Сценарий сериала сильно отличается от сюжета книги. Надо сказать, что у кинематографистов были веские причины для столь радикального вмешательства. Во-первых, вселенная Мартина слишком велика, чтобы перенести ее на экран без изменений и сокращений. «Игра престолов» и без того стала одним из самых дорогостоящих сериалов в истории. А для дословного воспроизведения потребовался бы воистину фантастический бюджет, которым никто не располагал. Поэтому сценаристы и пошли арифметическим путем — вычли из сюжета не особо значимых персонажей либо сложили их между собой.
Во-вторых, нелинейное повествование от лица множества разных героев хорошо выглядит в книге, но не особо подходит для экрана. Читатели, смотря на мир глазами одного из персонажей, узнавали о многих значимых событиях истории постфактум. Например, подробности любовной линии между Роббом Старком и его женой в цикле опущены — мы знаем их в изложении его матери Кейтилин Старк. Однако, чтобы раскрыть персонажа в сериале, сценаристам пришлось показать зрителям чувства молодых людей.
В-третьих, волей-неволей пришлось учесть различия между литературным и кинематографическим языками. Если Мартин с легкостью раскрывал мотивацию героев через их внутренние монологи или мысли других персонажей, то сценаристам пришлось пойти на различные ухищрения. Так, экранные лорд Варис и Мизинец стали куда более разговорчивыми, чем их книжные прототипы — иначе зритель мог вообще не понять, что происходит.
В-четвертых, на момент начала съемок цикл был не окончен — как, впрочем, и четыре года спустя после показа последней серии. Сам Мартин в одном из интервью признавался, что сам не знает, чем должна завершиться история, и жаловался на слишком проницательных интернет-фанатов, которые ловко разгадывают его плот твисты — настолько, что ему приходится на ходу сочинять новые. Сериал же, тем временем, продолжал сниматься — не отменять же дорогостоящий процесс из-за какого-то парня из соцсетей, который ухитрился разгадать гениальный замысел писателя?
Все это привело к тому, что сериал достаточно далеко отошел от литературного оригинала — некоторые второстепенные персонажи, которых кинематографисты «попросили на мороз» или свели их значимость к минимуму, впоследствии выстрелили в книгах, словно чеховское ружье. Часть же решений сценаристов, которые экранизировали еще не существующие части цикла, теперь уже явно не совпадают с задумками самого Мартина, который, несмотря на периодические уверения в обратном, довольно чутко реагирует на настроения аудитории. Возможно, он учтет шквал фанатской ненависти к финалу киноэпопеи — самые активные зрители даже собирали подписи, чтобы переснять последний сезон.
В настоящий момент из семи томов цикла опубликованы лишь пять. Над шестой книгой — «Ветра зимы» — писатель работает уже около десяти лет — и каждый год обещает, что она вот-вот выйдет, надо только подождать. Возможно, там все будет в кайф и персонажам вообще не надо будет умирать. Дата выхода последнего тома пока неизвестна даже приблизительно.