Найти тему
Исторический музей

Искусство анимации: как создают живые картины

Оживить статичное изображение люди пытались очень давно, ещё до появления анимации как таковой. И даже само слово «анимация» о многом нам говорит, ведь «animus» в переводе с латыни означает «дух, душа». Самыми первыми примерами анимации можно считать пещерные рисунки животных, на которых люди стремились передать движения. Древние люди пытались показать своими рисунками действие, например охоту, тем самым «одухотворяя» изображение.

Развитие анимации начинается с создания «Волшебного фонаря» в XVII веке.

Волшебный фонарь в ящике с набором стеклянных пластин. Фонарь. Начало XX в.
Волшебный фонарь в ящике с набором стеклянных пластин. Фонарь. Начало XX в.

Волшебный фонарь — проекционный аппарат, который состоит из деревянного или металлического корпуса с отверстием для объектива, а внутри размещён источник света — свеча или лампада. Очень часто они сгорали, поэтому конструкция снабжалась дымоходом для циркуляции воздуха. Позднее на смену свечам пришла электрическая лампа.

В конце XIX века появляется новый аппарат — предтеча современной анимации — праксиноскоп Эмиля Рейно. Праксиноскоп — это оптический прибор, позволяющий видеть последовательность из нескольких рисунков как плавное движение. 28 октября 1892 года состоялся первый показ его мультипликационного фильма «Светящиеся пантомимы». Жан Эмиль Рейно был одним из первых мультипликаторов в мире и внес огромный вклад в развитие анимационной сферы: благодаря ему при создании мультфильмов впервые использовались как рисунки, так и настоящие фотографии. В честь первого мультика Рейно 28 октября во всём мире отмечается как Международный день анимации.

Волшебный фонарь. Проекционный. 1913-1914 гг.
Волшебный фонарь. Проекционный. 1913-1914 гг.

Расцвет анимации начинается вместе с XX веком. Мультипликация становится частью кинематографа, заняв в нём прочное место как один из наиболее популярных жанров: вместе с востребованностью мультипликации растет и количество художников, техник, технологий.

Большое влияние на кино и анимацию оказывает кинокомпания Vitagraph. Её основатель — художник-карикатурист, режиссёр и продюсер Джеймс Стюарт Блэктон, которого многие называют отцом американской анимации. В 1898 году его компания выпускает первый фильм с кукольной анимацией — «Цирк лилипутов».

Домашний кукольный театр. Бухгольц Фёдор Фёдорович. Последняя четверть XIX в.
Домашний кукольный театр. Бухгольц Фёдор Фёдорович. Последняя четверть XIX в.

Уже в 1900 году Джеймс Стюарт Блэктон создает фильм «Очарованный рисунок», в котором ещё не было промежуточных фаз, но уже используется покадровая съёмка. Блэктон открывает секрет съемки — «изображение за изображением», которая в США получила название «One turn, one picture».

В 1906 году Винзор МакКей создает первый анимационный мультфильм. Отрисовывать каждый кадр было очень долго, но, благодаря Эрлу Херду, который придумал рисовать фон один раз, а персонажей рисовать на прозрачных целлулоидных листах и накладывать сверху, процесс не только ускорился, но и привел к появлению двух отдельных профессий — художника-мультипликатора и художника-фоновщика.

Дальнейшая история американской анимации хорошо известна — её символом стало имя художника, режиссера и мультипликатора Уолта Диснея, создателя целой Вселенной мультяшных героев, которых знают и любят во всем мире. Ну а мы сосредоточимся на истории анимации в России и подробно расскажем о ней в следующем выпуске.