Найти тему
13K подписчиков

Нелепость оставить навсегда родину и идти в неизвестные края

461 прочитал

Из рассказов Николая Аристарховича Решетова (предводителя дворянства Новооскольского уезда Курской губернии)

В Новооскольском уезде, на хуторе Котельном-Плоту, в начале 1840-х годов, проживала помещица Марья Васильевна Хардина. За нею числилось по ревизским сказкам 43 души крестьян мужского пола. Супруг её, отставной поручик Дмитрий Петрович Хардин, бывал часто в отсутствии и не принимал никакого участия в управлении имением. Госпожа Хардина распоряжалась всем самолично.

Хутор её был в глуши, в стороне от всех проездных дорог; ближайшее к нему селение государственных крестьян, село Волотово, находилось верстах в десяти.

В один воскресный день, весною, Марья Васильевна проснулась в очень дурном расположении духа, что с ней нередко случалось. В таком настроении, находясь еще в постели, громким и сердитым голосом зовёт она одну из своих приближенных горничных: "Машка! Машка!" Но на это воззвание никакого ответа не последовало. Зов повторяется несколько раз в более усиленных размерах, но Машка не является.

Грозно скликаются другие горничные Палашка, Дашка, которых было чуть не полдюжины, всё напрасно: невозмутимая тишина нарушается лишь голосом самой барыни. "Что это значит?" - рассуждает рассерженная небывалым своеволием Марья Васильевна. В гневе вскакивает она со своего мягкого ложа и поспешно направляется через коридор в девичью.

Не найдя там никого, идёт далее, через сени, к выходной двери заднего крыльца, - заперто; спешит обратно по коридору, заглядывает во все комнаты, всё в доме в порядке, но нет ни одной души. В сильном волнении стремится она к переднему крыльцу. О, ужас! Оно заперто снаружи.

Она бросается к окнам, которые по обыкновению на ночь закрывались ставнями; но, сверх сего, они также припёрты снаружи. Барыней овладевает отчаяние; она громко кричит, не получая ответа, бегает по комнатам и всеми силами старается отпереть двери или ставни, но усилия её в продолжение нескольких часов остаются напрасными.

Тогда она приходит в изнеможение от своего собственного крика и невозмутимой тишины в доме и впадает, по её рассказу, в какое-то бесчувственное состояние. Только около полудня очнулась Марья Васильевна, услышав под окнами чей-то жалобный голос: "Подайте, Христа ради!" Это был нищий калека.

На сей раз сама Марья Васильевна обратилась к нему с отчаянной просьбой, "ради Христа, отворить ей двери", которые, как оказалось, были приперты снаружи слегами. Этот нищий, заходивший и прежде на хутор за подаянием, оказался спасителем Марьи Васильевны; он отворил ей двери и окна в доме.

Освобожденная из заточения барыня бросается на двор в людские хаты, надеясь кого-нибудь встретить,- но и там всё пусто. Она направляется в конюшню: лошади стоят без корма, на скотном дворе ревут коровы, не выпущенные в стадо; но имущество её по амбарам и сараям всё в целости.

Смущенная Марья Васильевна идет на деревню к крестьянским дворам, думая хоть там найти кого-нибудь. Но и там та же история: стоят одни опустелый хаты, ворота во дворах все отворены, но не видно даже ни одной собаки; только один старый кот, растянувшись на завалинке, грелся на солнце. Марья Васильевна и ему была рада; пошла и приласкала его. Кот помурлыкал, но ничего не мог объяснить ей. Что было делать бедной помещице?

Посоветовавшись с нищим, она решила дать знать о случившемся становому приставу, который жил от неё верстах в 25-ти, в селе Чернянке. Но кого послать? Опять выручил нищий: по просьбе барыни он запряг лошадь, отправился в ближайшее село Волотово и заявил там, в волости, об ушедших крестьянах госпожи Хардиной.

Из волости к ней прислали людей для караула и уведомили станового пристава, который только на другой день имел возможность прибыть на хутор для производства следствия о побеге людей всего селения. Между прочим, становой, ехавши на хутор, узнал от соседей, что крестьяне г-жи Хардиной давно собирались на "молочные воды" и потихоньку заранее продавали свои пожитки, а какие остались у них уложили на подводы и, забрав весь скот, в ночь под воскресенье, отправились большим обозом по направлению через соседнюю Воронежскую губернию в Бердянский уезд, где протекает река Молочная, отчего, вероятно, само переселение туда обозначалось на "молочные воды" и так сильно действовало на воображение крестьян.

Становой пристав, не имея права, без разрешения начальства, выехать из своего стана в другую губернию, распорядился послать своего рассыльного в погоню за ушедшими крестьянами, снабдив его открытым листом и отношениями к соседним становым приставам и прося их содействия в поимке ушедших крестьян.

Верст за 70 этот рассыльный действительно нагнал людей уже в Воронежской губернии при переправе на пароме через реку Дон, о чем заявил местному становому, который остановил их и далее, не пустил, как беспаспортных и под конвоем того же рассыльного отправил обратно на место их жительства. Люди, по прошествии нескольких дней, прибыли обратно в деревню, в свои пустые хаты.

