162 подписчика

Переход реки вброд и неожиданная помощь пастуха

В 2021 году мы с группой ходили в двухнедельный пеший поход по Северной Осетии (Дигория). Эта история случилась там

.

.

Брод (тур.) – обязательное испытание туриста на прочность, встречается почти в любом пешем походе. 

*** 

В то утро я проснулась в пол шестого утра вместе со всей группой. Первой мыслью, которая появилась в еще сонной голове, была мысль о броде через реку. Сегодня мы её переходим. Точнее прямо сейчас. 

Холодное горное утро поторапливало одеться и начать собирать свои и групповые вещи. Через двадцать минут лагеря как не бывало, а мы пошли вдоль реки к месту нашего испытания… 

В 2021 году мы с группой ходили в двухнедельный пеший поход по Северной Осетии (Дигория). Эта история случилась там . . Брод (тур.

*** 

Название реки Сардидон с осетинского переводится как «холодная река», и скоро мы в этом убедились. Еще с вечера два Лёши, Валера и я пошли искать будущее место переправы. Путь лежал по каменистому берегу вверх по течению. Мы искали, где река расширяется и позволит нам пройти. На одном из камней зловеще встречал нас череп козы или коровы, а метров через сто показалась лачуга на другом берегу реки – кош пастуха.

Трофей
Трофей

Пока ребята спорили можно или нельзя переходить здесь реку, хозяин домика вышел нам навстречу. Высокий загорелый мужчина лет сорока в спортивной одежде. Лёша Е. и Валера начали переходить бурную реку, но течение не пустило их дальше середины. Тогда пастух сел на лошадь, и поехал к нам. С высокими лошадиными ногами течение было не страшно, тем более для лошади эта процедура привычна. 

Встреча на Сардидоне
Встреча на Сардидоне

— Сегодня нельзя переходить, вода высокая. Реку можно перейти с рассветом, когда уровень воды будет ниже, — объяснял пастух.

Его звали Артем.

Вариантов у нас особо не было, так что решили вернуться на рассвете. 

Наши палатки вдалеке
Наши палатки вдалеке

В 2021 году мы с группой ходили в двухнедельный пеший поход по Северной Осетии (Дигория). Эта история случилась там . . Брод (тур.-5

Вдалеке слышались раскаты грома и к вечеру разразилась гроза с ливнем и молниями, но это сделало ужин еще уютнее. В палатке-тройке удивительным образом помещаются восемь человек, так что вечер мы провели за играми и едой. Вызывал опасения только дождь, который мог поднять уровень воды еще выше. Но это уже от нас не зависело. 

***

Вернемся к утру.

На шум наших голосов вышел Артем, неся в руке моток веревки. Он собирался помочь нам перейти реку, перекинув через нее импровизированные перила. С одной стороны держал веревку он, с другой – кто-то из наших мальчиков.

Река кипела, бурлила и совсем не выглядела обмелевшей. С глухим стуком она катила по своему дну камни. Я живо представила как такой камень падает на мою ногу в спортивной сандалии… Бррр. Лучше об этом не думать, ведь, как мы помним, вариантов нет.

Я поплотнее запаковала рюкзак и расстегнула поясной ремень – если упаду в реку, то хотя бы рюкзак смогу сбросить. Закатала штаны выше колен и переобулась в сандалии, связала шнурки у ботинок и повесила их себе на шею. Оставалась сумка с фотоаппаратом. Не хотелось класть её в рюкзак, да и в руках было нести рискованно. Решила отдать Валере, разумно посчитав, что сбить его с ног сложнее, чем меня.

Переходили брод парами мальчик-девочка держась за натянутый трос.

В 2021 году мы с группой ходили в двухнедельный пеший поход по Северной Осетии (Дигория). Эта история случилась там . . Брод (тур.-6

Время замедлялось пока пары одна за другой переходили реку. Трос хоть и был, но не позволял опереться на него слишком сильно – того и гляди утянешь тех, кто его держит. Девочкам вода доставала до середины бедра и при таком течении все шли медленно и тяжело, прорываясь через толщу воды.

В 2021 году мы с группой ходили в двухнедельный пеший поход по Северной Осетии (Дигория). Эта история случилась там . . Брод (тур.-7

В 2021 году мы с группой ходили в двухнедельный пеший поход по Северной Осетии (Дигория). Эта история случилась там . . Брод (тур.-8

Я шла предпоследняя. Вода сразу обожгла ноги. Они частично потеряли чувствительность, но при этом болели при каждом шаге. Я шла осторожно, боясь подвернуть ногу на каменистом дне. У нас в паре были две палки и на каждый счет мы переставляли либо палки, либо ноги и никогда палку и ногу вместе. Вдруг мы шагнули в яму, и я почувствовала, как меня начинает затягивать вниз по течению. К счастью, это произошло почти у берега, и Артем помог нам выкарабкаться.

Мы перешли эту реку.

Хотелось снять наконец эти мокрые штаны, высушить ноги и надеть теплые носочки. И позавтракать, да.

Тот самый кош в утренних лучах
Тот самый кош в утренних лучах

Пока все приводили себя в порядок, Артем вышел из коша с кастрюлькой горячей воды и печеньем! Это был невероятно щедрый дар для восьми замерзших и голодных нас.

В 2021 году мы с группой ходили в двухнедельный пеший поход по Северной Осетии (Дигория). Эта история случилась там . . Брод (тур.-10

Чай благостно разлился по организму, и шкала настроения поползла вверх.

Желая отблагодарить пастуха за его доброту, достали из раскладки палку сырокопченой колбасы и мармелад ему в подарок. Радостно прощались.

В 2021 году мы с группой ходили в двухнедельный пеший поход по Северной Осетии (Дигория). Эта история случилась там . . Брод (тур.-11

Нас ждал последний на этом маршруте перевал Дунта. А позади оставались ледники Бартуй и Караугом, три вкуснейших осетинских пирога, одна вершина, три дня на перевале Гулар и самый яркий в моей жизни метеорит.

______________________

Увидимся в дороге, друг!