252,3K подписчиков

Его коллекции завидовали арабские шейхи. Что стало с уникальными автомобилями Брежнева

16K прочитали
Говорят, что Генри Киссинджер после того, как Леонид Ильич Брежнев прокатил его на Nissan President по подмосковным дорогам, сказал: "Политик он посредственный, но как водитель – супер-ас". Брежнев обожал автомобили. Так получилось, что он стал первым в СССР и вторым в России (первым был Николай II, в гараже которого было 50 авто) крупным автоколлекционером. В его трёх гаражах, по разным данным, было от 49 до 324 автомобилей. Мы расскажем лишь о нескольких.

В середине ноября 2019 года на аукционе в Москве были выставлены водительские права советского лидера. Неизвестный покупатель заплатил за них 1,55 млн рублей.
В середине ноября 2019 года на аукционе в Москве были выставлены водительские права советского лидера. Неизвестный покупатель заплатил за них 1,55 млн рублей.

Леонид Ильич Брежнев научился водить автомобиль во время Великой Отечественной войны. Бригадный комиссар (позднее – полковник) Брежнев частенько садился за баранку ГАЗ -67 и реально летал по военному бездорожью, пугая лихой манерой езды даже пересаженного на пассажирское место водителя.

ГАЗ -67Б. Фото: a.d-cd.net
ГАЗ -67Б. Фото: a.d-cd.net

Конечно, автомобиль не являл собой образец комфорта. Никакого сравнения со служебным Buick 90 Limited, который полагался ему как первому секретарю Днепропетровского обкома КП(б) Украины.

Buick Limited Series 90 1936 года выпуска
Buick Limited Series 90 1936 года выпуска

Но уже вскоре после окончания войны привычный комфорт был восстановлен с лихвой. Ибо первому секретарю Запорожского обкома КП (б) УССР, получившему задание в кратчайшие сроки восстановить разрушенные немцами предприятия Украины и Днепрогэс, был предоставлен советский аналог суперпредставительского Packard Super Eight ЗИС-110.

1955 год, Chevrolet

Но это, всё-таки, был автомобиль хоть и роскошный, но не личный. А первый личный Леониду Ильичу в 1955 году подарил лично Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв. Брежнева тогда поставили руководить компартией Казахстана, на целинные земли которого у Никиты Сергеевича были большие планы. И, в качестве аванса, первому секретарю ЦК КП КазССР был привезён из Австрии бело-зеленый двухдверный Chevrolet Bel Air Sport Coupe Hardtop.

Позже Леонид Ильич подарит этот автомобиль дочери Галине. В 1972 году машину у семьи Брежневых выкупил трижды Герой Советского Союза, легендарный летчик Александр Иванович Покрышкин. Выкупил он её не для себя, а для своего дальнего родственника, главного инженера Днепропетровского авторемонтного завода Валентина Игнатенко.

Хитрость состояла в том, что мечтавший об этом автомобиле Игнетаенко был близким знакомым, почти другом Леонида Ильича. А по правилам того времени, высокопоставленный чиновник не мог продать такую дефицитную вещь, как автомобиль, да ещё и иномарку, близкому человеку. Брежнев вовсе не хотел, чтобы его, пусть и за глаза, но обвинили в "кумовстве", поэтому и была проведена операция с привлечением Покрышкина. Справедливость продажи автомобиля Герою никто под сомнение поставить не мог.

1960 год. Opel

Впрочем, Галина в долгу перед отцом не осталась. В 1960 году она со своим мужем, артистом цирка Евгением Милаевым, поехала на гастроли в ФРГ. Откуда и привезла в подарок отцу серый седан Opel Kapitan L.

Говорят, что Генри Киссинджер после того, как Леонид Ильич Брежнев прокатил его на Nissan President по подмосковным дорогам, сказал: "Политик он посредственный, но как водитель – супер-ас".-6

Говорят, что Opel Брежневу пришёлся значительно больше по душе, чем Chevrolet. Тем не менее, он время от времени просил Галю дать ему ключи от "старушки", чтобы съездить на охоту.

