Текст 2009 года про героев моего 1996-го
Вы не поверите, но каких-то 10-15 лет назад любители поп-музыки спорили не о «Ранетках» и Максим, а о группе «Ван Моо» и МД&С Павлове. Кто это такие и почему новое поколение о них ничего не знает? Многие из забытых звезд до сих пор умудряются гастролировать, но речь пойдет не о том, кто как устроился. Попробуем порассуждать, почему, несмотря на красивый старт, многие бывшие звезды не смогли достойно пройти всю дистанцию.
Когда я пришел работать корреспондентом в информационное агентство InterMedia, за мной закрепили несколько артистов, так называемых ньюсмейкеров. Я должен был держать руки на их пульсах и еженедельно (а то и чаще) интересоваться их новостями и оповещать о таковых наших читателей. Так вот, из того списка образца 1996 года более-менее на слуху остался один лишь Валерий Леонтьев. Остальные «манги-манги», «тайм-ауты» и сташевские по сути находятся в глубоком анабиозе и представляют разве только ностальгический интерес.
Между тем, 13 лет назад Влад Сташевский считался очень важным ньюсмейкером. Он был подопечным всемогущего продюсера Юрия Айзеншписа, и ваш покорный слуга столкнулся с особенностями характера акулы шоу-бизнеса. Юрий Шмильевич считал, что о Владе все должны писать только восторженно, огнем и мечом пресекал разговоры о безголосости певца, но при этом очень неохотно делился новостями. Мне пришлось по служебной необходимости посетить концерт Сташевского в Театре Эстрады и даже написать о нем что-то нейтрально-дружелюбное. До сих пор это шоу остается худшим концертом, который я посетил в жизни. Кроме безголосой фонограммы, молодое дарование продемонстрировало еще и пластику Буратино, и отсутствие (несмотря на круглосуточную ротацию радио и ТВ) хороших песен. Айзеншпис довольно долго пестовал Сташевского. По иронии судьбы, они расстались, когда у певца стало хоть что-то получаться. Без бронебойной поддержки продюсера этого «хоть чего-то» оказалось явно недостаточно, и теперь он изредка выезжает на старом репертуаре. При этом Влад дважды удачно женился и оказался хорошим семьянином. Недавно он признался нашему корреспонденту, что заработанные деньги он скорее потратит на новую машину, чем на новый клип.
Проекты, начавшие с откровенного обмана дремучего, как им казалось, потребителя, тоже долго в топе не протянули. Вспоминается певица Барби, продюсеры которой на голубом глазу уверяли публику, что девушка работает в «модном стиле хип-хоп», хотя на самом деле эта артистка (тоже довольно буратинистая) исполняла примитивный лоходэнс, на фоне которого «Ранетки» кажутся гигантами музыкальной мысли. Кристиан Рэй и его группа «МФ-3» «лечили» аудиторию вымышленным стилем бэп – теперь Руслан Флорес поет только для своих братьев по так называемой Церкви Христа. Вальяжный секс-символ Богдан Титомир, уйдя из визуально приметного дуэта «Кар-Мэн», «придумал» жанр «хай энерджи», не оставивший следов в истории музыки, и превратился в круглосуточного тусовщика без определенных занятий. Его коллега по «Кар-Мэн» Сергей Лемох, напротив, остался верен идеалам дэнс-попа: с каждым годом он выглядит всё спортивнее и смешнее.
Сошли с дистанции лидеры музыкальной клоунады 90-х «Тайм-Аут» и «Манго-Манго». Они славно почудили в свое время, и воспоминания о мотологической доктрине и презентации туалета типа сортир на дачном участке басиста «манг» до сих пор могут согреть душу очевидцам событий, однако в новом времени этим проектам места по большому счету не нашлось. Лидер «Тайм-Аута» шутит в утреннем шоу на «Радио Ретро», «манги» довольствуются нечастыми концертами. При этом потребность аудитории в дуракавалянии с тех пор не уменьшилась – отметим хотя бы истерию вокруг Петра Налича и некоторых других сетевых кумиров, - но шутить, по мнению публики, должны молодые разгильдяи, а не 40-летние дядьки, которые со своим юмором были актуальны лишь в 90-х.
В те годы было куда легче, чем теперь, пробиться людям со странностями. В группе «МД&С Павлов» странным было всё – от названия, предлагавшаяся расшифровка которого до сих пор не поддается логическому осмыслению, до личности лидера и стилистической направленности. Бывший ударник «Звуков Му» Алексей Павлов в сольном проекте умудрялся сочетать рэп, фанк и Кришну и ловко обращать в свою веру простодушных зрителей. Правда, запоминающихся песен у проекта так и не случилось, и все новообращенные столь же быстро выходили из веры обратно. Оставив впоследствии в покое рэп и Кришну, неутомимый Алексей превратился в пропагандиста фанк-музыки в неритмичной стране. Все его тематические вечеринки и радиопрограммы так толком и не прижились. Ну а сегодня всем странностям место находится только в сетевых резервациях.
Группа «Ван Моо», довольно заметная в 90-е, так и не нашла, что предложить публике, кроме электропопа под маркой «Народное техно». Лидеру коллектива Сергею Савину в какой-то момент надоело заниматься ерундой, и он ушел в бизнес. Пару лет назад группа вернулась и записала новый альбом, вызвавший почти нулевой резонанс. Если история «Ван Моо» и будет продолжена, то только в виде хобби солиста.
Историй много. Экс-секс-бомбы стареют, экс-виртуозы зацикливаются на единственной правильной струне, выбранной сто лет назад. А в комментариях можно высказывать мнения о том, почему те или иные артисты потеряли свой звездный статус. Или о том, что круче Влада Сташевского до сих пор никого нет.
Алексей Мажаев, август 2009