ЖЕСТОКИЕ РОДЫ. ВОЙНЫ ЗА ЭФИР. РОССИЙСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВ. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ.
В закадровом пространстве происходящего на каналах, присутствие в эфирной сетке той или иной программы или сотрудника не всегда пропорционально качеству продукта и профессиональным возможностям. В общем срезе, вещателей роднит желание заработать на рекламе, максимально впечатывая в мозг политические установки «хозяев», как образчик мышления миллионов, о смотрибельности, рейтинге и зрителе, как и о прочих «малозначимых мелочах» думают в последнюю очередь, чаще не думают совсем, ибо, если довольна власть, очередного «исполнителя» в руководящее кресло посадившая, довольны «выбранным курсом» учредители и акционеры, что думать о «пустяках» - не стоят они затрачиваемого на эти думы времени совершенно, ибо главная задача решена/решается, а что получает зритель, «кого е&&ёт», зритель вынужденно включит привычный канал, ибо выбор невелик и зрительское внимание и любовь в числе приоритетов руководителя той или иной телевизионной помойки стоит не в первом ряду по степени важности…
Есть более значимые цели, особенно в «великой борьбе»… Случилось всё это не сегодня и не вчера и воевать с мельницами не наша фишка - телевидение, как рупор для властьдержащих само себя убьёт, теперь это особенно очевидно,
Платформы и тв-по запросу многое изменило и будет дальше менять, если «вершители судеб» и творца законов не положат глаз и на этот пирожок сладкий, что очевидно, ибо выхода у гопоты этой иного нет.
Сегодня о другом, о том, что стояло у истоков, о первых частотных войн в государстве созданном на обломках СССР, и о том, как всё начиналось, как было впервые и вновь… О телевидение музыкальном, не менее другого подверженного тенденциям, влияниям и зависимости от «сильных мира сего»
Музыкальное телевидение. Функции, задачи, бизнес и контроль. Жёсткая система баланса интересов, выстроенная и выверенная за последнее десятилетие, усилиями банкиров, политиков и криминальных структур. Чёткое деление каналов и частот на зоны влияния музыкальных корпораций, медиа-холдингов и рекорд-лейблов, постоянная борьба за рейтинг, заказчика, рекламные и инвестиционные потоки.
Общие тенденции, без понимания которых невозможно правильно и грамотно говорить о сегодняшней ситуации на музыкальном рынке страны и процессах, протекающих в узкой полоске российского «шоу-биза» – музыкальном телевидение, о функциях и задачах, стоящих перед создателями программ и каналов, создающих особую телевизионную экономику, без беглого взгляда на которую бесполезно делать какие-либо выводы.
Музыкальное телевидение, формирующее рынок и в большей степени влияющее на формирование зрительского интереса и возможного спроса. Музыкальное телевидение, не как источник любимых песен и программ, а как экономический механизм, подчиняющийся основным рыночным законам с заложенным коэффициентом полезного действия в области форматных приоритетов и брендов, которые, так или иначе, но надо продавать
Для Федеральных и Московских каналов, давно попадающих под сферы влияния крупных музыкальных корпораций, телевидение – средство минимизации рекламных расходов на проект, возможность эффективней продать контрактных музыкантов, окупая расходы на ротации всех прочих – со стороны.
При этом о вкусах зрителей никто не задумывается всерьёз. Рейтинг не сказывается на положение программы в сетке канала, а поступления от рекламы не рассматривались, как главный источник доходов, почти никогда
Музыкальное телевидение лишь приложение к основному бизнесу музыкальных корпораций, специализирующихся на продюсирование, прокате и издательской деятельности, фактически обеспечивая рекламу артистов, проектов, альбомов и рекорд-компаний, суммарно привлекая более серьёзный и устойчивый финансовый приток, в меньшей степени зависящий от экономического состояния страны и постоянных потрясений на рекламном рынке.
Отчасти именно поэтому регулирование и управление в сфере музыкального телевидения уже давно сосредоточенно в высших банковских и крупных медийных кругах, курирующих post-production на всех крупных телеканалах, ещё в 90-е поделенных и разбитых на зоны влияния между основными игроками на Российском музыкальном рынке.