1965 год. Buick и "Чайка"

Первая машина уже на посту Генсека была фактически захвачена в результате спецоперации. Это был Buick Electra 225 Riviera Hardtop sedan 1962 года (двигатель V8 объемом 6,6 л, 325 л.с.). Никита Хрущёв подарил его вместе с особняком и куском пляжа в Алуште шаху Ирана Мухамеду Резе Пехлеви.

Buick Electra 225 Riviera Hardtop sedan 1962 года
Buick Electra 225 Riviera Hardtop sedan 1962 года

И всё бы ничего, но в начале 1960-х Иран начал сотрудничать с США. И частью этого сотрудничества стал запуск в СССР американских шпионов через крымскую резиденцию шаха. Однако в октябре 1965 года советская контрразведка раскрыла "ирано-крымский коридор". В результате шах лишился своего советского особняка, а местная машина переехала в правительственный гараж в любимой Брежневым Мисхоре.

Позднее Buick был передан киевской Киностудии имени Довженко. Сейчас находится в частной коллекции.

***

Тогда же, в 1965-м, Леонид Ильич получил свою первую "Чайку".

ГАЗ-13 верой и правдой служил ему вплоть до 1976 года, когда её передали председателю одного из колхозов Куйбышевской области. Однако поставить правительственный «подарок» на учет было невозможно даже заслуженному труженику сельхозтруда. Поэтому, поездив немного на красавице-машине по сельским окрестностям, председатель забросил «Чайку», оставив ее доживать свой век в сарае. В начале XXI века машину с пробегом всего 60 000 купил в свою коллекцию один из местных предпринимателей.

1966 год. Chrysler и Oldsmobile

Настоящий вкус к роскошным авто у Генсека проснулся во второй половине 1960-х. В 1966-м для него были куплены сразу два автомобиля, черный Chrysler 300 1966 года (мотор V8 6,3 л, 325 л.с.) и тёмно-синий Oldsmobile Ninety-Eight LS Sedan 1966 года (8-цилиндровый двигатель объемом 7 л, 360 л.с).

Видимо Chrysler Брежневу не очень понравился. Пользовался он ею редко и вскоре авто передали в гараж Киностудии имени Горького. В 1986 году её выкупил житель Северной Осетии. А в 1992 году во время Осетино-Ингушского конфликта после безуспешной попытки угона её сожгли мародёры.

Oldsmobile Ninety-Eight LS Sedan 1966 года
Oldsmobile Ninety-Eight LS Sedan 1966 года

Судьба Oldsmobile неизвестна.

1968 год. Maserati и Rolls-Royce

В 1966 году СССР заключил контракт с итальянской компанией FIAT на строительство в Тольятти советского автогиганта. Возможно в благодарность за это итальянские коммунисты в 1968 года подарили лидеру СССР новую спортивную Maserati Quattroporte.

Четырёхдверный седан (в переводе с итальянского «Quattroporte» означает «четыре двери») с двигателем V8 мощностью 290 л. с. разгонялся до невообразимых в то время 230 км/ч. По последним данным это авто нашло пристанище в Эстонии, хотя ходят слухи, что его выкупила сама Маргарет Тэтчер.

***

Ещё один автоподарок в том же году сделал Леониду Ильичу главный капиталистический друг СССР, американский мультимиллионер Арманд Хаммер. Он преподнёс Генсеку КПСС ключи от Rolls-Royce Silver Shadow ("Серебряная тень").

Rolls-Royce Silver Shadow
Rolls-Royce Silver Shadow

Иногда "знатоки" рассказывают, что таких машин было выпущено всего 5 штук. На самом деле, Silver Shadow, напротив, стал самым распространённым и продаваемым за всю историю Rolls-Royce: всего с 1965 по 1980 года в разных модификациях было выпущено почти 30 000 авто.

1969 год. Opel, Chrysler и Mercedes

Весной 1969 года Леонид Ильич пополнил свой гараж тремя люксовыми автомобилями. Первые два – это золотистый седан с чёрным виниловым верхом Opel Diplomat V8 1969 года (двигатель Endenor V8 объемом 5,4 л, 230 л.с.)

