157 подписчиков

Перспективы развития экспорта российских безалкогольных напитков

В рамках 25-й Российской агропромышленной выставки «Золотая осень — 2023» партнер Strategy Partners Владимир Шафоростов представил концепцию развития экспорта безалкогольных напитков на рынке РФ. Она включает три основные части: актуальность, выбор целевых продуктов и рынков сбыта и стратегию продвижения.

Владимир Шафоростов на панельной сессии «Перспективы развития экспорта российских напитков». Источник: издание «Ветеринария и жизнь»
Владимир Шафоростов на панельной сессии «Перспективы развития экспорта российских напитков». Источник: издание «Ветеринария и жизнь»

По итогам 2021 года общий экспорт российских безалкогольных напитков в страны Азии и Ближнего Востока превысил 7 млрд долларов, из которых почти 50% заняли крупнейшие импортеры — Китай, Гонконг, Вьетнам, Саудовская Аравия и ОАЭ. На сегодняшний день российские производители успешно экспортируют напитки в Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Армению, Азербайджан, Туркменистан, Таджикистан, Монголию, Китай и ОАЭ.

Для диверсификации поставок в средне- и долгосрочной перспективе необходимо определить целевые рынки сбыта и целевые продукты в регионе Азии и Ближнего Востока, затем разработать концепцию продвижения российских напитков на этих рынках.

«Основная цель разработки концепции — диверсификация направлений экспорта российских безалкогольных напитков. Но чтобы двигаться в дальнее зарубежье, нужна зонтичная стратегия, в основе которой будут лежать локомотивные продукты», — отметил Владимир Шафоростов.

В качестве локомотивных продуктов рассматриваются яблочный сок, минеральная вода и лимонады. Потребители целевых стран демонстрируют высокий уровень лояльности к российской продукции, что позволяет разработать гибкую стратегию продвижения всего многообразия российских напитков.

Владимир Шафоростов подробно рассмотрел методологию отбора целевых стран для экспорта российских безалкогольных напитков.

В рамках 25-й Российской агропромышленной выставки «Золотая осень — 2023» партнер Strategy Partners Владимир Шафоростов представил концепцию развития экспорта безалкогольных напитков на рынке РФ.-2

В списке отбора было представлено 47 дружественных стран из Азиатского и Восточного регионов, которые были проанализированы с точки зрения динамики рынка и потребления трех групп продукции: сока, воды без добавок и воды с добавками.

Первичный анализ стран учитывал макроэкономическую ситуацию (ВВП, инфляция, уровень занятости), совокупный импорт в стоимостном и натуральном выражении и тарифные барьеры (пошлины и квоты на импорт). После первого этапа проводилось ранжирование 15 оставшихся перспективных стран на основе интегрального показателя, т. е. оценивались объем и структура потребления в 2016–2021 годы, средняя цена, доля внутреннего производства, тренды потребления и уровень конкуренции. Также учитывались потенциал экспорта безалкогольных напитков из РФ и прогноз импорта в каждую страну.

На финальном этапе отбора остались 6 целевых стран, перспективных для развития российских поставок: Китай, Индия, Саудовская Аравия, Казахстан, Израиль и ОАЭ.

С тремя целевыми странами РФ еще не наладила поставки или доля в их импорте не является значимой.

Так, в 2021 году российские напитки не поставлялись в Индию, хотя рынок яблочного сока, минеральной воды и лимонада в стране показывает стабильный рост. С 2016 по 2021 год объем рынка яблочного сока вырос с 24 млн до 37 млн долларов, минеральной воды — с 4,3 млрд до 5,4 млрд долларов, а лимонада — c 1,7 млрд до 2,1 млрд долларов. Объем импорта яблочного сока и минеральной воды также набирает обороты: до 2030 года ожидается ежегодный прирост импорта соков на 4%, а минеральной воды — на 11%. Основной поставщик в Индию — Бутан, доля которого в импорте яблочного сока в 2021 году достигла 70%, воды — 55%, а лимонада — 26%. Среди крупных импортеров также можно отметить Бангладеш, Малайзию, Бельгию, Францию и Непал.

Еще одна перспективная страна для экспорта российских безалкогольных напитков — Саудовская Аравия. В 2021 году доля минеральной воды из РФ в импорте страны составила 0,2%, соки и сладкая вода не поставлялись. Рынок целевых для России продуктов также показывает положительную динамику, а импорт яблочного сока с 2016 по 2021 год вырос с 2млн до 8 млн долларов с прогнозируемым ростом до 32 млн долларов к 2030 году. Основные поставщики Саудовской Аравии — Кувейт, который ввозит около 40% всего объема яблочного сока и лимонада, и Франция, на которую приходится 38% объема импорта минеральной воды. Значительный вклад в импорт страны также вносят Австрия, Италия и Швейцария.

В Китае общий объем импорта яблочного сока, минеральной воды и лимонада в 2021 году составил 396 млн долларов, при этом доля российских напитков не превышала 1%. Основные поставщики — Франция, Таиланд и Испания. По прогнозам, к 2030 году объем импорта сока вырастет с 10 млн до 42 млн долларов с ежегодным приростом в 17%, а объем импорта лимонада вырастет с 244 млн до 4,6 млрд долларов с ежегодным приростом в 37%.

Ознакомиться с презентацией концепции развития экспорта безалкогольных напитков на рынке РФ вы можете здесь.