Каково это - напечатать свою книгу без издательства

2015 год - печать книги "О наших птицах"
2015 год - печать книги "О наших птицах"

В 2014 году у меня дома накопилась стопка журналов, где напечатаны мои статьи о птицах. И величиной она (стопка) оказалась более метра. Это очень неудобно иметь в городской квартире журналы, которые не читаешь, но выбрасывать хорошо иллюстрированные статьи собственного "сочинения" рука не поднималась. Статьи о птицах были в журналах: "Природа", "Охота", "Охота и рыбалка 21 век", "В мире животных", "Свирель", "Муравейник" а также статьи о фотоохоте в журнале "Фотомагазин". Журналы для разных аудиторий и объем статей от 1 до 4 страниц текста. На обложках некоторых журналов были мои фотографии.

В журнале где была  напечатана статья о болотной камышовке одно фото этой птицы попало на обложку.
В журнале где была напечатана статья о болотной камышовке одно фото этой птицы попало на обложку.

Было решено собрать все статьи о птицах в единую книгу. Набралось 65 видовых очерков. Думаю никто из читателей моего блога не представляет какие сложности возникают у автора, если он задумал напечатать свою книгу. Подготовка книги к печати предполагает 3 этапа:

1. Подготовка материалов (фото и тексты)

2. Вёрстка книги (создание макета)

3. Печать книги (работа типографии)

На первый взгляд кажется, что автора касается только первый пункт. Но ни один из пунктов нельзя упускать для получения окончательного результата.

В типографии я сравнивал напечатанные в книги фото с оригиналами, напечатанными мною на цифровом домашнем принтере.
В типографии я сравнивал напечатанные в книги фото с оригиналами, напечатанными мною на цифровом домашнем принтере.

1. Для книги пришлось переработать все ранее написанные тексты и подготовить (отредактировать в фоторедакторе) нужные фотографии. Тексты нужно было сделать примерно одной величины и чтобы они были написаны "в одной манере". Я постарался обрезать длинные и увеличить короткие главы. Также для иллюстрации каждой главы было подготовлено от 7 до 10 фотографий по теме. Каждое фото требовало цветокоррекции и обрезки.

Справа фото с домашнего цифрового принтера, слева фото напечатанное в типографии
Справа фото с домашнего цифрового принтера, слева фото напечатанное в типографии

2. Наверное можно было установить и освоить программу для верстки и попробовать сделать книгу самостоятельно. Но я прекрасно понимал, что первая попытка у меня получится "кривой". Ведь я не догадывался о многих тонкостях этой работы и, не долго раздумывая, сразу обратился к профессиональной верстальщице, работающей в одном из журналов, где я печатал свои статьи. Если Вы думаете что если профессионалу сказать параметры будущей книги, и он сможет "прочитать ваши мысли" и сделать макет сразу так, как нравится автору - то глубоко заблуждаетесь. По роду своей работы я прекрасно знаю, что без ТЗ (техзадания) любой профессионал не угадает что "в голове у заказчика". Макет можно сделать по разному, но я хотел видеть книгу только так, как сам задумал. Поэтому я написал "свои пожелания" на 2 страницах вордовского текста и договорился, что по мере верстки буду вносить корректировки в работу верстальщика. Именно по моему ТЗ специалист подготовила макет книги. А корректировки были.

Оборудование типографии.
Оборудование типографии.

3. Найти типографию оказалось делом тоже не простым. В Москве много предложений напечатать книгу за счет автора от типографий. Тираж ниже 1000 экземпляров можно напечатать лишь в цифровой типографии. Офсетная печать недоступна для малого бюджета. Но себестоимость каждого экземпляра при печати в цифровой типографии высока. Ко всему прочему расценки и качество услуг у разных типографий сильно разнятся. Переговоры по телефону могут только сузить обзор поисков, но ездить по типографиям и разговаривать с производителем работ мне пришлось самостоятельно. И правильно что я это сделал, так как выяснилось, что не все могут корректировать цвет во время печати. Как фотограф могу точно сказать, что при сдвиге цветового баланса в любой из спектров может безнадежно испортить всю книгу. Поэтому мне важно было получить разрешение на присутствие во время печати тиража и потом найти общий язык с работником типографии. Николай Сеньковский из типографии "Белый ветер" оправдал все мо надежды. Я потратил свое время, когда ездил в типографии, но получил результат, который ожидал.

В 2014 году у меня дома накопилась стопка журналов, где напечатаны мои статьи о птицах. И величиной она (стопка) оказалась более метра.-6

Примерно так