По Алтаю 2023 (день 1-9)

День 1.

Горный Алтай – это то место, где каждый для себя найдет что-то свое. Удивляет его многообразие и неповторимость. Каждый район Горного Алтая по-своему уникален. Именно поэтому Алтай притягиваем к себе авто-, мото-, вело- и пеших туристов. Водники тоже здесь! А Чуйский тракт, по моему мнению, это бусы, на которые нанизаны множество красивых камней и украшений. И вообще Алтай, как очень большая книга, можно читать бесконечно и перечитывать вновь и вновь.

Изначально же мы с женой планировали посвятить свой отпуск поездке на Байкал. Но в связи со сложившимися обстоятельствами (ремонт машины и связанные с ремонтом затраты) пришлось срочно пересмотреть свои планы. Итак, едем мы вдвоем. Ночевать собираемся в палатке (или в машине, если это потребуется). Продолжительность путешествия – 9 дней. Предполагалось осуществить концепцию «Три Алтая» (как это уже было раньше). Поясню, организовываем лагерь в трех разных местах Горного Алтая, так называемый базовый лагерь, откуда планируется посещать все ближайшие достопримечательности. Каждый день был довольно таки подробно расписан. И, забегая вперед, скажу, что часть путешествия действительно прошла по плану. Ну а далее произошло то, что произошло…. Но обо всем по порядку.

Всё по полочкам

Выезжаем из дома пораньше в 6:00, вещи уже собраны с вечера. Докидываем только чай в термосе, зарядки для телефонов, ну и так по мелочи. Автомобиль – СсангЕнг Актион Спорт, полноприводный пикап. Сегодня наша задача доехать до Телецкого озера и едем мы через Таштагол и Турочак по участку гравийной дороги. Эта дорога нам уже знакома, поэтому ничего страшного.

Ништяки для тайников

Первой точкой нашего маршрута становится поселок Мундыбаш, а именно паровоз, установленный на горе. В очередной раз поражаюсь как его сюда затащили. Вокруг поля, да деревья. Нет даже намека на железную дорогу. Деревья вокруг паровоза знатно подросли. Но виды с горы, по-прежнему, открываются потрясающие.

Паровоз над Мундыбашем

Но заехали мы сюда не просто так, а с целью восстановить утраченный тайник. Осмотрели местность, действительно даже нет намёка на тайник. Поэтому смело делаем новый на прежнем месте и едем дальше.

Вид на Мундыбаш

Следующую остановку совершаем перед городом Таштаголом. Перед самой поездкой на гугл-картах попалось местечко – каменная мостовая. До этого каменные дороги я видел только в Томске. И даже предположить не мог, что у нас в Кузбассе есть такие же улицы, нисколько не хуже.

Каменная мостовая на улице Испир

Никакой информации по этому месту в Интернете мне найти не удалось, но, очевидно, что эта мостовая, как и в Усть-Кабырзе, была сделана силами заключенных. Удивились хорошему состоянию дороги и тому, как она грамотно сделана (с уклонами для отвода воды). Но ехать по такой дороге то еще удовольствие…

Каменная мостовая в Таштаголе

Подъезжая к городу Таштаголу, сворачиваем с асфальта в частный сектор. Нам необходимо забраться на гору, которая получила своё название относительно недавно. А именно, распоряжением №1934-р от 14 сентября 2016 года Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева.

Просторы Горной Шории

Как только закончилась отсыпанная дорога и началась глиняная грунтовка, начались первый сложности, так как было немного сыро. Пришлось включать полный привод, и дело пошло повеселее. Весь подъем не занял много времени. И вот мы уже поднимаемся на последний взгорок. На самой макушке горы стоял мужик с лошадьми. И он немало удивился нашему приезду. Но вскоре поспешил удалиться вниз по склону.

Вид с горы

А у нас же по плану на горе замечательный обед с шикарными видами на окрестности Таштагола и на природу Горной Шории.

Отсюда прекрасно видно одну из местных достопримечательностей – Спасские Дворцы, комплекс гигантских мегалитов (Стоунхендж отдыхает). Я пока там не был, но надеюсь доберусь, планы есть.

Вид на Спасские дворцы

На горе делаем своей первый за поездку тайник и едем дальше.

От Таштагола до Турочака идет гравийная дорога. Вполне себе сносного качества, местами можно разгоняться до 80-90 км/ч. Турочак – это уже Горный Алтай, но горы здесь не такие высокие, как на юге республики. Но по-своему живописны и очаровывают своей красотой. Турочак тоже хорош, нравятся мне его зеленые улочки, что-то в них есть такое манящее… Мы поворачиваем в противоположную от Телецкого озера сторону. Так как нам нужно заехать на скалу Иконостас. Вдоль реки Бии ведет совершенно новая дорога, только узенькая, и машин совсем мало. Едешь и получаешь удовольствие.

Скала Иконостас

История появления барельефа Ленина.

После Великой Отечественной войны турочакский учитель, Иван Сычев, решил оставить память о себе. Он сделал с друзьями помост на веревках, который опустили сверху примерно до половины скалы. Стоя на этом помосте, Иван Сычев в течение нескольких недель работал над барельефом. Легенда гласит, что Иван сделал два барельефа — Ленина и Сталина. Барельеф Сталина скололи после осуждения культа личности Сталина, а профиль Ленина, красное знамя и слова — "Имя Ленина, его дело, труд и учение будут жить вечно" — до сих пор видны проезжающим по дороге и сплавляющимся по реке Бия. Главное, в нужном месте повернуть и поднять голову!

Местные жители устраивают пикники на берегу Бии рядом с Иконостасом. Здесь есть хорошие полянки для палаток, мангала.

Так же интересна скала Иконостас для скалолазов.

А некоторые экстремалы устраивают даже прыжки со скалы Иконостас!

С 1978 года Иконостас является комплексным памятником природы республиканского значения, сочетая в себе историческую, научную, туристическую ценность.

Дедушка Ленин

Конечно же, это место достойно для создания тайника и привлечения игроков Геокешинга и туристов.

Налюбовавшись на Иконостас и покормив местных злых комаров, возвращаемся в Турочак. Наша цель – Шаманское озеро, еще одна достопримечательность Турочака.

Голова кита

Стоит отметить, что количество туристов здесь гораздо ниже, чем на Телецком озере или на Чуйском тракте. Возможно, это и к лучшему, иначе бы мы здесь встретили толпы туристов. А так – мы одни, красота!

Скалы, так еще называют это место местные

Попались только два пацана лет 13-ти, которые курили сигареты. Заметив, что я с фотоаппаратом, они мне посоветовали подняться на «Голову кита». А я и приехал сюда, чтобы, не спеша обойти озерцо вокруг. Ведь первая наша встреча с этим местом была впопыхах и под дождем.

Шаманское озеро

Описание местности.

Маленькое Шаманское озеро и скалы вокруг него могут заинтересовать путешественников. На Шаманском озере есть скала по форме напоминающая кита, ее так и называют "Голова кита". Общего названия этому месту нет, поэтому, если вы хотите спросить у местных жителей, где оно находится, то начинайте с Шаманского озера. Затем можно сказать: озеро около больницы (в Турочаке есть еще одно, Купальское озеро, которое находится недалеко от заправки, на въезде в Турочак, около этого озера проводят праздник Ивана Купала). Некоторые местные жители называют место, где находится Шаманское озеро — Скалки, так как к озеру примыкают почти отвесные скалы. В общем, основные поисковые слова: шаманское озеро, скалы, голова кита, больница )).

Когда вы пойдете или поедете к озеру, идите с мыслью просто посмотреть новое место, потому что то, что понравилось одним, может не впечатлить других и наоборот. Озеро на самом деле очень маленькое, при разном освещении может быть голубоватым или зеленым. В этом небольшом озере, как выброшенный на мелководье или непонятно как здесь оказавшийся, лежит "Кит" — скала, напоминающая большого кита. К озеру примыкают большие скалы. Может быть эти скалы вам больше понравятся, чем мелкое озерцо! В расщелинах между скалами растут деревья, получается красивая картина! По скалам иногда лазают скалолазы со снаряжением.

