Найти тему
Ищу себя

Сонник

Сонник, толкование снов, желание с их помощью заглянуть в будущее - это неотъемлемая часть нашей жизни. Сны и их скрытое значение интересовали людей с давних пор. Довольно скоро стало ясно, толкование снов дело отнюдь не простое: мир, который открывается в них, неоднозначен и мало похож на окружающую нас реальность. К примеру, во втором веке нашей эры у греков уже был собственный сонник, с помощью которого жрецы раскрывали загадки сновидений желающим.

Вы можете считать, что сонники не заслуживают абсолютного доверия, но прочитать толкование сна стоит хотя бы из любопытства; возможно, узнав, что означает ваш сон, вы и на реальность сможете взглянуть другими глазами.

На Леди Mail.ru вы можете истолковать свой сон с помощью пяти сонников, в основе каждого из которых наблюдения за взаимосвязью сна и реальности. При толковании сна нужно учитывать все образы; начните с того, что кажется наиболее странным скорее всего, именно эта часть сна является плодом работы вашего подсознания

Древнейший сонник, дошедший до наших дней, появился в Древнем Египте около 2 тысяч лет до н. э. Известный как Папирус Честер-Битти III (Британский музей, № 10683), этот источник содержит толкования двухсот снов, а также описание магических ритуалов для защиты от злых духов[2].

Систематизацией снов занимался Артемидор Далдианский во II веке н. э. в своём полностью дошедшем до нас соннике «Онейрокритика» (др.-греч. Ὀνειροκριτικά) в пяти книгах. Артемидор разделял обычные сновидения (др.-греч. ένύπνιον) и провидческие (др.-греч. όνειρος); предсказания будущего в последних могут быть явными (прямосозерцательными, др.-греч. θεωρηματικοί) или аллегорическими (др.-греч. αλληγορικοί), сонник посвящён именно аллегориям. Первые четыре книги «Онейрокритики» классифицируют связи сновидений и реальности с использованием метафор и метонимии: «Заливные луга на пользу одним лишь пастухам, для остальных же они означают безработицу, а для путников препятствия, потому что эти луга бездорожны». По Артемидору, смысл сновидения зависит от конкретного человека: «Гестия и её статуи означают для должностных лиц совет и поступление доходов; для простых людей — собственную жизнь; для правителя или царя — полноту их власти». Пятая книга «Онейрокритики» представляет собой разбор учебных примеров.

Святые отцы в целом осуждали интерес к снам как пережиток язычества, хотя Тертуллиан в трактате «О душе» и сказал, что сны могут содержать божественные откровения. В средневековье, после выхода сочинений Альберта Великого и Фомы Аквинского, атмосфера принципиального осуждения попыток интерпретации сновидений как вида гадания исчезает. Именно в это время сонники проникают из Средиземноморья в Европу, а истолкование снов становится доступным ремеслом. При толковании снов новые сонники использовали, в дополнение к метонимическим и метафорическим ассоциациям, самые разные принципы: тождество, подобие, противоположность.

Средневековые врачи пользовались сонником, который в то время ошибочно приписывался Арнольду из Виллановы. Интерес к астрологии породил «лунные сонники», которые увязывали вероятность того, что сон сбудется, с фазами луны. Наибольшую популярность приобрёл написанный не позднее IV века (видимо, на основе труда Артемидора Далдианского) анонимным греческим автором «Сонник Даниила». «Сонник Даниила» был построен как алфавитный перечень сюжетов сновидений; его списки на латыни разошлись по Европе в X веке; с конца XIV века появились переводы на народные языки. Из созданных в Византии сонников, сохранилось 8.

В начале XX века появились научные работы по истолкованию сновидений («Толкование сновидений» Фрейда), а также вышли и обширные традиционные сонники (наиболее известным является вышедший впервые в 1901 году сонник Миллера (англ.)рус.).

В дореволюционной России издание магических книг — в том числе и сонников — встречало оппозицию со стороны православной церкви. Так, сонник «Сносудец» входит в списки «еретических» книг, начиная с самого первого, датированного серединой XV века.

В качестве этнографических исследований представляет интерес сборник белорусского народного снотолкователя собранный Романовым Евдокимом Романовичем 1889 года издания и посвященного памяти М. П. Колосова[3].

В СССР сонники не публиковались. В 1990 году в издательстве Советская Россия в Москве вышла серия Библиотека русской фантастики в 20 томах составленная с послесловием и комментариями Ю. М. Медведева, в первом томе «Сказания о чудесах» были собраны воедино под заголовком русской фантастики XI—XVI веков «Повести временных лет»; Апокрифы; Из «Шестоднева» Иоанна экзарха Болгарского; Из «Повести о Варлааме и Иоасафе»; Сказание об Евстафии Плакиде; Повесть об Акире Премудром; Слово о полку Игореве; Из «Девгениева деяния»; Сказание об Индийском царстве; Физиолог, и другие произведения наряду с которыми фигурировал «Новейший снотолкователь»[1]. В отличие от средневековых книг, компоновка новых изданий представляет научный этнографический, литературный фольклорный интерес, не претендующий на создание «магического» статуса.

После перестройки сонники вновь стали популярны, как и другие магические публикации (гороскопы, знахарские рецепты, травники). В 2005 году запрос «сонник» входил (вместе с «гороскопом» и «приколами») в первую десятку рейтинга запросов на российских поисковиках[4].