Найти в Дзене

Давайте экономить топливо и беречь лампы ближнего света, используя туманки вместо ходовых огней!

5,6K прочитали

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня интересная публикация намечается: я расскажу на собственном примере, почему реальную опасность представляют автомобилисты, передвигающиеся по загородным трассам в светлое время суток со включенными противотуманками, но без ближнего света (либо вообще без осветительных приборов!)

Ситуация следующая: едешь за другим автомобилем, а впереди небольшой спуск, из-за которого выезжает автомобиль цвета, сливающегося с дорожным полотном (всё, как мы любим - установлены ДХО, но колхозные, на которых еле-еле светят лампочки) и его не видно без фар! Выезжаешь на встречку, доходишь до середины обгоняемого грузовика и, здравствуйте-приехали!, приходится максимально быстро тормозить, потому что обогнать не успеешь.

Согласно п. 19.5 ПДД, передние противотуманные фары можно использовать вместо ДХО в светлое время суток:

19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах (кроме велосипедов) с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

Но также оговаривается, что габаритные огни НЕ СПОСОБНЫ заменить ДХО или ближний свет. То есть, нельзя использовать габариты (даже если они супер-пупер яркие и их хорошо видно) вместо ходовых огней.

С одной стороны интересует вопрос: почему? Например, на многих автомобилях лампы габаритных огней установлены в блок-фаре (например, Hyundai Accent середины нулевых годов выпуска, Renault Logan /после 2009 года выпуска/, Renault Sandero/Stepway, Lada Largus /вроде бы не на всех, а после определённого года выпуска/, Toyota Platz, и т.п.), то есть, когда габариты стоят в одном отражателе с лампочками рабочего освещения. Если установлены светодиоды - это очень хорошо выглядит и вполне неплохо их видно.

А с другой стороны - если разрешить ездить "на габаритах" - так ездить будут все до единого и ни к чему хорошему это не приведёт.

Теперь начнём обсуждение техрегламента установки ДХО.

По техническому регламенту Таможенного союза ДХО должны работать согласно Пункту 3.15.:
«Дневные ходовые огни, если таковые установлены, должны включаться автоматически, когда выключатель зажигания находится в таком положении, которое не исключает возможность работы двигателя, однако они могут оставаться выключенными при нахождении рычага автоматической коробки передач в положении „Стоянка“, или приведённой в действие стояночной тормозной системе, или до начала движения транспортного средства после каждого запуска двигателя вручную. Дневные ходовые огни должны выключаться автоматически при включении фар, в том числе передних противотуманных фар, за исключением тех случаев, когда мигание фар применяется для подачи кратковременных предупреждающих световых сигналов».

То есть, ДХО должны включаться автоматически, при включении зажигания и выключаться при включении фар (конкретно не уточняется, но, если включить логическое мышление, с дальним светом они точно никому не будут мешать).

Но, например, на многих современных грузовых автомобилях (Скания, Вольво, Даф и даже КАМАЗ!) с завода в фары встроены ДХО. Но далеко не на всех есть такая функция, как автоматическое включение габаритных огней при запуске двигателя. Очень удобная вещь, скажу вам. Не нужно переживать, например, что забудешь выключить габариты днём, или ещё что-то, при остановке на длительное время. А при переключении из режима "ДХО" в режим "габариты", эти самые ходовые огни не тухнут до конца, а лишь слегка затемняются. Что тоже удобно.

Далее разберёмся в пункте техрегламента, где указаны параметры размещения:

По ширине — точка поверхности, видимой в направлении исходной оси, наиболее удалённая от средней продольной плоскости транспортного средства, должна находиться на расстоянии не более 400 мм от края габаритной ширины транспортного средства.
Расстояние между внутренними краями двух видимых поверхностей должно быть не менее 600 мм. Это расстояние может быть уменьшено до 400 мм, если габаритная ширина транспортного средства составляет менее 1 300 мм.
По высоте — на расстоянии от 250 до 1 500 мм над уровнем грунта.
По длине — на передней части транспортного средства. Это требование считают выполненным, если излучаемый свет не мешает водителю непосредственно или косвенно в результате отражения зеркалами заднего вида и/или другими отражающими поверхностями транспортного средства.

То есть, согласно регламента, ходовые огни должны быть расположены не дальше 40 см от крайней боковой точки кузова ТС к центру, но расстояние между левым и правым - не менее 60 см.

Высота варьируется от 25 см до 1.5 метра.

Я вот, лично, думаю, нужно минимум 40-50 см от края земли устанавливать. Примерно на уровне нижней части блок-фары также максимально широко, насколько это возможно (но естественно, не на зеркала, а то многие любят подобные висюльки). Аргументы я приводил в начале статьи на примере ПТФ. И обязательно вкупе с габаритными огнями. Почему? Сейчас приведу пример.

Условия недостаточной видимости светлое время суток.

На этом моменте сделаю небольшую сноску и выдержку из Правил Дорожного Движения (как это понимаю я).
Недостаточная видимость - это условие, в котором обзор ограничен погодными условиями или временем суток. То есть, плохое освещение (либо его отсутствие) проезжей части в тёмное время суток, а также в светлое время суток туман, дождь, слепящее солнце и т. п.
Но есть ещё один термин: "Ограниченная видимость".
Он распространяется на естественные неровности рельефа (то есть, спуски, подъёмы, повороты) и никак не влияет на переключение световых приборов в дневное время.