День 1. Горный Алтай – это то место, где каждый для себя найдет что-то свое. Удивляет его многообразие и неповторимость. Каждый район Горного Алтая по-своему уникален.-18

Почему озеро называется Шаманским сами местные жители не знают. Находится озеро на краю села Турочак. Вплотную к озеру подступают дома с участками. Несмотря на это, место довольно симпатичное.

Возможно когда-то на месте Шаманского озера текла река Бия, потом Бия поменяла русло и осталась старица. Сейчас Шаманское озеро питается талой и дождевой водой. В засушливое лето озеро может практически пересохнуть. Вокруг озера можно обойти (есть тропинка) и забраться на голову Кита. На скалы, если вы не скалолаз, можно заехать со стороны телевышки, к которой идет дорога.

Раньше озеро было глубже и в нем можно было купаться. Сейчас озеро заиливается, плавают в нем в основном гуси.

Маленькая Настя

Плюс ещё один тайник, созданный нами в Горном Алтае в живописном месте.

Продолжаем наше путешествие. Ещё одно интересное место есть в Турочаке, называется Камень Любви. Подъезжаем на фестивальную поляну на берегу Бии. Местные собираются здесь по большим праздникам. Обращают на себя внимание кучи мусора – это минус…

Фестивальная поляна

Дальше идем вдоль берега, идти совсем недалеко. И что же мы увидели? Длинный каменный мыс, который вдается в русло реки Бия. Часть потоков реки Бии, врезаясь в каменный мыс, разворачиваются на 180 градусов и посередине реки образуется большое Кружево. Кружево похоже на гладкую водяную поляну, вокруг которой стремится поток воды. Это место избегают сплавщики, они ведут свои рафты ближе к левому берегу Бии.

Камень Любви

По иронии судьбы на мысе Любви сидела влюбленная парочка. Мы не стали им мешать, сделали несколько кадров и пошли обратно. По мне так – это отличное место, чтобы побыть в тишине, полюбоваться на Бию, на гору Салоп, подумать о вечном.

Влюбленные на камне Любви

Обратно мы возвращались через сосновый лес. Приятное место… Здесь мы и спрятали новый тайник. Интуиция мне подсказывала, что название «Камень Любви» уже занято, поэтому тайник получил название «Турочкак. Камень Любви».

Сосновый лес у Камня Любви

У Камня любви, как у многих красивых мест Алтая есть своя легенда:
"Жили на берегу Бии юноша и девушка, они были незнакомы. Часто приходили они на берег Бии, чтобы полюбоваться красивой рекой. Однажды юноша и девушка встретились и полюбили друг друга. Они продолжали ходить на берег Бии, но любовались теперь не рекой, а друг другом. Бия не простила им этого и превратила пару в камень."

Покидаем тихий и спокойный Турочак. По дороге с нами произошел курьезный случай. Мы догнали машину, которая рисовала разметку на дороге. И, конечно же, это была сплошная линия. Вся соль в том, что встречные машины нам мигали, предупреждая об экипаже ГИБДД. Так и прошлось ехать потихонечку некоторое время. Достигнув перекрестка, наши пути с машиной разметкой разошлись. И мы увеличили скорость, под колесами у нас Телецкий тракт. Участки новой дороги чередуются со старым асфальтом, местами работает техника. Идет масштабная работа по строительству дороги, ведь Телецкий тракт стал федеральной трассой, частью Чуйского тракта.

Так как время уже обеденное, то решили перекусить на берегу Бии на уютной полянке. Какие же тут хорошие места для отдыха и для ночевки!

На берегу Бии

Но наша цель – Телецкое озеро, поэтому едем дальше до села Артыбаш на озере. А последняя на сегодня туристическая точка – экологическая тропа «Тропа речка». Вход бесплатный, но установлены плакаты, призывающие купить сувениры в местной лавке. Местные предприниматели занимаются обустройством этой тропы и её поддержанием в чистом виде.

На улице стояла жара неимоверная, и как же было приятно прогуляться по тропе в хвойном лесу вдоль живописного ручья. На всем протяжении тропы имеются разнообразные информационные плакаты, интересно будет и взрослым, и детям. Имеется очень красивый мост через речку, а в конце пути Вас ждет красивый водопад. Можно только поблагодарить тех людей, кто это всё задумал, тропа пользуется популярностью.

Первый день нашего пути подходит к концу. Пора бы искать место для ночевки. Планировалось встать палаткой в самом последнем кемпинге. Но увидев дорогу, которая туда ведет, не рискнули туда ехать даже на полном приводе. А вдруг дождь? Вот намучаемся то… Возвращаемся в примеченный заранее платный кемпинг.

Фото сделано не в первый день (но чтобы понимать

Гостеприимный хозяин сказал, что остались только места под палящем солнцем. Деваться некуда, встаем, тем более мы не шибко то и загорелые. Разворачиваем лагерь, готовим вкусный ужин. Вечером у нас появились соседи – ребята с автодомом. Познакомились, вечером мило пообщались у костра. На следующий день нас ждет экскурсия на теплоходе «Пионер Алтая». В 9:00 Мы уже должны быть на месте.

День 2.

Второй день нашего путешествия по Алтаю начинается с пятичасовой экскурсии на теплоходе «Пионер Алтая».

Пионер Алтая

Для этого мы едем в село Иогач, которое находится на противоположном берегу озера напротив Артыбаша. Погода хорошая, светит солнце. Но наученные опытом, теплые вещи с собой тоже берем. И, как оказалось, не зря. Как только теплоход тронулся, холодный ветерок стал нашим постоянным спутником. Заняли места на открытой палубе, наблюдаем за красотами Телецкого озера. На фото типичные виды озера с характерной дымкой, от который окружающий рельеф приобретает различные синие оттенки.

Из истории

Теплоход «Пионер Алтая», по паспорту «ОМ-145», был построен в 1964 году на Московском судостроительном заводе. На Телецком озере «Пионер Алтая» начал свою историю в 1968 году. В тот год он был доставлен своим ходом из Московского пароходства Северным морским путем через систему каналов, морей Северного ледовитого океана, Обскую губу, Обь и Бию по высокой воде.

На протяжении почти 25 лет «Пионер Алтая» совершал ежедневные рейсы по Телецкому озеру, и для целого поколения туристов эта водная прогулка стала одним из самых ярких воспоминаний от посещения Горного Алтая.

Фото сделано на самом Пионере Алтая

Запись из интернет-блокнота, сделанная мною: Совершили экскурсию на "Пионере Алтая" 19 июля 2023 года. И это уже вторая наша поездка на Пионере. Взяли экскурсию осознанно. Хотя многие считают её скучной. Но, на самом деле, она классная! Путешествие сопровождается советскими мелодиями. Можно выбрать место на открытой верхней палубе или на нижней палубе. Или спрятаться от ветра в пассажирском салоне. Или наблюдать за пейзажам из уютного кафе за кружечкой горячего чая с вкуснейшими чебуреками, которые жарят тут же.
Нам повезло с погодой! Солнце жарит...Но это до тех пор, пока теплоход не тронулся. Пришлось одеть снова кофту, так ветер холоден и коварен. Ответы на два вопроса нашел быстро. А вот в поиском переговорного устройства на корме возникли трудности, долго искал. Пока не прочитал в блокноте, что была реконструкция кормовой части. Да и сам обратил внимание, что кафе стало гораздо больше, чем раньше. Следуя совету предыдущего геокешера, нашел ответ на носу теплохода при возвращении с водопада.

Так как это не первая наша прогулка на «Пионере Алтая», я уже знал, что готовиться к выходу на берег нужно заранее. Иначе придется стоять в очереди, чтобы попасть на берег, а потом еще стоять в очереди, чтобы попасть на водопад. Нужно ли говорить, что я первым оказался возле водопада и успел сфотографировать его безлюдным.

А потом уже направился, не спеша, по живописным смотровым площадкам. По мне так, этот водопад лучше, чем второй водопад, который мы посетили Корбу. Особенно понравились виды на озеро и незабываемую синюю дымку.