Марья Васильевна Хардина была так довольна возвращением своих крепостных, что даже, сверх всякого ожидания, не принесла жалобы о своем заточении в собственном доме, "о побеге же людей" старалась прекратить "дело", начатое становым приставом.

Портрет графини Софьи Андреевны Бобринской, 1857 (худож. Franz Xaver Winterhalter)
Портрет графини Софьи Андреевны Бобринской, 1857 (худож. Franz Xaver Winterhalter)

Впрочем, этот случай был не единственный в той местности. Почти в тоже время, в соседнем Старооскольском уезде, в большом имении графини Софьи Андреевны Бобринской, в слободе Орлике, где было свыше тысячи душ крестьян, население также собралось на "молочные воды". Об этом намерении их заранее узнали местные власти и донесли губернатору; между тем на место, в слободу Орлик, отправилось временное отделение земского суда.

Оно прибыло в то время, когда крестьяне укладывали свои пожитки на подводы, собравшись на площади, чтобы двинуться в путь. Прибывшие чиновники, исправник, становой пристав и стряпчий, составлявший временное отделение земского суда, начали уговаривать крестьян оставить сборы и не уходить с места жительства без дозволения начальства и помещицы и угрожали им в противном случае присылкой солдат в наказание за их своеволие; но ни угрозы, ни увещания не действовали: крестьяне совсем приготовились к отъезду.

Из чиновников более всех при этом хлопотал и горячился уездный стряпчий С., "прыткий" молодой человек. По невозможности урезонить мужиков, он обратился к бабам, надеясь подействовать на них своим красноречием. Он старался объяснить им всю "нелепость их неразумного намерения оставлять навсегда родину и идти в неизвестные края" (всё это говорилось в возвышенном слоге).

Бабы галдели; сначала они не слушали его, занимаясь укладкой на воза своих имуществ, но должно быть красноречивый стряпчий очень надоел им своим многоглагольством: бабы, сговорясь между собой, быстро окружили его и начали толкать во все стороны в виде шутки; когда же, чтобы вырваться от них, он пустил в ход кулаки, они схватили его и крепко привязали к колесу телеги. Это было дело одной минуты.

Но этим еще не кончились страдания стряпчего: привязанный в колесу, он бился и кричал, изображая из себя очень жалкую фигуру. Вдруг одной бабе пришла в голову нелепая мысль, чтоб он не горячился и успокоился, помочить его особенным способом, что она тут же и исполнила; увлекшись её примером, недолго думая, другие бабы немедленно сделали то же.

Исправник и становой были на другом конце площади, но, услышав неистовый крик стряпчего и увидев его в таком критическом положении, бросились освободить его, причем сами чуть не подверглись той же участи: из толпы послышались крики, чтобы и их привязать.

Однако между крестьянами нашлись и благоразумные, которые разогнали баб, освободили стряпчего и начали уговаривать толпу не делать никому никаких насилий. Неизвестно, чем бы кончилась эта история переселения крестьян слободы Орлика, если бы в то время на площадь не прискакал на тройке нарочный жандарм от губернатора в своем голубом мундире с пакетом к исправнику.

Его появление произвело на крестьян сильное впечатление, которое еще более усилилось, когда он сообщил, что за ним следуют войска. Крестьяне присмирели, повезли навьюченные воза обратно к своим дворам и перестали "сбираться на вольницу", в особенности, когда через несколько дней в их слободу пришли на постой солдаты в виде экзекуции.

Однако "тепленькая" бабья примочка хуже всякой пытки подействовала на бедного стряпчего: он заболел горячкой и чуть было не умер и только, благодаря молодости и крепкому сложению, пережил эту катастрофу. Но за претерпленное им истязание по службе он был впоследствии награжден. Пострадали и бабы, глумившиеся над ним: зачинщиц по суду сослали в Сибирь.

Все эти попытки к переселению во многих помещичьих имениях были тогда возбуждаемы большею частью отставными солдатами. Прослужа 25 лет в военной службе и возвратясь на родину, они часто не имели для себя ни пропитания, ни пристанища, делались для семей своих чуждыми, а зачастую и никого не находили из родных: которые померли, которые были переведены на жительство в другие имения, помещик же не был обязан давать жилище и продовольствие отставным солдатам.

Вообще жизнь отставных воинов из помещичьих крестьян была тогда очень плачевная. Немудрено, что многим из них приходила мысль "о переселении на вольницу", где они надеялись получить вместе с другими надел земли. Некоторые из них, собрав с крестьян деньги, ходили на разведки в Ставропольскую губернию, за реку Кубань, или в Бердянский уезд, где в то время действительно отводилась земля для поселений, но не для помещичьих крестьян, а для немецких колонистов-менонитов.

Возвратясь оттуда, ходоки рассказывали "чудеса о необыкновенном плодородии земель, о совершенном довольстве и хорошей жизни тамошних поселенцев". Крестьяне слушали рассказы возвратившихся солдат, увлекались мыслью о чудесном крае и стремились попасть туда, мечтая о благодатной стороне, где протекают "молочные воды в кисельных берегах".