тему

Николай Фешин - русский эмигрант, работы которого пленяют своим звучанием

2K прочитали

...Красота, заключённая в его полотнах, русский дух, не растраченный им до последних дней, сеют добро и добрые чувства и в Америке, и в Европе... художник С. Т. Коненков

Он родился и жил в России, а уже вторую половину жизни провел в Америке. Художник двух стран, но все же русский!!!

Он был лишь разделен двумя континентами - "жизнь до" и "жизнь после", просто не принял, не примирился, не признал советской действительности. Добился признания за океаном, но невероятно скучал по Родине.

Американцы называли его "Богом живописи", а советская власть совершенно не замечала удивительных и неповторимых картин, наполненных особой энергетикой звучания и невероятным мастерством.

Жизнь художника была крайне непредсказуемой, как настоящий остросюжетный роман, в ней было все: нищета и богатство, любовь и предательство, разбитые мечты и весь мир на ладони, ограничения и полная свобода.

Итак, знакомьтесь - Николай Иванович Фешин - выдающийся живописец, удивительный портретист мировой величины, скульптор, резчик по дереву и талантливейший ученик Ильи Репина. Его картины находятся в крупнейших музеях мира и частных коллекциях, а на аукционах стоимость отдельных работ составляет миллионы американских долларов.

Николай Фешин Автопортрет, 1920 год https://gallerix.ru
Николай Фешин Автопортрет, 1920 год https://gallerix.ru

Родился Николай 8 декабря 1881 года в Казани, в семье преуспевающего мастера по резьбе и владельца позолото-столярной иконописной мастерской. В мастерской отца маленький Коля и проводил все свое свободное время. Все это его интересовало и увлекало.

А в четыре года ребенок заболел менингитом. Ничто не могло помочь - ни лучшие врачи, ни дорогие лекарства, все лишь разводили руками и призывали родителей готовиться к худшему. Как же это знакомо... Когда нет выхода, мы обращаемся к вере и надеемся на чудо, стараясь взять его в свои ладони и приблизить к тому, кто очень дорог. Таким человеком в семье оказался Фешин-старший, который удивительным образом привез из казанского собора икону Тихвинской Божьей матери.

Н. Фешин Портрет отца, 1918 год https://artchive.ru/nicolaifechin
Н. Фешин Портрет отца, 1918 год https://artchive.ru/nicolaifechin

Огромную икону занесли в дом, трижды обошли с ней вокруг кровати больного и прикоснулись образом к ребенку. Коля пошевелился. С этого момента и началось его выздоровление, только стал замкнут и нелюдим, словно зрело внутри то, что затем вырвалось в мир. Стал увлекаться рисованием, с большим удовольствием ходил по знакомым окрестностям и делала свои зарисовки. А затем поступил в художественную школу Казани.

Только так случилось, что Фешин-старший разорился и вся собственность семьи, также как и мастерская, были проданы за долги. Семья стала жить крайне бедно в городе, а отец ездил по ближайшим окрестностям, стараясь заработать на пропитание. Семья не выдерживает этого испытания и распадается - отец уезжает из Казани, мать - к родным в Кострому, а 14-летний Николай продолжает учиться в художественной школе, живя совсем один и впроголодь, получая небольшую помощь от своих родственников. Было самое главное и жизненно необходимое в его жизни - рисование! И остается загадкой, как могла мать оставить своего ребенка совершенно одного.

Н. Фешин "Мать художника Прасковья Фешина", 1916 год https://artchive.ru/nicolaifechin
Н. Фешин "Мать художника Прасковья Фешина", 1916 год https://artchive.ru/nicolaifechin

А что было дальше? Конечно же Академия художеств, с которую Николай поступает в 1900 году. Нужно отдать должное Академии, но там заботились о талантливых, но бедных учениках - не брали плату за обучение, постоянные бесплатные обеды, выделяли гранты. Уже в те времена Николай зарабатывал немного своими иллюстрациями. И первая удача - попадает на обучение к Илье Репину, влияние которого на учеников было огромно! Только раскрылся Фешин после того, как Репин покинул Академию.

...Мы, студенты, были предоставлены сами себе, и эти два последние года были наиболее существенны для меня как для художника... Н. Фешин

Почему? Прошло время руководства и начался период экспериментов, поиска, своего собственного полета. Начинающий художник позволил себе творить ровно так, как чувствовал, как видел...потому как сначала мы учимся, накапливаем опыт и мастерство, но стоит убрать преграды и заграждения, как просыпается твой индивидуальный и неповторимый внутренний мир, жаждущий быть самим собой, быть свободным и готовый заявить о себе.

Академию Николай окончил с медалью и стипендией, на которую он колесил по Европе: Италия, Франция, Германия, Австрия. Он смотрел, наслаждался, впитывал, наблюдал, но сам не писал. Раздумывал над тем, чтобы поучиться, но довольно скоро отказался от этой мысли.

Признание Фешину пришло в 1908 году, когда выставочная картина "Дама в лиловом" была приобретена в музей Академии.