Из записи в блокноте тайника: 19.07.23г. Это первый найденный мной традиционный тайник в ходе поездки По_Алтаю 2023. ..... Тропа, о которой говорит автор, уже давно стала шикарным деревянным настилом с многочисленными смотровыми площадками. Виды открываются обалденные. По мне так, это лучше Корбу. Коробочка нашлась легко, благо, что она чуть в стороне от основного потока туристов. Из тайника взял двух кротов и ногтегрызку. Положил значок "Есенин" и два брелка "По_Кузбассу". После этого, дождавшись удобного момента, спрятал коробочку. Автору спасибо за классное место! Еще раз повторю, виды с площадок на озеро через ветви деревьев просто изумительные!

Местный ансамбль

Современное название «Телецкое озеро» произошло от искажения данного названия Петром Собанским в 1633 году «Телёсское» по названию племени «телёсы», обитавших на берегах в то время.

Телецкое озеро по максимальной глубине (323 м) занимает четвертое место в России и входит в тридцатку самых глубоководных озер в мире.

Продолжаем наше путешествие по Телецкому озеру на теплоходе «Пионер Алтая». Следующей нашей остановкой становится водопад Корбу. Этот водопад, по моему мнению, самое популярное место на Телецком озере.

Водопад Корбу

Нашему большому теплоходу даже с трудом удалось «припарковаться» на берегу. В туристический сезон народу очень много… Сам водопад больше по размеру, чем Чедор, к нему ведет удобный деревянный тротуар. Находится много желающих искупаться в водах Корбу, несмотря на то, что вода достаточно холодная.

Жара и вода

На берегу имеется множество сувенирных лавок. В одной из таких и купил замечательный фотомагнит с изображением мыса Айран. Ну а для тех, кто проголодался, имеются кафе с вкусными блинами, чебуреками, разнообразными сладостями и травяным чаем.

День 1. Горный Алтай – это то место, где каждый для себя найдет что-то свое. Удивляет его многообразие и неповторимость. Каждый район Горного Алтая по-своему уникален.-37

Нужную табличку виртуального тайника найти не смог, поэтому сфоткал ту, которая имелась. Как оказалось, надпись на этой табличке тоже принимается в зачет.

Корбу

«Пионер Алтая» отчалил от берега и направился в обратный путь в село Иогач. Мы же, в свою очередь, уже порядком устав, заняли места во внутренней части теплохода. Это мягкие и удобные широкие кресла. Под гул мотора и веселой музыки из динамиков мы кемарили и набирались сил для дальнейшего активного отдыха, иногда поглядывая в окно на проплывающие красивые пейзажи. Когда мы вернулись к своей машине, время на часах уже было начало третьего. Солнце палило беспощадно. По плану у нас подъем на кресельном подъемнике на гору Кокуя. Но по дороге вдоль реки Иогач (или Иогачка, как ее называют местные), увидев замечательную зеленую полянку, решили остановиться и немного охладиться в речке.

Иогачка

В итоге же у нас получилось полноценное купание. Вода теплая, в отличие от ледяной воды в Телецком озере. А ниже по течению я заприметил запруду, там поглубже, но и много ребятни купается. Иогачка оставила теплые и добрые воспоминания о себе.

Купание в Иогачке

И плюс один новый тайник на Телецком озере. И пусть он будет бамперным, но Иогачке достойна внимания гостей Телецкого озера.

По пыльной дороге, но освежившиеся в речке Иогачке, мы добрались до автостоянки на канатной дороге на гору Кокуя. Весь путь на гору происходит с пересадкой на средней станции. И, как сказали на кассе, весть путь туда-обратно занимает около часа. Но мы не торопимся… Кресла двухместные, для нас самое то. А кто приезжает бОльшими группам, приходится делиться на команды по два человека.

Едем на Кокую)))

И вот мы с Настей плюхаемся в кресло. Так как мы не лыжники, то канатной дорогой пользуемся очень редко. И от внезапной высоты сначала вскружило голову. Но потихонечку привыкаем и начинаем оглядываться. По мере подъема начинают открываться новые виды на Телецкое озеро. Иногда канатка по какой-то причине останавливалась и тогда начинались какие-то «дикие качели». Надеюсь, что у них там всё в порядке))).

Всё выше и выше

Вскоре мы добрались до средней станции. Тут есть смотровая площадка, кафе и даже небольшой водопадик, который облюбовали люди, жаждущие воды. Пересев на вторую канатку, наблюдаем под собой поваленные деревья, кабели, камни и прочие «прелести» стройки. А озеро становится всё более и более открытым. Уж скоро и Кокуя)))

На средней станции

На самой горе есть где погулять. Импровизированные смотровые площадки позволяют выполнить круговой обзор прителецкой тайги, Телецкого озера и долины реки Бии. В июле месяцы видны снежные вершины Хакасии.

Самая высокая точка горы представляет каменный «пупок». Делаем символическое восхождение, оно не сложное. Теперь можно утверждать точно, что я был на Кокуе.

Та самая Кокуя

За огромным кафе с большой деревянной террасой есть плато с множеством туриков, построенных, наверное, лыжниками зимой.

За кафе

Результатом покорения Кокуи стал новый тайник, который с нетерпением ждем своих посетителей и зимой и летом.

Еще когда мы ехали по дороге в сторону канатной дороги, то я обратил внимание, что в одном месте на обочине стояли несколько машин. Ну стоят и стоят, мало ли... Но вот на обратном пути в том же самом месте опять стояли машины. И тогда я заметил на пригорке рядом с дорогой интересное строение. И, конечно же, я остановился, чтобы выяснить что это такое.

Такая красота на пригорке

На достаточно высоком холме между рекой и дорогой возвышается деревянная беседка, колоннами которой служат стволы цельного кедра, крыша выполнена из профлиста, а сверху установлен крест. На каждой из четырех массивных колон искусно вырезаны фигуры ангелов и другие изображения.

Возможно, это строение построено в память о каком-то человеке. Никакой информации или надписей рядом не удалось найти. Также нет никакой информации в Интернете. Но люди здесь охотно останавливаются, фотографируются, медитируют.

Вид на Иогачку

Река Бия – одна из главных водных артерий республики Алтай. И берет свое начало Бия именно с Телецкого озера. Как уже говорилось ранее, на берегах Телецкого расположились два довольно таки крупных поселка. Это Артыбаш и Иогач, находятся они на разных берегах озера и соединены между собой мостом. Этот же мост является условной границей между рекой Бия и озером Телецким.

Бия

Мост пользуется популярностью у туристов. Мы с супругой решили прогуляться от моста по берегу Бии. Какие же здесь прекрасные места для стоянки. И совсем нет людей. На Телецком же озере яблоку негде упасть…

Пользуясь случаем, нашли тайник на берегу Бии.

На берегу Бии

Во второй день нашего путешествия по_Алтаю последним пунктом программы был серебряный источник. Источник находится в Артыбаше на склоне горы, перед источником имеется просторная зеленая поляна. Источник всегда притягивает к себе людей и находится в окружении могучих кедров. Одному из кедров, как говорят, около 500 лет. И считается, что он способен выполнить одно желание каждого человека.

Кедр, исполняющий желания

Но приехали мы сюда не только, чтобы полюбоваться источником. Но и набрать воды в канистру (а это 20 л). Но вода предательски медленно бежала, и мы собрали очередь из желающих испить вкуснейшей водицы.

Территория возле источника активно застраивается. Не исключено, что вскоре придется платить денежку за проход к источнику, как это повсеместно случается на Алтае, да и в других туристических местах.

Крест

Очередной вечер, очередные душевные посиделки возле костра, поиски созвездий на ночном небе, вкусная еда и вкусные напитки. А утром третьего дня нас ждут новые приключения.

Радуга над озером

День 3.

И в это утро мы уже не торопились, как ранее. Спокойно варили кофе на газовой плите, не спеша завтракали, наблюдая за водной гладью Телецкого озера. Многие, кто берет водную экскурсию на катере по озеру, знаю про каменный залив. Очень популярное место на Телецком озере. И многие экскурсоводы рассказывают доверчивым туристам, что это, якобы, след от падения метеорита. Но мало кто из туристов знает, что до каменного залива можно дойти пешком по берегу вдоль озера. Этим сегодня мы и займемся.