и чёрный седан Chrysler Newport Custom 1969 года (двигатель V8 объемом 7,2 л, 370 л.с.)

Что стало с этими авто неизвестно.

***

Зато судьба третьей машины, представительского седана, Mercedes 280 SL W108 1967 года (6-цилиндровый двигатель объемом 2,8 л, 140 л.с., 5-ступенчатая МКП) цвета вишни, известна хорошо. Базировалась машина, как и многие авто Брежнева, в Мисхоре.

Генсек её люби и ездил на ней обычно сам. Машина набирала 100 км/ч за 12 секунд, разгонялась до 185 км/час, и при этом на 100 км пути жгла всего 12,5 литров бензина.

Летом 1976 года Брежнев поехал на ней поохотиться, однако, несмотря на 4 машины сопровождения, зазевался, пропустил поворот на склоне Никитского перевала, и едва не улетел со скалы. Машина зависла над пропастью. К счастью, сам Генсек не пострадал, но он за руль W108 не садился. Машину отремонтировали и передали крымскому спецдивизиону ГАИ.

Ещё один Mercedes-Benz в том же 1969 году подарил Брежневу канцлер ФРГ Вилли Брандт. И это была поистине королевская машина. Бронированный шестидверный лимузин Mercedes-Benz 600 Pullman (W100) длиной 6,2 метра вмещал 6 пассажиров, весил 3,3 тонны и был оснащен спутниковой связью.

Mercedes-Benz 600 Pullman (W100) Брежнева
Mercedes-Benz 600 Pullman (W100) Брежнева

Таких шестидверных "Пульманов" было выпущено всего два экземпляра, второй достался императору Японии. В 2008 году его за 103 600 евро выкупил коллекционер из Германии.

1971 год. Citroen и Cadillac

К началу 1970-х годов политики мира уже хорошо знали о страсти Брежнева к четырёхколёсным друзьям. А тем, кто не знал об этом, намекали, и не всегда прозрачно. Личный телохранитель Брежнева генерал-майора Владимира Медведева рассказывал, что о необходимости автоподарка МИД СССР заранее договаривался с властями страны, куда готовился визит.

В 1971 году президент Франции Жорж Помпиду подарил Брежневу спортивное купе Citroen SM. Автомобиль имел инжекторный двигатель Maserati V6 (188 л.с.), позволявший "выжимать" 225 км/час.

Говорят, что прокатившись на подарке, Брежнев вынес вердикт: «Ситроён, тесноват, и хвалённый итальянский движок больно шумный». В октябре 1983 года машину передали Московскому автомобильно-дорожному институту. С 1998 года находится в Нидерландах.

***

Следующий "автоподгон" сделал Президент США Ричард Никсон. В качестве "жеста доброй воли" он отправил в СССР в подарок черный Cadillac Fleetwood.

Cadillac Fleetwood Sixty Special Brougham 1971 года выпуска. Фото: auto.vercity.ru
Cadillac Fleetwood Sixty Special Brougham 1971 года выпуска. Фото: auto.vercity.ru

1972 год. Cadillac

"Отделаться" одним Cadillac американскому Президенту не удалось. В мае 1972 года накануне визита Никсона в Москву посол СССР в США Анатолий Добрынин приватно сообщил ему: «Леониду Ильичу очень хотелось бы получить в подарок автомобиль Cadillac Eldorado». Автомобиль изготовили по специальному заказу за три дня. На четвёртый день СпецКадиллак» был доставлен в Москву транспортным самолётом американских ВВС.

На этом автомобиле Брежнев катал Госсекретаря США Генри Киссинджера во время визита последнего в СССР в 1972 году. У Киссенджера от тех "покатушек" остались незабываемые впечатления.