Н. Фешин "Дама в лиловом", 1908 год. Фото с сайта https://artchive.ru/nicolaifechin
Н. Фешин "Дама в лиловом", 1908 год. Фото с сайта https://artchive.ru/nicolaifechin

Эта работа магнитит и притягивает взгляд, пленит своим звучанием и хочется знать о ней больше, но натурщица неизвестна. Таинственная незнакомка, но умна и элегантна...изящный профиль, тонкие пальцы и немного небрежная прическа... Во всем есть неповторимый характер, движение и жизнь. Девушка словно обрамлена цветом в движущемся пространстве. Невероятно тонкая, немного волнующая работа с весьма скромной цветовой палитрой, но в ней неповторимый характер и вложенная энергия мастера.

...Цель мастера живописца заключается не в бессознательном загромождении холста материалами, а в разумной экономии их… Об ограниченной палитре необходимо особенно помнить начинающим, ибо, чем меньше красок, тем больше пищи разуму в работе... Н. Фешин

За эту работу Николай получает также золотую медаль на художественной выставке в Мюнхене. Его картины начинают появляться в Европе, где его с большим интересом принимают.

А тем временем Николай возвращается на свою родину и начинает преподавать в Казанской художественной школе. Уровень образования оставлял желать лучшего. Он не был теоретиком, учил не словами, а делом, рисуя вместе со своими учениками.

И так получается, что о нем узнает американский коллекционер Уильям Стиммел и пишет ему письмо, приглашая представить свои работы за океаном. Художник не владел иностранными языками, поэтому за переписку взялась дочь заведующего Казанской художественной школой - Александра Белькович. Шел 1913 год...ей исполнилось 21 год, а Николаю - 32...молодость, красота, нежные чувства, общие интересы и увлечения...они решились пожениться...и уже в 1914 году родилась их единственная и очень любимая дочь Ия. Николай все больше пишет портреты, в основном это жена и дочь.

Александра, Сашенька стала его музой и большой любовью. Он писал ее постоянно, словно старался не потерять ни одного мгновения - разные состояния, ракурсы и позы...

Работы, наполненные чистотой, нежностью и удивительным теплом, внутренним светом и невероятной любовью... В них чувствуются тональные вибрации, идущие от самого сердца, разливающиеся прекрасным звучанием. Пронзительная и глубокая игра цвета и художественных нюансов, растворенные в световом потоке. В них гармония, счастье и внутренняя радость. Такие работы мог написать лишь любящий муж и отец. Легкие, воздушно-летящие, порхающие словно самые прекрасные бабочки.

Осенью 1916 года Николаю Фешину было присвоено звание действительного члена Императорской Академии художеств - высшее признание таланта дореволюционной России.

Первая Мировая война и Февральская революция нарушили привычные устои жизни и связи с заграницей. В художественном училище отключили отопление, а затем случился пожар.

...Во время самого первого года революции новое здание КХШ было лишено центрального отопления. Толстые каменные стены промерзали насквозь, а холод внутри был непереносимым... Мы рисовали и писали в пальто, варежках и валенках... В конце концов от чьей‑то неосторожности в школе начался пожар. Большинство мастерских сгорело, но, к счастью, огонь не достиг моей мастерской, дав нам возможность осторожно вынести все мои работы наружу. Пожар оказался последней страницей моей жизни, связанной со школой... Н. Фешин

В 1919 году от тифа и голода Николай теряет своих родителей, а время диктует свои условия. Фешин совершенно не поддерживает и не принимает сложившуюся ситуацию. Ему необходима была для творчества определенная среда - возможность преподавать, писать и продавать свои картины. Только в образовавшемся хаосе и беспределе это делать было совершенно не возможно. Частные заказы художник терял, а с ними и доход для семьи. Конечно можно было писать портреты вождей и значимых политических деятелей, но это был бы совсем другой Фешин.

Нужно сказать, что я и моя семья меньше других пострадали от жестокостей революции… Некоторые мои ученики неожиданно оказались на ответственных постах в новом правительстве. Один из таких учеников в самый разгар войны побеспокоился обо мне, чтобы меня не трогали, и я был под защитой. Такое внимание было очень ценно... Н. Фешин

В начальный период советской власти он действительно работает над портретами Ленина, Луначарского, но быстро теряет интерес. Это совершенно не его, творчество чуждое и безрадостное и нет в работе никакой изюминки.

В современных реалиях его искусство становится буржуазным, так как модели художника - утонченные и изящные женщины, его среда остается богемна. Художник понимает свою бесполезную трату времени и ограниченность творческой свободы. Тут и приходят мысли об эмиграции, как совершенной неизбежности.

В августе 1923 года художник Фешин со своей женой и дочерью выезжает в Америку. Помогает ему в этом очень влиятельный американский коллекционер Уильям Стиммел, который и в дальнейшем помогает Фешину влиться в художественную среду на чужбине.