Туда нам надо

Весь путь в одну сторону составляет около 3 километров. Часть пути мы шли по дорожке, дошли до знака, который указывал направление нашего дальнейшего пути. С этого момента дорога стала малозаметной. А вскоре и вовсе превратилась в малозаметную тропу. И нам приходилось шагать через заросли папоротника. Но когда мы спустились к берегу, то попали на тропу, которая шла от лагеря «Адамант», и идти стало веселее.

В этот день снова было очень жарко. Мы уже прошли примерно половину пути до нашей цели. Поэтому можно немного передохнуть. Для этого выбрали симпатичное местечко, которое представляло собой мини-пляж. Помочили ноги, помочили голову – вода очень холодная… Но как же хорошо сидеть на берегу и наблюдать за волнами, которые образуют проплывающие катера.

Идти по тропе вдоль Телецкого озера – одно удовольствие. Главное, чтоб обувь была удобная. Лучше воздержаться от тапочек и обуви на каблуках)))

Ну вот мы и достигли своей цели на сегодня – каменный залив перед нами. Навстречу нам попалась целая группа детей с сопровождающими их взрослыми. Как же ребятишкам интересно!

Каменный залив

Некоторые предполагают, что Каменный залив образовался в результате падения метеорита. Другие считают, что в этом месте когда-то произошел обвал, огромная скала рухнула и устремилась вниз, сметая все на своем пути. А третьи доверяют легендам и сказкам, потому что в них не только ложь, но и намек. Одна из алтайских легенд говорит о том, что когда-то, очень давно, на этом месте состоялось битва алтайского богатыря Сартакпая и злого чудовища-людоеда Дельбегена. Результатом этой нелегкой битвы стала победа богатыря, а вместе с ней - торжество добра и справедливости, освобождение родной земли и народа от чужеземного гнета.

Каменный залив с другой стороны

Опираясь на алтайский героический эпос, Каменный залив вполне обоснованно можно считать местом боевой славы, а потому достойным для поклонения и почитания.

Само по себе это место очень живописно - залив с трех сторон окружен огромными каменными валунами, вода в заливе изумрудно-зеленого цвета, и немного теплее, чем в Телецком озере. Каждую весну Каменный залив окутан розовой дымкой цветущего маральника.

Туристы

Летом в расселинах между камнями ковром стелется бадан. Высокие кедры, вцепившись корнями в камни, кронами упираются в небо. Ненастье обходит это место стороной, даже когда на озере сильный ветер, здесь царит тишина и спокойствие.

День 1. Горный Алтай – это то место, где каждый для себя найдет что-то свое. Удивляет его многообразие и неповторимость. Каждый район Горного Алтая по-своему уникален.-61

Целью нашего сегодняшнего похода был не только Каменный залив, но и небольшой заливчик рядом, который летом отделяется от озера и сам становится озером. Соответственно и водичка в нем прогревается лучше. А мы, в общем-то, планировали искупаться.

Заливчик

Не без труда нашли местечко, чтобы расположиться. Кругом огромные валуны, скакали по ним, как сайгаки. И, наконец-то, устроили знатный обед в потрясающем месте с потрясающими видами!

А после обеда можно уже и искупаться. Вода оказалась не такой теплой, как мы предполагали. Но, тем не менее, я нашел в себе смелось и занырнул. Тем более, солнце жарит беспощадно. А потом мы позагорали, еще я спустился к Телецкому озеру и наблюдал за проплывающими катерами.

Загораем

А еще заприметил бородатого мужика, который греб на резиновой лодке. Отчаянные люди. Он так и загреб в Каменный залив, сделал круг почета и поплыл дальше.

День 1. Горный Алтай – это то место, где каждый для себя найдет что-то свое. Удивляет его многообразие и неповторимость. Каждый район Горного Алтая по-своему уникален.-65

Долго сидеть на одном месте я не могу. Поэтому пошел побродить с фотоаппаратом по окружающей местности. Еще раз походил вокруг Каменного залива. Залив притягивает к себе множество людей. А потом погулял по живописному мысу (результат на фото).

Пока я гулял, моя супруга всё это время загорала. Ну а когда я вернулся, то мы стали собираться в обратный путь.

Рядом с нашим секретным пляжем стоял удивительный кедр, шишки на котором можно было собирать прямо с земли. Эх, как же я жалел, что забыл это сделать. А так хотелось запашистых кедровых шишек, да у потрескивающего костра под звездным небом Телецкого озера.

Когда мы выдвинулись в путь, навстречу нам попалась пара. Выглядели они измученными, на руках у дамы была не менее измученная квартирная собачка. А на ногах были туфли… Друзья, тщательнее готовьтесь к таким прогулкам. Возьмите с собой перекус, маленькую бутылочку с водой., положите в рюкзак (даже если жара) свитер или ветровку. Ну и, конечно же, нужно соответствующе одеться и обуться.

День 1. Горный Алтай – это то место, где каждый для себя найдет что-то свое. Удивляет его многообразие и неповторимость. Каждый район Горного Алтая по-своему уникален.-67

Обратный путь мы прошли на одном дыхании, один раз останавливались, чтобы отдохнуть. И по ошибке мы пошли не той тропой, по которой пришли, а через территорию лагеря. Но к счастью, в лагере никого не оказалось, и никто на нас не ругался за посягательство на частную собственность))). Когда пришли к машине, то обнаружили, что каждого из нас укусил клещ. Пришлось выкручивать инструментом для удаления клещей (да, есть такой). А вообще, я за этот год дважды подвергся нападению клещей. В прошлом году меня четверо укусили за один раз. Иду ставить прививку, хватит искушать судьбу.

День 1. Горный Алтай – это то место, где каждый для себя найдет что-то свое. Удивляет его многообразие и неповторимость. Каждый район Горного Алтая по-своему уникален.-68

Продолжаем наше путешествие по Телецкому озеру. В поселке Иогач закупаемся продуктами и напитками на вечер, а также покупаем вкуснейшего хариуса в местном киоске. Так как время позволяет, то решили прокатиться по дороге на базу отдыха «Алтай Вилладж».

День 1. Горный Алтай – это то место, где каждый для себя найдет что-то свое. Удивляет его многообразие и неповторимость. Каждый район Горного Алтая по-своему уникален.-69

До самой базы не доехали, просто полюбовались озером с перевала. А на обратном пути сфотографировали еще несколько интересных объектов.

Заправка
Еще один источник

Если все возможные интересные места на Телецком озере Вы уже посетили, а время еще осталось. То рекомендую посетить реку Юрток, впадающую в Бию. Особенно прекрасен Юрток в весеннее половодье. Он превращается в настоящую бушующую реку, впечатляющую своим буйным нравом

Юрток

Мне же удалось прогуляться по Юртоку в середине лета. И в это время - он тоже прекрасен. Начинал я свою прогулку от автомобильного моста. И уже в этом месте поражают своими крупными размерами камни, которые принесла эта река.

День 1. Горный Алтай – это то место, где каждый для себя найдет что-то свое. Удивляет его многообразие и неповторимость. Каждый район Горного Алтая по-своему уникален.-73

Так как воды было немного, то шел я прямо по руслу реки. И чем выше я поднимался, тем крупнее становились камни. Так вскоре мне уже пришлось скакать по огромным валунам, выискивая себе оптимальный путь.

День 1. Горный Алтай – это то место, где каждый для себя найдет что-то свое. Удивляет его многообразие и неповторимость. Каждый район Горного Алтая по-своему уникален.-74

Сегодня последняя наша ночевка на берегу Телецкого озера. И мы отмечаем это событие в компании наших новых знакомых, которые тоже путешествуют по Алтаю, только с автодомом. Сегодня к вечеру, правда, начался дождь и подул сильный ветер. Нам с ребятами пришлось перебираться из-под тента в автодом. Но это никак нам не испортило настроения. У нас были различные вкусняшки, приготовленные на гриле и горячительные напитки. За эти три дня мы настолько сдружились с ребятами, что решили на следующий день встретиться уже на Катуни и продолжать совместный отдых. Результатом же сегодняшнего стало несколько новых тайников на Телецком озере.

