# 6.1 Самый высокий водопад на Сахалине и грязевой вулкан

121 прочитал

Путешествие на Сахалин и Кунашир

День шестой. 2 августа 2023 года. Часть первая

Ночью прилив подбирался к нашей палатке. Волны плескали в одном метре от края тента и спать это мешало – каждый час просыпался и проверял: не затопило ли нас? Но мы были на 20 см выше (все-таки место я выбрал правильно) и до нас прибой не достал. Ребята стояли выше, на парковке и им затопление не грозило в любом случае. А потом был отлив и всё хорошо.

Проснулись в 7 утра. Погода отличная. Солнечно, небольшой ветер.

Наша стоянка на берегу, на парковке

Утро по берегу Охотского моря

Самый высокий водопад на Сахалине

Собираем лагерь, завтракаем. Около 9 часов пошли к водопаду. Идти недалеко, примерно 400 метров вдоль трассы. Есть небольшая проблема в том, что непосредственно у начала тропы к водопаду (а она начинается от автомобильного и железнодорожного мостов через речку), припарковать машину негде. Там отбойники и нет обочины. Ближайшее место для удобной парковки – это там, где мы ночевали.

Также можно проехать по технологической грунтовой дороге, идущей уже за железной дорогой, параллельно трассе. Заезд на нее находится на расстоянии 3,4 км от мостов, в сторону Макарова. Там ещё будет большая беседка у дороги и парковка под ней. По этой дороге можно доехать до речки (на которой, собственно, водопад и находится). Но дорога эта только для внедорожников, или хотя бы кроссоверов с высоким клиренсом.

А отсюда до Клоковского водопада совсем недалеко около 400 м . Там вначале грунтовая дорога с заметным подъемом, а потом направо уходит тропа. Стоят указатели, а на тропе даже перила местами.

Клоковский водопад

Около водопада есть беседка, можно посидеть, перекусить.

Беседка у водопада

Координаты водопада: (N 48° 26.839' E 142° 42.377'). Водопад очень симпатичный. Как я уже писал, это самый высокий водопад на Сахалине. Его высота оценивается от 40 до 50 м. По обследования проведенным в 2007 году, длина нижней части 35 метров, участок выше имеет длину 4 метра, самая верхняя часть водопада (не всегда видна от его подножья) составляет ещё 7,5 метров.

Посмотрели на водопад, нашли геокешерский тайник и набрали из речки 4 пяти литровых баклажки питьевой воды в дорогу.

Пугачёвский грязевой вулкан

Следующим пунктом осмотра, была еще одна природная достопримечательность Сахалина - грязевой вулкан. Ну как можно мимо такого объекта проехать, где ещё увидишь? У нас под Питером, такие «не водятся», под Пензой – тоже. Вот в этом огромный плюс самостоятельным путешествий - куда сами захотели - туда и пошли. А вот организованные туры по Сахалину сюда редко завозят.

Проехать к вулкану нельзя. Оставили машину на трассе и пешком пошли около 2,5 км в одну сторону. Начало тропы здесь : N 48° 14.030' E 142° 35.580'. Здесь же стоит указатель информационный щит.

Информационный щит о вулкане
Тропа вдоль болот

Пугачёвский грязевой вулкан (Магунтан) - второй по величине вулкан такого рода на Сахалине. Выглядит он как группа грязевых кругов (большой центральный и два маленьких по соседству).Они прекрасно видны на космоснимках.

Фото из космоса

Наиболее сильное извержение этого вулкана зарегистрировано в 1934 г. Потоки выбрасываемой грязи были настолько мощными, что ломали и валили окружающие вулкан деревья. Взрывы большой силы с выбросом грязевой струи на высоту порядка 50 м, также происходили в 1929, 1961, 2005 гг. Очевидцы вспоминали, что подобные явления сопровождались сильным гулом, прямо как рёв реактивного двигателя. А огромные куски грязи отлетали от кратеров метров на 100.

Сейчас же мы увидели просто ровные участки засохшей серой грязи посреди болота (N 48° 13.692' E 142° 33.831'). И только небольшие бугры, напоминающие норы кротов, говорили о том, что вулкан «живет».

Засохшая грязь

Кучка, которая плюется

Из заметок Sergio79:

«…Сейчас он дремлет и представляет собой засохшую земляную поляну с глубоко уходящими в землю трещинами. Причем большой вулкан идеально круглый. На малом вулкане был замечен конус, время от времени плюющийся (выходят газы через жидкую грязь). Впервые в жизни довелось увидеть грязевой вулкан. Причем много раз проезжали через подобные в Темрюке Краснодарского края и ни разу не заехали. На Сахалин для этого пришлось переться…»

Путешествие на Сахалин и Кунашир День шестой. 2 августа 2023 года. Часть первая Ночью прилив подбирался к нашей палатке.-10
Поле вулкана
Путешествие на Сахалин и Кунашир День шестой. 2 августа 2023 года. Часть первая Ночью прилив подбирался к нашей палатке.-12

Так что представить бушующий тут вулкан, разбрасывающий комки грязи на десятки метров довольно сложно. Но в целом место любопытное.

На обратном пути Денис вдруг вспомнил, что перед тем, как идти на водопад, он поставил свои кроксы под машину и переобулся в кроссовки. Когда мы вернулись с водопада, все сели в машину и про кроксы он забыл. Так мы и уехали. А тапки остались на парковке на берегу моря. Возвращаться назад не стали.

#Сахалин #Курилы #Кунашир #Сахалинскаяобласть #Южно-Сахалинск #путешествияпороссии #водопад #самостоятельные путешествия #грязевойвулкан

• Если статья вам понравилась и вызвала положительные эмоции, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
  • Буду рад всем посетителям!

Начало повествования здесь: Готовимся в путь