В том же году пройдет персональная выставка в Художественном институте Чикаго. Публика признает и примет картины русского художника. Николай станет вести занятия для студентов в Академии искусств при Гранд Сентрал Галлерис. Он добивается большого успеха, как портретист. Александра на встречах и занятиях выступает в качестве переводчика. Нью-Йоркский период стал очень успешным и плодотворным для художника, а работы его наполнены светом и жизнерадостностью.

Если бы не революция, то художник не покинул бы своей родины, но жизнь открыла для него новый путь, которым он и воспользовался. Еще в Казани Николай переболеет туберкулезом, к этому добавится депрессия и полная неясность светлого будущего. Болезнь напомнит о себе несколько позже. Поиски подходящего климата способствуют переезду семьи в Таос, город Нью-Мексико - отличное место для творчества, прекрасные материалы и единение различные культур: американцы, индейцы, испанцы и мексиканцы. Здесь будет куплен участок земли, на котором мастер и построит свой первый настоящий дом, которого у него никогда не было.

Дом Николая Фешина в Таосе. Фото: https://kazan.aif.ru
Дом Николая Фешина в Таосе. Фото: https://kazan.aif.ru

На строительство ушло шесть лет. Фешин трудился как художник, строитель и плотник, резчик и скульптор. Это был гимн любви и преданности жене и дочери и возможно самое выдающееся произведение художника, идеальный проект, запущенный в жизнь.

А в периоде творчества - громадный взлет и максимальный рассвет! Яркие, насыщенные краски, выразительные образы, несравненный колорит и сразу чувствуются интересные личности с ярко выраженным стержнем и четкой жизненной позицией.

Однако, случилось то, что случилось...в Таосе Фешин нашел всё и всё потерял! Гром среди ясного неба - в 1933 году Александра попросила развод! Их жизнь никогда не была простой и гладкой. Шероховатости давали о себе знать от самого начала, но рождение дочери не дало возможности браку разрушиться. Причина - увлечения местным поэтом и издателем Спадом Джонсоном, как говорили, а также нежелание быть тенью своего великого мужа. Александра захотела самостоятельности и мечтала заявить о себе как о писательнице. В дальнейшем она напишет пару книг, но заметной так и не станет. Привычный мир рухнул вторично!

...Увлеклась одним поэтом, сама захотела быть писательницей. Ты знаешь её взбалмошный характер, поставила всё вверх дном. Изломала мне жизнь, не шутка, проживши с человеком 20 лет, начинать строить жизнь сначала. Мне было нестерпимо больно. Конечно, при разводе она взяла всё ценное, что было приобретено мной здесь, в Америке, и мы теперь с Ийкой настоящие бездомные бродяги. Исковеркала и нам и себе жизнь и мается теперь, стараясь доказать и себе и всем, что она великий гений... Н. Фешин (из письма брату)

Николай Иванович теряет совершенно всё - любимую женщину и музу, свой дом и налаженный быт, но только не чувства. Он все еще любит Александру и даже после развода пишет ей письма, в которых есть и нежность, и любовь, и тоска, и душевная боль, нет только упреков...

Он дает развод, но самое интересно в том, что дочь Ия остается по своему желанию с отцом. Они оставляют все Александре и уезжают в Нью-Йорк, а затем в Калифорнию. Ия со временем выходит замуж, а Николай покупает студию в Санта-Монике. Творчество и великая любовь к дочери, можно сказать, спасли Фешина и смягчили удар. Он больше не женился, а Ия не смогла простить предательство матери. Для нее отец остался самым главным и удивительно светлым человеком в жизни.

Николай Иванович станет много путешествовать, писать картины и преподавать, гулять с собакой, переписываться и встречаться с дочерью, но в его душе поселится тоска по родине, а может о счастливой жизни, которую он себе представлял. И в этой жизни был его настоящий дом и любимые рядом люди и не важно, в какой стране, самое главное, что обязательно вместе! Парадокс в том, что и Александра не стала счастливей, но о ней почему-то совершенно не хочется говорить.

Николай Фешин умер во сне 5 октября 1955 года, оставив неоконченный пейзаж на мольберте...а в одной из американских газет написала, что "умер бог живописи".

По воли отца Ия Фешина передала на родину коллекцию картин и захоронила его прах в Казани.

...Я часто думаю о прожитом и прихожу к заключению, что люди не должны покидать своей страны. Весь духовный фундамент человека закладывается с самого детства и растет вместе с окружающим до самого конца. В чужой стране он существует только физически, находясь в постоянном одиночестве... Н. Фешин

Николай Иванович Фешин - удивительный и прекрасный ценитель женской красоты, который старался жить в гармонии и внутреннем равновесии. Он всегда видел естественную красоту в каждом человеке и передавал ее с невероятной теплотой и огромной любовью, нежностью и заботой.

Мастер уже не расхаживает по классам во время занятий, останавливаясь у мольбертов, покуривая сигару, но он с нами в своих неповторимых картинах. И очень жаль, что мы, своими руками, выдворили когда-то такого художника из страны, впрочем, как и многих других, не оставляя им никакого шанса быть...

Всегда с вами - Летящая стрекоза)))

Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))