День 1. Горный Алтай – это то место, где каждый для себя найдет что-то свое. Удивляет его многообразие и неповторимость. Каждый район Горного Алтая по-своему уникален.-75

Ну а Телецкому озеру хочется сказать спасибо за гостеприимность, за то, что поделилось с нами своей красотой. Для нас тема Телецкого озера ещё не закрыта: есть планы посетить южный берег и долину Чулышмана. Хочется провести время в поселке Яйлю вдали от цивилизации, а также на базе отдыха Эстюбе с одноименным водопадом. Телецкое озеро, до встречи!

День 4.

Едем по Телецкому тракту. Сегодня наша задача – доехать до Катуни и найти подходящий кемпинг, в котором можно встать, в том числе, и с автодомом. Первую свою остановку делаем в селе Верх-Бийск. Это село известно своим рынком, на котором можно отведать вкуснейших блинчиков со всевозможными начинками, а также другую вкусную домашнюю еду.

Сегодня опять жара, пекло просто невыносимое. Хочется окунуться в прохладную воду…

Следующей нашей точкой становится село Чоя. С интересом поездили по ухоженным улочкам села, местные тоже с интересом смотрели на нас.

День 1. Горный Алтай – это то место, где каждый для себя найдет что-то свое. Удивляет его многообразие и неповторимость. Каждый район Горного Алтая по-своему уникален.-76

Иногда, следуя по Телецкому тракту, останавливались, чтобы пополнить запас дров. Благо, их полно по обочинам, как результат строительства дороги.

Заехав в Горно-Алтайск, решили прогуляться по городу и покушать местного мороженого. Оказалось, что мы остановились в самом центре города возле администрации. Недалеко обнаружили интересный памятник, памятник алтайскому Гомеру: Николай Улагашевич Улагашев.

Алтайский Гомер

И, конечно же, я сделал фото с ним, как того требует игра.

Очередная точка в городе Горно-Алтайске – это гора Туу-Кайа. Когда я подошел к подножию горы, появились признаки надвигающегося дождя. Но меня ж не испугать, фотоаппарат в руки – и вперед!

Гора Тугая

Пришлось подниматься по ступенькам, выложенным из природного камня (по мне так – выглядит не очень). Полностью на всю гору я подниматься не собираюсь, мне бы добраться до беседки, которая находится примерно на 20% подъема. Как сайгак, гонимый надвигающейся бурей, я добрался до цели. Две девушки находились в этой самой беседки, искоса поглядывая на меня. Я же, немного перевел дыхание и стал любоваться открывающимися видами на город. Было бы, конечно, интересно подняться на всю гору, но время не позволяет, увы…

Не самые приятные ступеньки

Найдя тайник впопыхах, сделав еще пару кадров, направляюсь в обратную сторону. Нельзя сказать, что вниз спускаться легче, ступеньки все разного размера. Вероятность начала дождя стремительно возрастала…. Навстречу мне попались поднимающиеся на гору люди. Они, конечно, не такие резвые, как я. Ну, удачи им!

День 1. Горный Алтай – это то место, где каждый для себя найдет что-то свое. Удивляет его многообразие и неповторимость. Каждый район Горного Алтая по-своему уникален.-80

И только я сел за руль машины, и тут разверзлись небеса…. Вода хлынула с небес просто нескончаемым потоком! В высшей степени ливень! Дворники не справлялись, очень трудно было ориентироваться в незнакомом городе. Тем не менее едем дальше, отпуск же!

Чуйский тракт встретил нас пробкой. И это не удивительно, ведь сегодня пятница. И многие жители Новосибирской, Кемеровской, Томской областей и Алтайского края направились в Горный Алтай, чтобы провести здесь выходные. Не могу сказать плохо это или хорошо. Но по возможности стоит избегать поездок в Горный Алтай в пятницу и субботу в туристический сезон.

В Усть-Семе заехали в магазин.

День 1. Горный Алтай – это то место, где каждый для себя найдет что-то свое. Удивляет его многообразие и неповторимость. Каждый район Горного Алтая по-своему уникален.-81

Село Усть-Сема известно тем, что в середине 60-х годов XX века здесь режиссер Шукшин снимал ряд эпизодов фильма "Живёт такой парень". Здание кафе, которое фигурирует в начале фильма, стоит до сих пор. Мост через Катунь в центре села — это первый железобетонный мост на Чуйском тракте, который был построен в 1959 г., до этого там был деревянный подвесной мост, построенный в 1935 году.

День 1. Горный Алтай – это то место, где каждый для себя найдет что-то свое. Удивляет его многообразие и неповторимость. Каждый район Горного Алтая по-своему уникален.-82

Закупив продукты на вечер, отправляемся на поиски места для стоянки. Дикий кемпинг за Усть-Семой нас не устроил. Во-первых, места все заняты. Во-вторых, нельзя проехать с прицепом-дачей. Едем смотреть платный кемпинг. Тут тоже много народу… Звоню по номеру телефона, указанному на табличке. Нам говорят вставайте, если найдете место. Все обустроенные места уже давно заняты, поэтому придется натоптать свою полянку. Всё необходимое у нас есть, а шум реки заглушает все соседей. Отправляем координаты своим друзьям и начинаем обустраиваться.

Кемпинг у Катуни

А место, на самом деле, очень красивое. Есть песчаный пляж на берегу Катуни, красивый вид на гору с крестом.

Вроде бы и возле дороги, но ее совсем не видно и не слышно. И какой замечательный вид на гору. И мы всерьез планировали подняться по туда по тропе. Но, к сожалению, времени на это не хватило.

А еще рядом с нами на Катуни были пороги. И мы наблюдали, как сплавляются и визжат туристы.

День 5.

Сегодняшний день мы планировать посвятить пассивному отдыху, купаясь и загорая на искусственном пляже. Выбрали для этого очень популярное место, называемое Рублевка.

По пути на Рублевку погуляли по подвесному мосту через Катунь из села Анос. Для нас – восхищение и восторг. А для местных – это обычный способ перебраться на другой берег. С виду мост выглядит достаточно хлипким. Но когда видишь, как по нему спокойно ходят даже коровы, то понимаешь, что мост достаточно надежный.

Испытатели моста

Приехали мы на Рублевку, подошли к кассе. И в этот самый момент такие хмурые тучи сгустились над нами, что с покупкой билетов решили повременить. Да и правильно сделали. Погода испортилась до самого вечера. Поэтому мы просто катались на машине, ходили по магазинам и сувенирным лавкам.

Под конец дня распогодилось и мы посетили Горно-Алтайский ботанический сад "Чистый луг"

Чистый луг

Горно-Алтайский ботанический сад находится на левом берегу Катуни в месте впадения в нее реки Сема недалеко от Чуйского тракта рядом с селом Камлак. Чтобы добраться до ботанического сада, нужно миновать мост через Катунь в селе Усть-Сема и свернуть с трассы налево на въезде в село Камлак. У дороги есть указатель

Мы прогулялись по экологической тропе, которая проходит вдоль реки Сема. Познакомились с работами художников. Полюбовались множеством знакомых и не знакомых нам растений. Заметил здесь домики, в которых можно ночевать. Что ж, довольно симпатичное место для ночевки. Надо взять на заметку.

Уже приехав домой, и просматривая фотографии, мне пришла идея сделать ттут виртуальный тайник. Как потом выяснилось, такая идея пришла не только мне.

День 6.

-Алло, здравствуйте! Мы бы хотели записаться на сплав.

-Здравствуйте! У нас есть разные сплавы: Экстремальный, ….

-Стоп! Экстремальный, нам нужен экстремальный!

-Хорошо, вы в этом году первые.

Так мы ввязались в интересную авантюру. Никто из нас раньше не сплавлялся. Участвуем я, моя жена Настя и Аня из Нижнего Новгорода.