«Он подвёл меня к чёрному „Кадиллаку“, который Никсон подарил ему год назад по совету Добрынина, – рассказывал Киссенджер позже. – С Брежневым за рулём мы помчались на большой скорости по узким извилистым сельским дорогам, так что можно было только молиться, чтобы на ближайшем перекрёстке появился какой-нибудь полицейский и положил конец этой рискованной игре. Но это было слишком невероятно, ибо здесь, за городом, если и имелся дорожный инспектор, он вряд ли бы осмелился остановить машину Генерального секретаря партии. Быстрая езда окончилась у причала. Брежнев посадил меня на катер с подводными крыльями, который, к счастью, вёл не он. Но мне казалось, что катер старался побить тот рекорд скорости, установленный генсеком во время нашей поездки на автомобиле».

1973 год. Lincoln, Nissan, Mercedes-Benz и "Волга"

Однако и это Брежневу оказалось мало. Уже во время визита Никсона в Москву в мае 1972 года Генеральный секретарь был просто очарован бронированным Lincoln Continental Президента США. Не выдержав, он обратился к Никсону с просьбой: «А можно и мне такой же?» И, после паузы, скромно добавил: «Только обычный, конечно». Договорились, что желание будет исполнено. когда Брежнев приедет в США с ответным визитом.

Леонид Ильич прибыл в Вашингтон 18 июня 1973 года. В столице США его ждал тот самый "обычный" Lincoln Continental стоимостью $10 000 (на современные деньги – примерно $70 000).

Ричард Никсон вручает Леониду Брежневу ключи от Lincoln Continental
Ричард Никсон вручает Леониду Брежневу ключи от Lincoln Continental

Никсон вспоминал:

«Я сделал ему официальный подарок на память о его визите в Америку — темно-голубой „Линкольн-Континенталь“ индивидуальной сборки. На приборной панели была выгравирована надпись: „На добрую память. Самые лучшие пожелания“.
Брежнев коллекционировал роскошные автомобили и поэтому не пытался скрыть своего восхищения. Он настоял на том, чтобы немедленно опробовать подарок. Он сел за руль и с энтузиазмом подтолкнул меня на пассажирское сиденье. Глава моей личной охраны побледнел, когда увидел, что я сажусь вовнутрь.
Мы помчались по одной из узких дорог, идущих по периметру вокруг Кэмп-Дэвида. Брежнев привык беспрепятственно продвигаться по центральным улицам Москвы, и я мог только воображать, что случится, если джип секретной службы или морских пехотинцев внезапно появится из-за угла на этой дороге с односторонним движением.
В одном месте был очень крутой спуск с ярким знаком и надписью: „Медленно, опасный поворот“. Даже когда я ехал здесь на спортивном автомобиле, я нажимал на тормоз, чтобы съехать с дороги вниз. Брежнев ехал со скоростью более 50 миль (80 км) в час, когда мы приблизились к спуску. Я подался вперёд и сказал: „Медленный спуск, медленный спуск“, но он не обратил на это внимания. Мы достигли конца спуска, пронзительно завизжали покрышки, когда он резко нажал на тормоза и повернул.
После нашей поездки Брежнев сказал мне: „Это очень хороший автомобиль. Он отлично идёт по дороге“. „Вы великолепный водитель, — ответил я. — Я никогда не смог бы повернуть здесь на такой скорости, с которой вы ехали“. Дипломатия — не всегда лёгкое искусство»»

Сейчас этот Lincoln Continental экспонируется в Рижском Мотормузее.

***

В 1973 году японцы начали выпуск новой модели H250 представительского лимузина Nissan President. Первый произведённый автомобиль стал служебной машиной премьер-министра "Страны восходящего Солнца". А второй, с номером шасси 000002 и левым рулём в качестве подарка отправили советскому лидеру.

Nissan President 1973 года
Nissan President 1973 года

В июне 1974 года, когда в СССР с официальным визитом прибыли Президент США Ричард Никсон с супругой и Госсекретарь Генри Киссинджер, Леонид Ильич именно на нём катал их по Москве.