Тогда, в 90-х, это выгляжело так: Российское телевидение (РТР) входит в зону влияния компании «АРС»
ОРТ (Первый канал) получает музыкальную продукцию от «Real-Records», за «ТВ-6», достаточно долго стоял «ВИД»
за «НТВ» - «Русская Медиа-группа», на «Муз ТВ» политику определяла компания «Media-Star», на «MTV» - «Poligram», а затем «Universal Music», «ТВЦ» обслуживала компания «Союз», ГТРК «Петербург – 5 канал», во времена общероссийского охвата, как пирог делили «Rise-ЛИС’С», «ВИД» и «Media-Star» с Александром Толмацким
Исторически, начало раздела каналов на зоны влияния можно отнести к 1989-1990году, когда магнитиздат, в продвижение нового материала, стал терять былое влияние,
, и на авансцену вышла немаловажная – визуальная часть
Первый этап построения нового музыкального телевидения вступил в свою первую стадию, теперь на телевидение возлагались совсем иные, отнюдь не воспитательно-патриотические задачи
Музыкальное видео рассматривается, как необходимый рыночный инструмент, рекламный ролик, стимулирующий продажи, интерес и общий успех артиста.
От финансовых вложений в ротацию напрямую зависит доходная часть, армия поклонников, концертный гонорар и потенциальное число залов и зальчиков, готовых платить в «свободно конвертируемой» за любое появление «звезды».
В телеэфире отчётливо прослеживаются проекты крупнейших промоутерских групп и независимые, но коммерциализированные программы, выросшие из молодёжных, музыкальных и детских редакций. К 1996 году, со всеми «независимыми» будет покончено, но в 1992-1995 году музыкальное телевидение представляет из себя разноформатную палитру, переживая самый крупный подъём.
Компания Игоря Крутого «АРС», запускает на «РТР», совместно с крупнейшим столичным изданием «Московский Комсомолец» программу «Звуковая дорожка»,
позже на РТР появится проект «Горячая десятка», а ещё чуть позже – «Добрый вечер, страна!»
На телеканале «Останкино» (ныне Первый канал) «АРС» возрождает «Песню года».
, на паях с Сергеем Лисовским и его компанией «ЛИС'C» начинает выходить «Утренняя почта».
В июле 1995 года, после назначения Лисовского генеральным директором ЗАО «ОРТВ-Реклама», партнёрские отношения с «АРСом» были завершены, а сфера влияния Крутого на «ОРТ» заметно ослабла.
Сам Сергей Фёдорович Лисовский, помимо участия в проекте «Утренняя почта», благодаря серьёзному влиянию на столичный бизнес собственных компаний «ЛИС'C» и «Premier SV» и партнерским отношениям с Борисом Березовским, в короткий срок размещает на телеканале «Останкино» ряд собственных проектов, среди которых «Хит-парад Останкино», «Любовь с первого взгляда», «Афиша» и «Брейн-ринг»
В Петербурге, совместно учреждённое с питерской фирмой «Сириус-С» рекламное агентство «Экран ТВ», монополизировавшее на общероссийском телеканале ВГТРК «Петербург – 5 канал» всю рекламную деятельность, даёт Лисовскому фундамент для освоения Питерского рынка и запуска программ «Топ-Секрет», «Парад парадов» и «Музыкальных моментов».
К концу 1994 году конкуренцию проектам «ЛИС'C» на «5-м канале» составит программа «Телекомпакт» TV0015, запущенная ни без участия Александра Толмацкого и его фирмы «Media Star».
Непосредственно «рулить» всем этим направлением поручается Изотову Сергею, позже ставшему продюсером певца Оскара и группы «Пропаганда».
На крупнейших телеканалах основные конкуренты Лисовкого и Крутого - «ВИД», производящий «Муз Обоз» и «Хит-конвеер»,
Анжела Хачатуреан и её программа «50/50».
проекты РТР: «У Ксюши», «Музыкальный экзамен» и «Клиповая аллея».