С утра в обозначенное время приехали в обозначенное место. Вскоре приехали и организаторы. Они сказали, что должно было быть 11 человек, но одна группа внезапно отказалась. Поэтому сплавляется 8 человек плюс инструктор. Загружаемся в машину, рафт сверху. Ехать нужно за ороктойский мост, это, примерно, около 1 часа. Волнение только нарастает. Ребята, которые едут с нами (два парня и две девушки), тоже никогда не сплавлялись.

К сплаву готовы

Ну вот мы и на месте. Нам выдают жилеты, каски, весла. И проводят очень подробный и понятный инструктаж. Вся суть сводится к тому, что никто не утонет, и всё будет хорошо))) Это радует. Спускаем рафт на воду, занимаем места. Погнали?

Спускаем рафт

На нашем пути пять порогов. Эмоции просто зашкаливают! Море брызг и визги девчонок! Между порогами были интересные рассказы инструктора.

Наша команда

Мы задавали вопросы не только касательно сплавов, но и в целом о Горном Алтае. Приятная компания, незабываемые эмоции, прекрасно проведенное время! Друзья, если будет возможность участвовать в сплаве, не упустите эту возможность!

День 7.

В седьмой день нашего путешествия мы покидаем берега Катуни и направляемся дальше по Чуйскому тракту. Едем не спеша, наслаждаемся отпуском. И первой нашей остановкой стал зубровый питомник в селе Черга.

Из записи в интернет-блокноте: 24.07.2023г. Посетили зубрятник в ходе поездки По_Алтаю 2023. К сожалению, из-за отсутствия Интернета не успел посмотреть описание и фото тайника. Зато полюбовались зубрами. Когда на обратном пути зашел в домик, чтобы оплатить посещение, женщина мне рассказала, что нам очень повезло. Ведь летом зубры не всегда подходят к забору. И можно часами наблюдать их только издалека. А еще она нам посоветовала приезжать зимой. Тогда всё стадо приходит поближе к людям в поисках еды.

Продолжаем наше путешествие по Горному Алтаю. Движемся по Чуйскому тракту (входит в десятку самых красивых дорог мира между прочим), любуемся красотами. А я, как водитель, получаю удовольствие от вождения по дороге отличного качества.

Интересная карта

Даже «лежачие полицейские» на пути до Акташа попались только в одном селе. И работающих камер на скорость тоже замечено не было. Да и не нужно тут быстро ехать, надо ехать не спеша и любоваться красотой вокруг.

Куда бы, куда бы...

Впереди у нас Семинский перевал. Подъем не составил труда, заехал на 4-й передаче. Хотя и попадались автомобили, у которых закипел мотор. На самом перевале ожидаемо прохладно. Кажется, тут всегда холодно, и снег выпадает рано. Вдоль дороги останавливается много машин. Бесконечные торговые ряды привлекают туристов. А по мне так, тут самые вкусные чебуреки в Горном Алтае.

Следующий перевал Чике-Таман, по мнению многих, поинтереснее предыдущего. Дорога более извилиста, петляет между скал. Для строительства дороги в этом месте использовались взрывные работы.

Первый затяжной «вираж», который виден сверху, называется «тёщин ящик». На перевале так же попадаются «закипевшие» машины. Как Вы уже догадались, на перевале ожидаемо многолюдно. Да и место для остановки найти не так-то просто. Но здесь интересно, можно погулять и сделать отличные кадры.

Те туристы, которые проходят полностью торговые ряды на перевале, могут заметить грунтовую дорогу, которая, извиваясь, устремляется вниз. Но не все знают, что это старый Чике-Таман, дорога, которой пользовались до появления новой. Но самое интересное, что по этой дороге до сих пор можно проехать на автомобиле (мотоцикле, велосипеде). В одну из своих поездок по Алтаю мы проезжали по этой дороге полностью (но об этом в следующий раз).

Еще в этот раз я сделал для себя открытие. Можно пешком забраться на самую макушку Чике-Тамана. Там есть смотровая площадка, различные фигуры зверей. И…совсем нет людей. Забирался я по камням, а спускался по лестнице к парковке и уперся в закрытую калитку. Ааа…понятно, почему там нет людей. Пришлось перемахнуть через ограждение.

Зачастую на дороге в Горном Алтае стоит опасаться не других водителей, а домашних животных. Они ведут себя как хозяева. В лучшем случае, они отдыхают или пасутся рядом с дорожным полотном. Но бывает, что располагаются прямо на асфальте. Особенно аккуратным стоит быть в темное время года.

Следующая достопримечательность на нашем пути – это старинный подвесной деревянный мосте через реку Катунь. Кроме нас у моста были и другие туристы. Я не решился по нему прогуляться, как-то страшно стало. А вот другой фотограф не побоялся. Ну а козы – так вообще бессмертные.

Из записи в интернет-блокноте: 24.07.23г. Это наша вторая попытка взять тайник. К счастью, удачная. На мосту было много посетителей. Я спустился вниз, чтобы осмотреть его получше. Деревянная конструкция моста впечатлила. Я ступил на него, но чувство самосохранения сработало. И я не рискнул по нему прогуляться. Хотя позже видел, как парень с фотоаппаратом гулял по мосту, а на встречу ему шли веселые козы. Ну а я иду искать тайник. По координатам дошел до места. Тут местный мужик строит туалет. Я вступил с ним в разговор и он мне поведал, что на этом месте будет база туристическая и смотровая площадка. Я сразу заприметил камень, где должен быть спрятан контейнер. А мужик, как-будто всё понял, поспешил ретироваться в другое место. Поэтомя я спокойно записался в тайнике, обменялся наштяками. Взял крота "Эйзенхауэр и Никсон. Думается, вскоре следует найти тайнику новое место закладки.

Ещё одно место притяжения всех путешествующих по Чуйском тракту – слияние Чуи и Катуни. Мутные воды Чуи встречаются с бирюзой Катуни. Рекомендуется любоваться этим зрелищем осенью.

Слияние Чуи и Катуни

Заметил, что смотровую площадку, которая находилась на возвышенности по какой-то причине перенесли (может неудобно останавливаться на транспорте. А новая площадка появилась чуть раньше по дороге, если ехать со стороны Горно-Алтайска. Но в этот раз мы сразу задумали подъехать как можно ближе, поэтому верхнюю площадку проигнорировали (и тайник, к сожалению, тоже)

Место, называемое Калбак-Таш, находится на правом берегу Чуи, между селами Иодро и Иня (в 12 км от первого и в 18 — от второго). Здесь, на обрывах сланцевых скал, отчетливо наблюдаются несколько тысяч петроглифов. Самыми распространенными картинками являются изображения животных. Это — распространенные на Алтае быки, олени, волки, барсы. Попадаются изображения неведомых хищников — то ли эти загадочные звери существовали несколько тысячелетий назад, то ли их создала буйная фантазия художника. Выбиты на камнях и сцены охоты. Некоторые из них представляют не только историческую, но и эстетическую ценность

Мне же больше всего понравился рисунок, похожий на ракету.

Следующую остановку мы совершили у памятника Кольке Снигереву. Тут, как оказалось, большая концентрация тайников. Сам памятник мы уже "брали", и нас интересует новый памятник кренным народам Алтая и старый Чуйский тракт.

Самые прыткие туристы не ограничиваются только осмотром памятника Кольке Снегиреву, а поднимаются повыше по тропе. Здесь есть еще один памятник, установленный совсем недавно. Это памятник коренным жителям Алтая.

Надпись на табличке гласит: «Посвящается коренным жителям Алтая, чья история тесно переплетена с историей Чуйского тракта – «дорогой Жизни и Смерти», «…Весь бы тракт можно слезами залить, что сочились из узких глаз полудиких, с чистой душой кочевников…» Шишков Вячеслав Яковлевич, 1914 г.

Виртуальный тайник оказался ну очень простым. И следом я прогулялся по участку старого чуйского тракта.

Раньше даже можно было по нему проехать, но сейчас поставили шлагбаум. Может это и к лучшему. Можно спокойно полюбоваться, представляя исторические картины перемещения по тракту конных обозов. По тракту я гулял один, никто мне не мешал, не было назойливых толп туристов. Эх, хорошо!!!! Прекрасные виды на Чую!