Ниссан Брежнева на 3-м Всероссийском салоне редких и экзотических автомобилей, 2004 год. Фото: Рамиль ГАЛИ, www.kp.ru
Ниссан Брежнева на 3-м Всероссийском салоне редких и экзотических автомобилей, 2004 год. Фото: Рамиль ГАЛИ, www.kp.ru

После смерти Брежнева его дочь Галина продала "японца" настоятелю Почаевской Лавры, от которого он перешёл к Патриарху Пимену. В 1992 году автомобиль был куплен частным коллекционером. В последний раз "всплыл" в 2004 году на 3-м Всероссийском салоне редких и экзотических автомобилей, где его выставили за $160 000.

***

После проведения в 1973 году в Москве выставки Mercedes-Benz, руководство концерна решило подарить Леониду Ильичу голубой двухдверный родстер Mercedes-Benz 350 SL (R107). Эту машину советский лидер водил исключительно сам.

Mercedes-Benz 350 SL (R107)
Mercedes-Benz 350 SL (R107)

После смерти Брежнева его. вместе с 600-м собратом. передали в лабораторию ЗИЛ.

***

В том же году Брежнев посетил ФРГ, где немецкий канцлер Вилли Брандт подарил ему двухместный Mercedes-Benz 450 SLC (C107) синего цвета. Брежнев был доволен, но отметил, что ему больше по душе, когда машина «коммунистического» красного цвета. И немцы тут же заменили синюю машину на красную.

***

А вы что-нибудь слышали о Волге с полным приводом? Между тем, «Волга» ГАЗ-24-95 4Х4 была собрана в 1973 году в количестве целых четырех штук. По одной взяли Генсек, министр обороны СССР Дмитрий Устинов и директор ГАЗа Иван Киселев. Последнюю машину приписали к Горьковскому обкому партии.

Леонид Брежнев готовится к выстрелу возле Волги ГАЗ-24-95 4Х4
Леонид Брежнев готовится к выстрелу возле Волги ГАЗ-24-95 4Х4

Волгу-вездеход Брежнев обычно использовал для охоты в Завидово. Сегодня он является экспонатом московского музея ретро-автомобилей.

«Волга» ГАЗ-24-95, которая принадлежала Леониду Брежневу
«Волга» ГАЗ-24-95, которая принадлежала Леониду Брежневу

1974 год. Rolls-Royce

Возможно Королева Великобритании Елизаветой II не знала о том, что в 1968 году Хаммер уже подарил Брежневу Rolls-Royce Silver Shadow. Иначе она не стала бы дарить советскому лидеру такой-же автомобиль. Но, так или иначе, а в 1974 году она прислала Леониду Ильичу именно эту модель.

Судьба у этого авто оказалась грустная. В 1980 году водитель ГОН (гаража особого назначения) перегоняя автомобиль, на подмосковной дороге врезался в грузовик. По другим данным за рулём был сам Брежнев. Автомобиль получил травмы несовместимые с автомобильной жизнью. Сегодня он в этом поставарийном виде выставлен в Рижском Мотормузее.

Разбитый водителем ГОНа «Роллс-Ройс Серебряная Тень» в рижском автомузее
Разбитый водителем ГОНа «Роллс-Ройс Серебряная Тень» в рижском автомузее

1975 год. Mercedes-Benz

В этом году ГОН приобрёл для нужд Генсека всего один новый автомобиль – голубой седан Mercedes-Benz 450 SEL (W116). Летом 1977 года автомобиль был отправлен в Мисхор.

Впоследствии его выкупил в свою коллекцию издатель Евгений Гергоков.

1976 год. Mercedes-Benz и "Чайка"

В августе 1976 года в Крыму состоялась встреча Брежнева с председателем Государственного совета ГДР Эрихом Хонеккером. Дарить "старшему брату" народный Trabant (аналог нашего "Запорожца") было несолидно. а поскольку более серьёзных легковушек в ГДР не выпускалось, пришлось воспользоваться продукцией ФРГ. Хонеккер привез в подарок синий Mercedes-Benz 280 SEL (W116).

