Найти тему

Нечестных продавцов начнут штрафовать за навязывание товаров и услуг россиянам

В России начинает действовать штраф за навязывание дополнительных услуг и товаров. С помощью этого закона покупатели будут защищены от нечестных продавцов и могут избежать ненужных расходов. Расскажем, как будет работать этот закон.

Фото: Baltphoto/Вероника Овсянникова
Фото: Baltphoto/Вероника Овсянникова

О новом законе

Депутаты фракции ЛДПР внесли документ в Государственную Думу в июне 2022 года, спустя месяц палата приняла эту инициативу на первом чтении. В октябре 2023 года президент России Владимир Путин подписал закон, который вводит штрафы за принуждение к приобретению дополнительных услуг и товаров.

Цель данного закона — защитить покупателей от нечестных продавцов и предотвратить ненужные расходы. Он будет регулировать ситуации, когда продавцы против воли клиентов пытаются продать им что-то, чего они не желают.

Согласно этому документу, нарушением будет считаться предложение покупателю дополнительных товаров или услуги за отдельную плату до заключения договора. Это относится к ситуациям, когда покупка дополнительных товаров обязательна при приобретении основного продукта.

Какой штраф

В результате введения нового закона продавцы, которые навязывают дополнительные услуги или товары против воли покупателей, могут столкнуться со штрафами. Для должностных лиц размер штрафа составляет от 2 до 4 тысяч рублей, для юридических — от 20 до 40 тысяч рублей. Если продавцы не удовлетворяют законные требования потребителя, должностные лица будут оштрафованы на сумму от 15 до 30 тысяч рублей, а компании — от 100 до 300 тысяч рублей.

Как это работает

Хотя законы позволяют людям свободно заключать сделки и запрещают навязывание покупку товаров или услуг вместе с другими, покупатели часто сталкиваются с обратным.

Навязывание может проявляться разными способами: предоставление привилегий покупателю, если он приобретает дополнительные товары или услуги. Также возможен отказ в продаже хорошего товара, если покупатель при этом не приобретает дополнительный.

Возможно и требование приобретать последующие услуги или комплектующие только у определенных продавцов. Еще один способ — навязывание комплекса услуг, которые не зависят друг от друга и могут быть предоставлены отдельно.

Также согласно закону, нельзя навязывать условия договора по коммунальным услугам. Собственники жилого дома имеют право заключать договор с управляющей компанией по своему усмотрению. Они могут выбирать прямые договоры с поставщиками услуг.

Если управляющая компания навязывает ненужные услуги, стоит сначала обратиться в саму организацию и потребовать компенсацию убытков или же требовать возврат денег за ненужные услуги в квитанции ЖКХ. Если УК не принимает меры, можно обратиться в суд, прокуратуру или Роспотребнадзор.

Александр Хаминский рассказал «Известиям» о новом законе и его применении. Юрист указал на то, что из-за недостаточной ясности законодательства часто возникают проблемы с привлечением к ответственности за нарушение прав потребителей. То же самое происходит, когда продавцы навязывают дополнительные товары и услуги, требующие от клиентов дополнительных платежей.

Чтобы понять, как работает новый закон, юрист привел пример. Когда клиент обращается в банк за кредитом с заявленной ставкой из рекламы. В итоге ему приходится платить за страхование жизни, выпуск карты, комиссию за зачисление денег на счет и другие платежи, которые приносят банку прибыль, а клиенту — убытки.

Есть ли исключения

Примером не навязываемой услуги может быть дополнительное страхование, которое предлагается при покупке автомобиля. Продавец предоставляет информацию о страховке и ее преимуществах, но клиент самостоятельно решает, нужно ли ему это дополнительное покрытие.

Также в зону действия этого закона не попадают телефонные звонки от банков, реклама или спам-рассылки.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые статьи!