Так незаметно мы подобрались к месту нашего назначения на сегодня.

Акташ – небольшой поселок в Улаганском районе республики Алтай. Акташ – своеобразный туристический перекресток. Многие останавливаются именно здесь, чтобы исследовать многочисленные достопримечательности окружающей местности. Или пополняют свои запасы продовольствия и топлива.

Акташ

Именно отсюда начинается маршрут в долину реки Чулышман через знаменитый перевал Кату-Ярык и на южный берег Телецкого озера. Всем известны местные достопримечательности – Красные Ворота, Акташский ртутный рудник, ретранслятор, озеро Горных Духов, Чуйские меандры. Совсем недалеко находятся Мажойский каскад, Гейзерное озеро, Чуйская ГЭС. И можно еще долго перечислять…

Информация на стенде

Именно из-за своей многолюдности в прошлые поездки я старался избегать ночлега в Акташе. Но в этот раз выбор пал на туристическую базу на берегу Менки в Акташе. И после проведенных дней и ночей на этой базе, мое мнение об Акташе поменялось. Здесь тоже есть тихие и умиротворенные места, своя неповторимая красота, невероятно звездное небо и темные ночи.

Берем тайник со второй попытки

Итак, напоминаю, что путешествуем по Алтаю мы вдвоём с моей супругой Настей. На Телецком озере мы познакомились с ребятами из Нижнего Новгорода, которые путешествуют с прицепом-дачей. И в дальнейший путь мы отправились совместно. Местом кемпинга в Акташе стала туристическая база «Лесная сказка». Мы расположились на большой зеленой поляне, поставили палатку, а ребята припарковали свой дом.

«Лесная сказка» - шикарна, имеются два уютных деревянных домика, каждый со своей мангальной зоной, просторная беседка со всем необходимым, костровая зона для большой компании. Ну и, конечно же, обалденная баня. Имеется выход к реке Менке, в которую можно окунуться после бани (что мы и сделали). Но самое главное – это чистейший горный воздух, настоящее синее небо и невероятные ёлки, возвышающиеся на горе.

Эх, и как же хорошо после насыщенного, полного впечатлений туристического дня посидеть в приятной компании возле потрескивающего огня. Душевные истории и пьянящий воздух… И очень радует, что тут совсем нет кровососущих назойливых насекомых.

День 8.

Лето. Солнце встает рано, а вместе с ним встаю и я. Умываюсь холодной водой, завариваю кофе. Погодка шепчет, обещая ещё один увлекательный день в Горном Алтае. Пока еще все спят, решил прогуляться по окрестностям вдоль реки Менки.

Менка

Речушка эта совсем небольшая, но очень красивая. Можно просто сидеть на ее берегу и наблюдать за отражением неба и солнца под звуки журчания прозрачной чистейшей воды. Картину полной идиллии дополняют зелёные луга с, как будто, аккуратно подстриженной насыщенно-зелёной травой. У нас в Кузбассе в середине лета из травы образуются настоящие «джунгли».

А вот на берегу мирно пасутся кони. Днём местная детвора организовывает конные прогулки для отдыхающих. Меня такие экскурсии не интересуют, предпочитаю погулять пешком. От реки круто вверх уходит грунтовая дорожка. Прогуляюсь и по ней, проникнув в таинственное царство местных деревьев…

Маленький рай. Так называется туристическая база, которая находится возле гейзерного (голубого озера). И знаете, она оправдывает своё название. С территории базы открывается невероятный вид на ледник Куркуре. В июльскую летнюю жару это зрелище выглядит особенно потрясающе.

Потрясающий вид на ледник

Однажды нам уже приходилось ночевать в уютном деревянном домике на этой базе, где дровяную печь из-за ночного холода приходится топить уже в августе. А дрова каждый день на крыльцо приносят заботливые хозяева. По-моему, изюминкой этой базы является наличие прозрачного природного водоема (не то река, не то озеро), в котором можно понаблюдать за огромными рыбами или даже покормить (как делали это мы).

«Маленький рай» постоянно развивается, появляются новые домики, новые скамейки, фонтан. Особенно мне нравится деревянный тротуар, который ведет к гейзерному озеру, проложенный по верховым болотам и высокой траве. Раньше он был из бревен, но теперь выложен поверх старого деревянными досками. Но всё так же приятно по нему идти…Путь по тротуару сопровождается различными деревянными фигурами и сказочными персонажами.

Как было сказано ранее, путь на гейзерное озеро лежит через базу «Маленький рай». За это нужно сделать гуманный взнос около 80 рублей по состоянию на 2023 года (например, на Алтайский Марс нужно заплатить 300 рублей за человека).

Пока в моем личном рейтинге Гейзерное озеро занимает первое место по красоте и доступности. Говорят, что аналогичное озеро есть только в Америке. Для осмотра озера я бы посоветовал ранее утро или поздний вечер, когда можно побыть с такой красотой наедине.

Гейзерное озеро

По фото может показаться, что вода в озере действительно голубая. Но на самом деле она абсолютно прозрачная. А насыщенный голубой цвет озеру придает постоянно извергающаяся голубая глина. Моменты извержения сопровождаются бурными эмоциями туристов. В озере появляется новый рисунок.

Озеро очень популярно

Тайник искал долго, но всё же нашел. Взял половину карты (узнал об этом уже дома). Владелец второй половины, отзовись!!!

Прогулки по озеру

Сегодняшний день мы также посвящаем поездке в Чаган-Узун и его самым известным достопримечательностям, а именно Марсианским пейзажам. Ехать решили на одной машине, на машине наших друзей Уазе Патриоте, называемого своими хозяевами ласково Барсик.

План действий

По дороге любуемся открывающимися пейзажами на Северо-Чуйский хребет. Многие туристы останавливаются и фотографируются. Практически в каждом месте можно сделать шикарные фотки. От Чуйского тракта в стороны расходятся многочисленные грунтовые дорожки, которые манят своей неизведанностью. Хочется объехать их все. Проезжаем Курайскую степь с её бескрайними просторами. Ну вот добираемся и до Чаган-Узуна. Так как еще никто из нас не был, то едем интуитивно, ориентируясь по карте. Здесь тоже – тысяча дорог. Заприметив табличку, указывающую направление на Алтайский марс, стараемся держаться этого направления. Растительность вокруг скудная, я б сказал, что это полупустыня. По «стиральной доске», наконец, достигаем своей цели. Цветные горы видно издалека. Ну что же, познакомимся поближе…

На входе оплачиваем по 300 рублей с человека и не спеша следуем к Марсу. Информационный план указывает, что можно выбрать несколько вариантов подъема в зависимости от сложности и крутизны подъёма. Спускаться рекомендуется по живописному каньону.

Мы зачем то поднялись на самый верх, как оказалось зря. Наверху нет ничего интересного. И мы не одни такие разочарованные. А вот спускались, как нам рекомендовали, по каньону. В каньоне цвет грунта еще более насыщенный.

Обратно же вышли уже по ручью. Там я встретил интересный камень с "решеткой".

После Марса-1 мы отправились на Марс-2. До Марса-2 можно добраться несколькими способами. Если есть время и физическая возможность, то можно прогуляться от Марса-1 по ручью Кызылчин. Путь в одну сторону, если я не ошибаюсь, составляет порядка 3 км. В ином случае, можно добраться до Марса-2 на машине. Так сделали мы, дорога тоже доставляет удовольствие. Активно пользуемся пониженной передачей, взбираясь по холмам. Алтайский Марс наблюдаем со смотровой площадки.

Оказывается, что в окрестностях Чаган-Узуна помимо Марса-1 и Марса-2 есть еще и «Луна». В эту поездку добраться до туда нам не удалось. Поэтому мы просто любуемся красотой вокруг. А под ногами тоже находим красоту… Это многочисленные цветущие растения, который растут из камня или на скудной почве. Красота неимоверная!

