157 подписчиков

НИФИ провел вторую волну исследования о цепочках поставок

Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России и АНО «Институт развития предпринимательства и экономики» обновили
совместный доклад о влиянии ESG-требований и рекомендаций крупных компаний на цепочки поставок, впервые опубликованный в апреле 2023 года. Ниже представлены ключевые выводы еще не опубликованного исследования.

Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России и АНО «Институт развития предпринимательства и экономики» обновили 
совместный доклад о влиянии ESG-требований и рекомендаций крупных...
  • В 2023 году большинство компаний не разрабатывало новые требования к поставщикам, а работало над усовершенствованием систем отслеживания проверки выполнения данных требований своими контрагентами, вводя меры по ESG-аккредитации поставщиков и подрядчиков.
  • На данном этапе важными аспектами являются цифровизация и автоматизация цепочек поставок, так как цифровизация повышает прозрачность закупок и делает информацию по устойчивому развитию для поставщиков более доступной.
  • За компаниями закрепляется тенденция по имплементации в свои политики большого количества требований, которые уже существуют в законодательстве.
  • Компаниям-заказчикам следует унифицировать требования к поставщикам и подрядчикам, опираясь на стандарты отрасли. Это позволит повысить уровень соблюдения требований и рекомендаций, а также создаст предпосылки для создания единой анкеты для поставщиков.
  • Устойчивые цепочки поставок — это не только экологический фактор и снижение негативного воздействия на окружающую
    среду. На первый план сегодня выходит социальный аспект, и компаниям необходимо тщательнее проработать свои требования к поставщикам, чтобы они не выглядели декларативными.

Моника Мхитарян, аналитик Центра макроэкономических исследований НИФИ Минфина России:
«Проведя актуализацию исследования и рассмотрев документы компаний на наличие обновлений с октября 2022 года по сентябрь 2023 года, мы пришли к выводу, что многие компании из выборки исследования сосредоточены на совершенствовании механизмов проверки выполнения требований контрагентами, так как наличие ESG-требований не гарантирует их 100%-го соблюдения. В связи с этим многие компании фокусируются на создании необходимой цифровой инфраструктуры, позволяющей отследить, как поставщики и подрядчики внедряют в свою деятельность ESG-составляющую.
Например, компания «Северсталь» запустила систему ESG-квалификации поставщиков с целью оценки их уровня устойчивого развития путем проверки анкет, посвященных устойчивому развитию. К каждому вопросу анкеты приведен перечень необходимых документов, подтверждающих выполнение требований.
В X5 Retail Group развивается цифровая платформа для поставщиков «Диалог X5». Через данную платформу поставщики могут публиковать информацию о продукции, которая продается в торговых сетях Х5, в том числе информацию
об упаковке продукции.
Подобных примеров немало, что свидетельствует о смещении фокуса компаний с теоретической на практическую часть: теперь компании-заказчики намерены тщательнее проверять выполнение своих требований поставщиками, а не только прописывать их в своих документах.
Поставщикам и подрядчикам, в том числе МСП, необходимо обратить внимание на развитие ESG в своих организациях и как можно быстрее внедрить в свою деятельность данную повестку в целях повышения уровня конкурентоспособности».

Екатерина Копалкина, руководитель направления «Устойчивое развитие» Центра макроэкономических исследований НИФИ Минфина России:
«Аббревиатура ESG у большинства людей прочно ассоциируется с защитой окружающей среды, однако экология — это лишь один из аспектов данного понятия. На сегодняшний день в России особое внимание уделяется социальному аспекту ESG: это доказывает и тот факт, что наибольшее количество требований и рекомендаций (65%), согласно результатам исследования НИФИ, носит социальный характер.
Требования и рекомендации в исследовании разнесены по 11 блокам. К наиболее популярным социальным требованиям относятся, например, недопущение дискриминации, соблюдение требований действующего законодательства в области охраны здоровья, промышленной и пожарной безопасности, исключение детского труда, соблюдение прав человека, уважительное отношение к местному и коренному населению на их землях и т. д.

«Популярность» социальных требований объясняется также тем, что они базово закреплены в законодательстве РФ и все организации обязаны соблюдать их априори. Однако все процессы не являются статичными, бизнес-модели меняются, и мы видим существенную проблему: большинство социальных требований, предъявляемых заказчиками к поставщикам и подрядчикам, носит декларативный характер, в связи с чем весьма сложно проверить их соблюдение.
Именно по этой причине бизнесу стоит использовать различные целевые показатели в социальном блоке, тем более что некоторые компании уже включают в свою отчетность показатели поставщиков (например, LTIFR — коэффициент частоты несчастных случаев). К таким показателям могут быть также отнесены коэффициент текучести персонала, коэффициент удержания сотрудников. Необходимо, чтобы подобные показатели были разработаны и соотнесены с требованиями к поставщикам. Так им будет понятнее, что от них требуется, а значит, и уровень выполнимости будет выше».

Больше актуальных новостей в сфере ESG — во втором выпуске ESG-дайджеста Strategy Partners.