7,3K подписчиков

Большой Алтай: горными серпантинами староавстрийской дороги. И причем здесь австрийцы?

2K прочитали
Страшно красивые пейзажи с обрывистой кромки староавстрийской дороги.
Страшно красивые пейзажи с обрывистой кромки староавстрийской дороги.

Когда смотришь на эти горы снизу, думаешь: склоны очень крутые, где тут быть дороге? А она есть. Причем, существовала с далеких времен в виде тропы, по которой передвигались на конях и повозках. Говорят, называлась она "Ирек Жол", или извилистая дорога.

Сегодня по ней ездят на автомобилях повышенной проходимости с высоким дорожным просветом: здесь хватает валунов и острых камней, торчащих из дорожного полотна.

Сама дорога гравийная, узкая, серпантинная, с поросшим смешанным лесом нижним склоном, отвесно обрывающимся с высоты птичьего полета. Петли серпантина огибают закрытые повороты, скрывающие встречные машины.

Когда смотришь на эти горы снизу, думаешь: склоны очень крутые, где тут быть дороге? А она есть. Причем, существовала с далеких времен в виде тропы, по которой передвигались на конях и повозках.-2

Летом движение на трассе довольно оживленное: местные жители ездят этой непростой дорогой через несколько перевалов и серьезных бродов, чтобы сократить путь из одного района в другой более чем на триста километров, а туристов привлекают экстрим и красивые горные пейзажи.

Пушистые кедры в окружении полян иван-чая узколистного. Австрийская дорога - памятник культуры Катон-Карагайского национального природного парка, входящего в состав трансграничного биосферного резервата ЮНЕСКО "Большой Алтай" вместе с Катунским биосферным заповедником.
Пушистые кедры в окружении полян иван-чая узколистного. Австрийская дорога - памятник культуры Катон-Карагайского национального природного парка, входящего в состав трансграничного биосферного резервата ЮНЕСКО "Большой Алтай" вместе с Катунским биосферным заповедником.

Также эта трасса соединяет две замечательных особо охраняемых природных территории Восточного Казахстана - Катон-Карагайский национальный парк и Маркакольский заповедник.

Дорога проходит по хребту Тарбагатай Алтайский, который расположен между хребтами Сарымсакты и Южный Алтай.

Старая австрийская дорога (австрийская дорога, "староавстрийка"), начинаясь от села Чингистай, связывает долину реки Бухтарма с селом Урунхайка на озере Маркаколь и селом Теректы (Алексеевка). Ее протяженность, по разным данным, от 90 до 126 км, из них 47 км следуют по сложной горной местности.

Дорога проходит через три перевала: Бурхат выс. 2142 м над ур.м., Алатай - 1792 м, Мраморный - 1370 м.

Вид на долину реки Бухтарма с обзорной точки, выс. 2000 м над ур. м.
Вид на долину реки Бухтарма с обзорной точки, выс. 2000 м над ур. м.

Почему дорогу называют Австрийской и считают "самодельным памятником человеческого труда"?

Местные источники, в том числе информационные щиты, установленные на обзорной площадке в верхней части дороги, не претендуют на полную историческую достоверность, так как по прошествии времени многие сведения были утрачены. Они повествуют о том, что в начале Первой мировой войны около 800 военнопленных из инженерно-саперного батальона Австро-Венгерской армии из Санкт-Петербурга через Транссиб до Омска и далее на баржах, вверх по Иртышу, были доставлены в станицу Алтайскую (нынешний Катон-Карагай).

Австро-венгерские военнопленные.
Австро-венгерские военнопленные.

Около 200-250 человек были отправлены в Усть-Каменогорск. Другие шестьсот были размещены на довольствование местного управления. Им был выделен лес из станичных запасов для постройки бараков, лазарета и управы. Позже они этот лес возместили, заготовив новый.

Кроме строительства дороги, военнопленные помогали сельчанам по хозяйству и быту, заготавливали и продавали древесину. Жили они свободно, некоторые создавали семьи с местными жителями.

Когда смотришь на эти горы снизу, думаешь: склоны очень крутые, где тут быть дороге? А она есть. Причем, существовала с далеких времен в виде тропы, по которой передвигались на конях и повозках.-7

Строительство дороги велось с двух встречных направлений - из Катон-Карагая и из Алексеевки. Работали, по триста человек с каждой стороны, в основном в теплое время года.

"На строительных работах использовалась взрывчатка и в основном ручной труд по прокладыванию и расчистке. Очевидно, что к прокладке дороги был причастен опытный австрийский инженер. Первое движение по дороге было запущено уже в 1916 году".
Когда смотришь на эти горы снизу, думаешь: склоны очень крутые, где тут быть дороге? А она есть. Причем, существовала с далеких времен в виде тропы, по которой передвигались на конях и повозках.-8

Австрийская дорога имела важное стратегическое значение для укрепления позиций и оперативного перемещения вооруженных сил в приграничный с Китаем поселок Теректы (Алексеевка), упрощения транспортировки грузов и продовольствия.

"Часть военнопленных в 1918 году была вывезена из Катон-Карагая по Сибирскому тракту через Дальний Восток и вернулась на родину. Сколько людей погибло на стройке и сколько не вернулось домой - доподлинно не известно".
Когда смотришь на эти горы снизу, думаешь: склоны очень крутые, где тут быть дороге? А она есть. Причем, существовала с далеких времен в виде тропы, по которой передвигались на конях и повозках.-9

Текст, фото (за исключением архивного): Светлана Усанова ©.

До озера Маркаколь мы не доехали по техническим причинам, но зато побывали на озере Язевое, одной из ярких достопримечательностей Восточного Казахстана и Катон-Карагайского нацпарка. Рассказываем о Язевом здесь:

Читайте на нашем Дзен канале другие статьи о Казахстане: