Большое депрессивное расстройство является основной причиной инвалидности во всем мире. Поскольку традиционные методы лечения неэффективны для многих пациентов, необходимы новые стратегии для преодоления резистентной к лечению депрессии (ТРД). Ограничивающими факторами успешной разработки лекарств в последние десятилетия были отсутствие (1) знаний патофизиологии, (2) трансляционных моделей на животных и (3) объективных диагностических биомаркеров. Здесь мы рассматриваем новые лекарственные средства и кандидатов на лекарственные препараты, которые в настоящее время изучаются в клинических испытаниях фаз I–III. Наиболее перспективными подходами являются ингибирование глутаматергической нейротрансмиссии антагонистами рецепторов NMDA и mGlu 5 , модуляция опиоидергической системы антагонистами κ-рецепторов и галлюциногенными производными триптамина. Единственным зарегистрированным препаратом для лечения ТРД является антагонист NMDA-рецепторов S -кетамин, но дополнительная терапия антипсихотиками второго поколения, некоторыми питательными, противовоспалительными и нейропротекторными средствами, по-видимому, эффективна. В настоящее время интенсивное внимание уделяется крупномасштабным высокопроизводительным омическим и нейровизуализирующим исследованиям. Эти результаты могут дать новое понимание молекулярных механизмов и потенциальных новых терапевтических стратегий.
Большое депрессивное расстройство (БДР) является одной из наиболее распространенных и изнурительных проблем общественного здравоохранения с межнациональным риском в течение жизни 15–18% и составляет 4,4% бремени болезней во всем мире. БДР часто рецидивирует; У 50–80% пациентов наблюдаются как минимум два эпизода, обычно с увеличением тяжести и частоты. Решающее исследование STAR*D показало, что одна треть пациентов с БДР не достигла ремиссии после четырех последовательных исследований антидепрессантов и у них развился пожизненный курс лечения. В то время как симптомы БДР могут быть тяжелыми и, в худшем случае, депрессия представляет собой опасное для жизни состояние, резистентность к фармакологическому лечению антидепрессантами является одной из наиболее сложных ситуаций в клиническом лечении аффективных расстройств. Устойчивая к лечению депрессия (ТРД) традиционно определялась как эпизод БДР с неэффективным или субоптимальным ответом на адекватный курс лечения антидепрессантами; однако до сих пор существовало множество подходов.
Согласно самому последнему и широко распространенному определению, ТРД характеризуется неадекватным ответом как минимум на два исследования лечения антидепрессантами в адекватной дозе и продолжительности монотерапии.
Для классификации тяжести резистентности к лечению при БДР были введены различные клинические модели «стадийности» ТРД. Первоначальная модель ТРД включала спектр резистентности к лечению, варьирующийся от одного неэффективного антидепрессанта до резистентности к ЭСТ.
Совсем недавно исследование показало, что тяжесть симптомов, наличие психотических симптомов, суицидальный риск, коморбидная тревога, стационарный статус, большее количество антидепрессантов, назначаемых ранее, и депрессивные эпизоды в течение жизни, а также более длительная продолжительность текущего эпизода были самые сильные клинические предикторы резистентности к лечению в большой многонациональной выборке. БДР имеет половой диморфный характер: у женщин наблюдается в два раза больший риск развития БДР с более высокой заболеваемостью в период полового созревания, послеродового периода и менопаузы, а также различаются клиническими проявлениями и течением.
Среди новых терапевтических средств наиболее широко исследуются внутривенный кетамин и интраназальный S-кетамин. Совсем недавно интраназальный S -кетамин был одобрен Управлением по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA) и EMA и был представлен в качестве новой поддерживающей терапии с ограниченными показаниями при ТРД.
Бесспорно, основная группа потенциальных лекарств воздействует на глутаматергическую систему. Глутамат (Glu) является наиболее важным аминокислотным возбуждающим нейромедиатором ЦНС и присутствует в половине синапсов. Он играет роль в развитии ряда неврологических и психиатрических расстройств.
На протяжении десятилетий традиционные антидепрессанты воздействовали на моноаминовые пути, но треть пациентов с БДР по-прежнему остаются резистентными к терапии. Следовательно, существует острая необходимость выявления новых мишеней с различными механизмами действия.
Что касается опиоидной системы, то антагонисты κ-опиоидных рецепторов, по-видимому, оказывают наиболее благоприятный эффект при ТРД.
Наконец, следует подчеркнуть, что в настоящее время комбинированные стратегии являются наиболее научно обоснованными и убедительными вариантами лечения ТРД. Среди усиливающих средств в дополнение к традиционным СИОЗС или ингибиторам обратного захвата моноаминов атипичные антипсихотики второго и третьего поколения.
Подписывайтесь на канал что-бы узнавать последние новости.