То есть, днём туман или пыль (на грунтовке), дождь, снег и далее по списку, едет несколько машин. Ну и видимость вообще никакая. В пыли (в т. ч. снежной) понятно - ничего хитрого с ориентированием. А вот в туман или сильный ливень - это уже интереснее. Если у ищущей впереди машины не включены габаритные огни - можно очень легко наткнуться и совершить ДТП.

Далеко ходить не буду - вспомню многим новосибирцам знакомую трассу в направлении Карпысак - Горный.

В Новосибирской области произошло массовое ДТП из-за плохой видимости
На дороге между посёлками Горный и Карпысак столкнулись по меньшей мере три автомобиля: седан Toyota Avensis, самосвал и хэтчбек.
По словам читателя, в аварии пострадали две женщины и ребёнок 2015 года рождения. На месте работали сотрудники полиции. Подробности уточняются.
«Всё произошло в 20:50. На трассе был участок дороги на котором стелилась густая пыль (проводились работы на карьере, была включена дробилка), что привело к практически нулевой видимости.
Перед описаным случаем ещё была авария, в которой столкнулись Nissan Bluebird и грузовик. После этой аварии две автомобиля сбавили скорость до полной остановки, а вот идущий следом Авенсис не успел и создал ещё одну аварию», — поделился подробностями читатель.
28 августа 2021 года в 20:55 водитель 1981 года ехал на Toyota Avensis со стороны Тогучина в направлении Карпыска и на 107-м километре по причине плохой видимости, вызванной пылью с завода, столкнулся с Nissan Note под управлением водителя 1979 года рождения, после чего Тойоту отбросило на встречную полосу на стоящую Scania с полуприцепом. Ниссан, в свою очередь, отбросило в кроссовер Lexus а затем в барьер заграждения.
Текст новости принадлежит сообществу "АСТ-54", отредактирован мной.
Не совсем удачный пример, но и в дневное время, когда дробилка работает, очень много пыли... Фото взяты в сообществе "АСТ-54", коллаж сделан автором статьи
Не совсем удачный пример, но и в дневное время, когда дробилка работает, очень много пыли... Фото взяты в сообществе "АСТ-54", коллаж сделан автором статьи

Я там ездил в дневное время и пару раз застал момент, когда дробилка работала. Все скидывали скорость практически до полной остановки. Ну не реально было ехать...

Ну ладно! Ещё раз вернусь к ДХО...

На канале

прочитал интересные доводы по поводу туманок.

Фары ближнего света вместо ДХО

В пункте 19.5 ПДД РФ прямым текстом сказано, что при движении можно использовать как дневные ходовые огни, так и фары ближнего света. При этом даже не указывается, что какой-то из этих вариантов является предпочтительным. Поэтому ни у кого не вызывает сомнений то, что ближний свет можно использовать вместо ДХО без ограничений. Но при этом у данного варианта есть несколько явных недостатков:

  • потребление фар довольно большое, поэтому повышается расход топлива;
  • дорогостоящие лампы при постоянном использовании быстрее выходят из строя;
  • возрастает нагрузка на двигатель, из-за чего его ресурс также расходуется быстрее.

Честное слово - сомнительная экономия.

Разберу по порядку:

  1. Расход топлива. На одном из ресурсов читал, что при включенных лампах ближнего света расход топлива увеличивается аж на целых 0.5 л/100 км! То есть, на 10 тысяч километров у нас получится порядка 50 литров. Это примерно полный бак топлива. В современных реалиях - 2 тысячи рублей и примерно 500-600 км пробега в смешанном цикле. Вроде бы много, но тут же, если говорить о безопасности - совсем немного. Да и другие потребители тоже достаточно большой объём энергии забирают на себя (взять тот же аккумулятор, который может забирать до 70% нагрузки).
  2. Дорогостоящие лампы. Я уже больше года не покупал лампочки. Но если даже комплект стоит 500 рублей - это не так дорого, как, к примеру, с лампами в туманки, которые могут по одной стоить дороже, чем пара с цоколем Н4. И мощность зачастую одинаковая - 55-60 Вт.
  3. Возрастает нагрузка на двигатель... Эмммм... Как бы помягче сказать, чтобы не оскорбить чувства верующих автора этих слов... Ну, в общем, вы поняли...

Теперь подытожу то, что накалякал.

Не стоит рисковать жизнью своей и других людей. Неужели эти жалкие 2 тысячи рублей, которые за 10 тысяч километров, сыграют значительную роль в вашем бюджете?! Нет. Но они, возможно, спасут вашу жизнь в первую очередь! А также жизни водителейи пассажиров встречных авто.

Кстати, где-то в журнале "За рулём", а точнее, на их сайте, находил очень интересную картинку, где на одном уровне показана видимость туманок и ближнего света. Если найду ещё раз - приложу в закреплённый комментарий для наглядности.

Ну и на десерт: у меня на канале 500 подписчиков. Спасибо неравнодушным!

На сегодня всё.

По традиции - дизлайк, отписка!
А пока - всем пока! ©TRUCKS TV