Леонид Брежнев и Эрих Хонеккер, подарок на заднем плане. 👉👉👉
Леонид Брежнев и Эрих Хонеккер, подарок на заднем плане. 👉👉👉

***

В декабре на Горьковском автозаводе начали выпуск новой "Чайки", ГАЗ-14. Первая же машина была подарена лично Леониду Брежневу в честь его 70-летия. Все "Чайки" строго красились в чёрный цвет, и только для Леонида Ильича сделали исключение: его "птичка" была тёмно-вишнёвой.

ГАЗ-14 "Чайка"
ГАЗ-14 "Чайка"

Автомобиль был варварски уничтожен в годы «борьбы с привилегиями» по личному указанию Михаила Горбачёва. Сиденья от этого автомобиля уцелели и хранятся в Ломаковском музее.

1979 год. Mercedes-Benz, Rolls-Royce и "Жигули"

В этом году Гараж Особого Назначения закупил ещё два "Мерседеса".

Первый, Mercedes-Benz 500 SEL (W126) с 5-литровым инжекторным двигателем мощностью 240 л.с. позволял разогнаться до 100 км/ч за 8 секунд, и развивал максимальную скорость 230 км/час. Перед Олимпиадой-80 в Москве Леонид Ильич приказал перегнать "немца" в Крым.

Леонид Брежнев с внучкой в Mercedes-Benz
Леонид Брежнев с внучкой в Mercedes-Benz

После смерти Брежнева 500-й, как и 450-й, достался издателю Гергокову.

***

Второй, бронированный седан Mercedes-Benz 600 (W100), был оснащен 6,3 л атмосферным двигателем V8 мощностью 250 л.с., позволявшем разогнаться до 205 км/ч. Помимо автоматической коробки передач, кондиционера салона и гидроусилителя руля лимузин оснастили пневматической подвеской, гарантировавшей невиданную доселе мягкость езды.

Седан Mercedes-Benz 600 (W100). Фото: i.pinimg.com
Седан Mercedes-Benz 600 (W100). Фото: i.pinimg.com

***

Сложно сказать зачем, но в 1979 году Кремль приобрёл третий Rolls-Royce Silver Shadow. Пропиской лимузину был определён гараж в Мисхоре.

Машину выкупил в свою коллекцию банкир Эдуард Теняков.

***

Была в коллекции Генерального секретаря и совершенно уникальная машина — ВАЗ-2106/2107. Так вышло, что после демонстрации руководству страны опытных моделей ВАЗ-2106 и ВАЗ-2107, Леонид Ильич заявил, что хотел бы получить такую машину. Представители завода взяли под козырёк и, не мешкая, из выставочных образцов в срочном порядке создали гибрид «шестёрки» и «семёрки», который острословы прозвали «полседьмого».

ВАЗ-2106 *Полседьмого*
ВАЗ-2106 *Полседьмого*

1982 год. Последняя Волга

Последним автомобилем, подаренным Леониду Ильичу Брежневу, стал ГАЗ 3102 "Волга". Работники завода поставили на машину двигатель V8, автоматическую коробку передач и подарили первый серийный образец Генеральному секретарю ЦК КПСС на День Победы 9 мая.

Уже через несколько месяцев после смерти Брежнева, все автомобили, хранившиеся в кремлёвском Гараже особого назначения (ГОН), на даче в Заречье (Подмосковье) и в Крыму были изъяты и описаны. Уникальная коллекция была раздроблена и распродана.

Говорят, что Генри Киссинджер после того, как Леонид Ильич Брежнев прокатил его на Nissan President по подмосковным дорогам, сказал: "Политик он посредственный, но как водитель – супер-ас".-35

Валерий ЧУМАКОВ

Фото: www.drive2.ru, wikipedia.org, www.liveinternet.ru

© «Белорус и Я», 2023

Использованы материалы портала www.drive2.ru

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

Хотите, чтобы мы и дальше радовали Вас интересными и важными материалами?
👉👉👉 Помогите каналу развиваться 👈👈👈

Другие материалы нашего канала на тему Патриархи Союзного государства вы можете увидеть здесь:

ТОП-3