Кадр из фильма "Пешеходная любовь" я увидела в книге, о которой писала тут. Но решила что фильм достоин отдельного поста.
Процитирую эссе Кристель Цилибарис об этом фильме и его влиянии на авангардное кино:
"Amor Pedestre (1914), созданный туринской студией Ambrosio в Италии, был частью серии комических фильмов, снятых Марселем Фабром в главной роли в роли главного героя Робине. Фабр, настоящее имя которого Марсель Фернадес Перес, изначально был цирковым клоуном. Он появился в нескольких коротких комических картинах Пате во Франции, а затем переехал в Италию, где создал персонажа Робине. Затем он эмигрировал в Соединенные Штаты в 1915 году и, переименовав Робине в «Твидледум», адаптировал для американской аудитории персонажа, который принес ему успех в Италии.
В «Amor Pedestre » Робине отправляется на утреннюю прогулку и встречает молодую девушку, которую сразу же пытается добиться. Несмотря на ее первоначальный отказ, Робине упорствует, сунув записку в ее изящную туфлю, умоляя ее встретиться с ним позже в тот же день. Однако, вернувшись домой, женщина снимает обувь, чтобы переодеться в тапочки, и записка попадает в поле зрения мужа. Последний, оскорбленный неприличным предложением, сделанным жене, встречает Робине и вызывает его на дуэль.
Хотя сюжет немого фильма Марселя Фабра представляет собой типичную буржуазную историю о незаконной любви и последующей мести, уникальность его делает ракурс, под которым фильм был снят. Решение режиссера запечатлеть на пленке ноги актеров, а не все их тела (и лица) — это удачный ход. Явно экспериментируя с возможностями, которые предлагало новое изобретение кино, фильм Фабра почти сто лет спустя остается свежим видением.
Перемещая центр внимания на нижнюю часть тела, Фабр побуждает актеров отказаться от ярко выраженной мимики, которая обычно служила проводником эмоций в немом кино, и поэкспериментировать с ранее упускаемыми из виду частями тела. Следовательно, зритель, столкнувшись с альтернативной кинематографической грамматикой, вынужден искать новые подходы к героям. Для этого зрителю предлагаются два элемента: игривость движений персонажей и, что более важно, одежда – особенно обувь – которая служит маркером социального класса и выражением личности.
Женская туфля занимает в фильме особое место. Это не только признак пола и социального класса владельца, это еще и центральный элемент сюжета, та самая причина, по которой разгораются страсти. Когда Робине вкладывает свою любовную записку в туфлю молодой дамы, он восхваляет ее ноги. А поскольку босой ноги женского персонажа не видно, соблазнительная сила передается обуви. Таким образом, ее туфля становится мощным объектом притяжения, который толкает Робине на эротические демонстрации, которые в то время были довольно смелыми.
Amor Pedestre часто упоминается как возможное влияние на новые визуальные правила, продиктованные футуризмом, хотя сам Фабр не был членом итальянского авангардного движения, и его фильм был снят за некоторое время до публикации манифеста футуристическое кино (сентябрь1916).
В 1915 году Филиппо Томмазо Маринетти явно находился под влиянием фильма Фабра, когда поставил театральную пьесу «Ле Бази», в которой, как ни удивительно, зрителям были видны только ноги актеров. Как и в «Amor Pedestre», ноги взяли на себя роль действующих лиц и, следовательно, должны были выражать множество способов и выражений.
Решив скрыть части тела, которые обычно характеризуют человека, и Фабр, и Маринетти изобразили абстрактное изображение человеческого тела.
Когда в 1916 году появился «Манифест футуристического кино», он призывал к созданию кино, оторванного от реальности. Кино, в котором возобладают антиизящное, динамичное, импрессионистическое и бессловесное. Он заявил, что структура и сюжет футуристического фильма должны выйти за рамки традиционной повествовательной формы и сделать выбор в пользу абстракции. Благодаря ясному и различимому сюжету и наличию информативных подписей, «Amor Pedestre» может быть основана на традиционных способах повествования." Тем не менее, решение Фабра позволить ногам «говорить» придает фильму радикальный поворот.