Музыка эпохи Возрождения. Часть 1. Музыка церкви.

188 прочитали

В эпоху Ренессанса, безусловно, пальма первенства принадлежала изобразительным искусствам. Однако музыка этого времени тоже претерпевает существенные изменения.

Исходя из средневековой традиции, профессиональное музыкальное искусство развивалось, прежде всего, в лоне церкви, где главенствующую роль играло вокальное исполнение. Ещё с VII века, главным музыкальным жанром в церковной службе, стал григорианский хорал. Это была пропеваемая на латыни молитва, которую исполнял мужской хор в унисон (одноголосно) и без сопровождения инструментов. (Об этом можно прочитать в здесь).

 В эпоху Ренессанса, безусловно, пальма первенства принадлежала изобразительным искусствам. Однако музыка этого времени тоже претерпевает существенные изменения.

Эта традиция оставалась неизменной на протяжении нескольких веков, пока не случилось, можно сказать, чудо. На рубеже X-XI столетий, итальянский монах по имени Гвидо, рождённый в городе Ареццо изобрёл нотную запись! Это был фундаментальный прорыв, позволивший музыке развиваться, и усложняться.

 В эпоху Ренессанса, безусловно, пальма первенства принадлежала изобразительным искусствам. Однако музыка этого времени тоже претерпевает существенные изменения.-2

По какому же пути могло пойти это усложнение, если, как мы уже сказали, профессиональная музыка полностью принадлежала церкви? А там где идет речь о религии, обычно свято сохраняются однажды выработанные традиции. И если уж Папа Григорий I канонизировал григорианский хорал, то это правило нужно соблюдать. Единственный вариант развития событий - это сохранить традиционное песнопение, исполняемое мужским хором a`capella, но добавить к нему еще один или несколько голосов, поющих тот же текст, но на другой высоте. Так в церковной службе появилось и стало активно развиваться многоголосие или полифония.

Именно вокальная полифо́ния стала главным видом музыки эпохи Возрождения. Особенностью таких музыкальных произведений, является то, что несколько партий (голосов), «ведут» каждый свою, самостоятельную мелодическую линию, однако все вместе они сливаются в единый, стройно звучащий ансамбль.

 В эпоху Ренессанса, безусловно, пальма первенства принадлежала изобразительным искусствам. Однако музыка этого времени тоже претерпевает существенные изменения.-3

Интерес композиторов Возрождения к полифонической музыке был неслучайным. Одиноко звучащую мелодию, можно уподобить плоскому рисунку, звучание же нескольких самостоятельных голосов одновременно, даёт ощущение объёма и глубины, то есть, по эффекту напоминает открытую деятелями Ренессанса перспективу.

Принципы полифонии оттачивались композиторами, прежде всего, в главном жанре католического богослужения – ме́ссе, который окончательно сформировался как раз к этому времени. Это было многочастное музыкальное произведение, основу которого составляли григорианские хоралы. Пять разделов мессы (так называемый ординарий) были обязательными: Kyrie eleison («Господи, помилуй»), Gloria («Слався»), Credo («Верую»), Sanctus («Свят»), Agnus Dei («Агнец Божий»), но помимо этих частей, в мессу могли быть введены и другие, дополняющие их содержание.

В XV-XVI вв. композиторское мастерство создания полифонических произведений достигло высочайшего уровня. Появились правила, в написании многоголосных духовных произведений. Такая система сочинения полифонии получила название «строгий стиль». Для полифонии строго стиля были характерны следующие черты:

1) мелодия каждого голоса движется плавно, без резких звуковысотных скачков;

2) темп спокойный, движение музыки происходит неторопливыми и равномерными «шагами»;

3) в сочетании голосов должны преобладать консона́нсы (благозвучия), диссона́нсы (музыкальные интервалы с резким звучанием) использовались крайне редко;

4) при исполнении музыки, отсутствуют резкие контрастные переходы в громкости звучания;

5) для придания разнообразия, применялся приём варьирования и «украшения» дополнительными звуками основного напева, что называлось словом «колори́рование».

Кстати, звучание нескольких голосов одновременно, невольно привело к тому, что они складывались в гармоничные аккорды и их последовательности, вызывающие у слушателей то радостные, то грустные эмоции, чего начисто были лишены одноголосные григорианские хоралы. То есть в музыке утвердился лад - мажор и минор.

По словам музыкального критика Г.Лароша, такая музыка «поражала возвышенностью полёта, суровым величием, лазурной безмятежной чистотой и прозрачностью». Соблюдать все эти правила было достаточно непросто, особенно если произведение писалось для большого количества голосов. Чаще всего их было от 4 до 12, но могло быть и больше.

Giovanni Pierluigi da Palestrina
Giovanni Pierluigi da Palestrina

Выдающимся композитором – мастером полифонии строго стиля был итальянец Джова́нни Пьерлуи́джи Палестри́на (1525 – 1594), в творчестве которого этот жанр достиг своей вершины. Его музыку можно сравнить с полотнами Рафаэля. В ней такая же удивительная возвышенность, гармония, ясность, стройность, необыкновенная одухотворённость и «кристальная» чистота. Для определения такого «озарённого светом» звучания, теоретики музыки Ренессанса использовали греческое понятие «эвфо́ния» - «прекраснозвучие».

Благодаря Палестрине, многоголосие окончательно утвердилось в католической церкви. Дело в том, что духовные власти усомнились в пригодности такой сложной и прекрасной музыки для службы. Они считали, что полифоническое звучание отвлекает от восприятия текста мессы. Однако Палестрина, выступил в защиту многоголосия и написал такую мессу, где красота музыки не только не мешала восприятию слов, но и подчёркивала их выразительность. Таким образом, полифония для церковной музыки была спасена.

Ян ван Эйк. Поющие ангелы. Фрагмент Гентского алтаря
Ян ван Эйк. Поющие ангелы. Фрагмент Гентского алтаря

Отметим, что полифония получила блестящее развитие в северных от Италии странах, особенно в Нидерландах. Представителями этой школы являются Г.Дюфаи́, Ж. Депре́, О. Ла́ссо и др. Удивительным мастерством создания многоголосных произведений отличался Йоха́нес Океге́м (1425 – 1497). Как и древнегреческие философы, в основу сочинительства этот композитор положил точный математический расчёт. Благодаря разработанной им системе, Окегему удалось создать сочинение для 36 голосов! Написан он в форме канона - когда все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но вступая поочерёдно, с некоторым отставанием друг от друга. До сегодняшнего дня этот «рекорд» остаётся непревзойдённым.

Однако, изобретение нотной записи, привело не только к появлению и развитию полифонии, утверждению ладово-гармонической основы музыки, но и к ещё одному важному изменению. Благодаря наличию нот, профессиональная музыка смогла выйти за пределы церкви. И вот о том, как же она развивалась вне церковных стен в эпоху Возрождения, вы сможете прочитать в следующей статье.

Если вам понравилась публикация, то не забудьте поставить лайк, и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи. :) Все публикации вы можете найти в полном каталоге статей.