После насыщенного дня пора бы и возвращаться на базу. Но так как мы еще не обедали, а ехать ещё далеко, то решили остановиться в заранее запримеченном месте. Это алтайская юрта на берегу Чуи, надпись у которой обещала восточную кухню посетителям. Нас встретила хозяйка заведения – алтайка. Предложила ознакомиться с меню, которое было написано обычной ручкой на тетрадном листе. Как называлось блюдо, которое я заказал, уже и не припомню. Но это было что-то с бараньим мясом и картошкой, в общем очень вкусно. На десерт – травяной чай с вареньем из черёмухи. Ну а пока мы ожидали, женщина предложила нам примерить костюмы, которые были в юрте. Что мы с удовольствием и сделали.

На Чуйском тракте есть участок в Курайской степи, где многие проезжающие устраивают фотосессии. Протяженный прямой участок дороги уходит куда-то вдаль. Но нужно быть осторожным, так как не все соблюдают скоростной режим…

Еще одно интересное место, которое мне приглянулось на нашем пути – это река Курайка. Правда, от этой реки в середине июля остается одно название (в буквальном смысле). Но наличие в русле множества камней и валунов говорит о том, что бывает и у этой реки буйный нрав.

Очередной замечательный вечер в Горном Алтае, в Акташе. Сегодня у нас заказана баня. Баня оказалась просто превосходной. Заботливыми хозяевами, кажется, предусмотрено всё для удобства отдыхающих. Ну и, конечно же, какая же баня без купания в речке!

День 9.

Сегодня кульминационный день нашей поездки на Алтай. Сегодня мы едем на Акташкский ретранслятор. Для подъема снова выбрали машину наших друзе, верный УАЗ Патриот, который, к слову сказать, достойно выдержал все испытания. Но сначала мы едем на Красные ворота. Так называется проезд через скалы, который был образован взрывными работами. Как вы уже догадались, цвет этих скал –красные. А причиной тому – киноварь, руда, из которой добывают ртуть.

Часто приходилось слышать, что на Красных воротах нечего делать, что там очень пыльно. А мне тут понравилось. Во-первых, асфальт уже подходит почти вплотную. А во-вторых, прошел небольшой дождь и пыли, соответственно, совсем не было.

День 1. Горный Алтай – это то место, где каждый для себя найдет что-то свое. Удивляет его многообразие и неповторимость. Каждый район Горного Алтая по-своему уникален.-139

На импровизированной стоянке организована небольшая торговая лавочка, где продаются различные красивые минералы, которые были найдены в ближайшей местности. Покупать не стали, но полюбовались, красиво.

А еще на Красных воротах я нашел «вандальную» надпись, за которую не стыдно. Ведь сделана она была в 1946 году человеком, который возвращался с войны.

Уже история

Подъем на Акташский ретранслятор довольно таки экстремален. Но вполне возможен на подготовленном внедорожнике с большими колесами. Паркетники тоже пытают удачу. Но всем ли это удается? Мы едем аккуратно, потихонечку. Местные же мчат сломя голову, стремясь сделать два, а то и три подъема за день. Машины разные, в основном Патриоты, Лэнд Крузеры, Делики, даже Нива попадалась. Ценой за сумасшедшие гонки становится дорогостоящий ремонт автомобиля, которые они делают, как правило, зимой.

Собственно, самый сложный участок дороги – с самого низа. Это дорога с промоинами и и большими камнями. Нужно выбрать оптимальную траекторию для преодоления препятствий. Далее идет просто крутой подъем с крутым уклоном с одной стороны (и от этого страшно).

В середине пути попадается еще один торговец «драгоценными камнями». А далее мы принимаем решение заехать на заброшенный Акташский рудник.

Для меня большой интерес вызывают горные выработки рудника. Но не найдя себе напарника, не решился идти один далеко. Да и освещение скудное и шорты на ногах)))

Продолжаем подъём на ретранслятор. Деревьев становится всё меньше и всё больше открываются потрясающие виды на снежные вершины! Аж дух захватывает, а душа поёт! А что же там наверху?

Мотор машины натужно ревет, преодолевая последние метры тяжелого подъема. Нашему счастью нет предела, мы поднялись на высоту 3038 метров! На площадке большое количество машин и людей. Погода ясная и позволяет обозревать снежные вершины Северо-Чуйского хребта. И вроде как, отсюда даже видно вершину Белухи, самую высокую точку Горного Алтая.

Несмотря, что на дворе середина лета, тут довольно холодно. Но мы подготовленные – надеваем теплые кофты. Да и горячий чаёк с бутербродами у нас припасен. Но сначала идем осматривать местность, разгуляться есть где. И с каждой стороны интересные виды. Виднеется даже озеро Горных Духов, место куда тоже возят туристов.

Из записи в интернет-блокноте: 26.07.2023г. Сам подъём крут, во всех смыслах. Виды с вершины открываются невероятные. Тайник не нашел. Фото мелковато будет... Кружился, кружился с навигатором на удивление туристов... Ну да ладно. Зато сегодня ясная погода и это здорово!

Вдоволь налюбовавшись видами с вершины Акташского ретранслятора, мы начали спуск. Эйфория, захлестнувшая нас, требовала продолжения. И мы приняли решения добраться до озера Горных Духов. Как туда добраться никто из нас толком не знал. Поэтому положились на интуицию и карт от Мапсме. Перед отвалом Акташского рудника свернули с основной дороги на дорогу в долине реки Ярлыамры (ничего так название).

И мы попали просто в сказочное место! Несмотря на то, что иногда попадались строения (отголоски прошлого), пейзажи вокруг открывались необыкновенные, это настоящие альпийские луга. Картину беспечности дополнял табун лошадей, которые мирно паслись рядом с ручьем.

Но вот в один прекрасные момент дорога кончилась. А до озера еще километра полтора. Принимаем решение, что дальше пойдем пешком. Но предварительно, хорошо пообедав с умопомрачительными видами на долину реки Ярлыамры.

Когда мы отправились в пешую прогулку, то сразу же совершили ошибку. Мы отклонились от рекомендуемого картой направления в надеже срезать путь и не набирать лишнюю высоту. Проскакав, как сайгаки по курумам, мы уперлись в каньон и водопад, называемый водопадом Миляева. М-да, плохо мы подготовились. Обходить каньон уже не хотелось, видимой тропы нет. Поэтому принимаем решение возвращаться к машине, а озеро Горных Духов оставить на другие поездки в Алтай.

Что ж мы нам не удалось посмотреть на озеро Горных Духов, но зато мы полюбовались на водопад Миляева и долину реки Ярлыамры.

Удивительный мир алтайской природы можно наблюдать в долине реки с интересным названием Ярлыамры. Альпийские луга, пестрящие всевозможными красками цветов, карликовые деревья и табуны лошадей. Всё это можно наблюдать здесь, наслаждаясь шумом ветра, забыв о городской суете. Здесь совсем нет людей, ведь долина находится между основных туристических маршрутов, которые ведут на акташский ретранслятор и на озеро Горных духов.

Ещё одно местечко в Акташе, которое мне хотелось посетить. И после насыщенного дня я сюда заехал один, когда посещал заправку перед грядущей дальней дорогой. Ведь завтра мы уезжаем домой. Слияние двух небольших рек – Чибитки и Менки. Тихое место рядом с дорогой, где можно устроить ночлег в палатке или в машине. Очень красиво, очень уютно. Плюс нашел тайник игры Геокешинг.

Отмечаем заключительный вечер в Горном Алтае. Завтра мы едем домой.

А сегодня мы устроили прощальный ужин, традиционные посиделки у костра, душевные разговоры о вечном.

А перед тем, как идти спать, решили зажечь японский фальшфейер. Его я беру с собой в походы, как защиту от диких зверей. Производитель указывает длительность горения до 5 минут. Мне уж очень хотелось проверить как он горит, а самое главное, сколько по времени он горит. Ведь другие фальшфейеры горят 1-2 минуты. Ну что же, можно сделать вывод, это отличная вещь! Горит семь минут, дает яркое красное пламя, много дыма и шипения. Всё это в удобном пластиковом корпусе с колпачком, который превращается в рукоятку. На втором (маленьком) колпачке имеется чиркан для зажигания, поэтому спички и зажигалки не нужны. Однозначно, куплю себе еще таких. Раньше такие были во всех японских машинах.