«Музыкальный экзамен» и «Клиповая аллея» патронировались и производились за счёт структуры Александра Иратова - мужа и продюсера популярной в начале 90-х певицы Алёны Апиной, позже определявшего музыкальную политику канала «ТВЦ»
Всё прочее, включая запущенный Борисом Зосимовым столичный развлекательный канал «2х2», оказывают незначительное влияние на музыкальный рынок, постепенно, к моменту начало нового передела, сойдя «на нет»
Второй этап передела музыкального телевидения и общероссийская акция «Голосуй или проиграешь!», поднявшая на щит или похоронившая под своими знамёнами крупные компании и мелких производителей, сместит и перенацелит приоритеты и основную философию большинства музыкальных программ.
Под президентские выборы 1996 года основными идеологами компании «Голосуй или проиграешь!» Аркадием Евстафьевым (с марта 1995 года - заместитель Генерального директора АОЗТ "Общественное российское телевидение", Директор Дирекции информационных программ ОРТ). В апреле 1996 года, после отставки А.Чубайса с поста первого заместителя Председателя Правительства РФ, был освобожден с поста руководителя информационного вещания ОРТ) и Сергеем Лисовским сбивается новый блок музыкальных программ
В основе - «политически верная» линия оценки и ротация артистов участвующих в концертах и гастролях в поддержку действующего президента.
Тогда, как и в новейшей истории, кричать за стрика-президента, вписалась группа музыкантов, готовых выслужиться за эфиры.
На этом этапе Лисовкий вынужден взаимодействовать с компанией «АРС», имеющей в своём каталоге наибольшее количество контрактных музыкантов. Благодаря этому обстоятельству Крутой устоял.
Все основные конкуренты Лисовского теряют эфир на центральных каналах. «Муз Обоз» и «50/50» уходят на «ТВ-6» (там же, назначенный генеральным продюсером канала, Иван Демидов запускает «Акулы пера» и «Партийную зону»)
«У Ксюши» ненадолго задерживается на «ТНТ», всё прочее, не найдя поддержки, остаётся за кадром «нового этапа» передела собственности.
Лисовский совместно с Дмитрием Дибровым учреждает телекомпанию «Свежий ветер», и отдаёт ей утреннее вещание на ОРТ
В эфире ГТРК «Петербург – 5 канал» начинает выходить ежедневная утренняя программа «Доброе утро», а в конце 1995 года, на паях с Борисом Зосимовым (глава звукозаписывающей компании «PolyGram», хозяин «Biz Enterprises») Лисовский создаёт первый музыкальный канал «К-10», позднее трансформировавшийся в телеканал «Муз ТВ».
К концу 1996 года второй этап практически завершён. Его результаты незначительно омрачит эпизод задержания Лисовского, Евстафьева и заместителя министра финансов РФ Германа Кузнецова в здание правительства РФ с коробкой из-под ксерокса, где найдут 500 тысяч долларов наличными,
а также итоги проверки КРУ Минфина оценившей потери ГТРК «Петербург – 5 канал» по договору № 202 с ЗАО «ЛИС'С» на программу «Доброе утро» в 17 миллиардов рублей.
Но это мелкие детали, которые не шли в счёт, равно как и возбуждение 10 декабря 1998 года ФСНП уголовных дела против деятелей шоу-бизнеса Сергея Лисовского (глава компании "ЛИС'С"), Владимира Григорьева (генеральный директор издательского дома "Вагриус") и Владимира Жечкова (генеральный директор ЗАО "Премьер СВ") по статье 198 часть 2-я УК РФ "Уклонение физического лица от уплаты налога".
Сергей Лисовский и Владимир Жечков (знакомый большинству, не обремененного знанием юриспруденции, населения страны в качестве солиста группы «Белый орёл») ещё долго будут оставаться значимыми фигурами в рекламном и музыкальном бизнесе России, пока в конце 2000 года Лисовкий не вложит деньги в компанию «Моссельпром», специализирующуюся на производстве куриного мяса и отойдёт от рекламного и телевизионного бизнеса, либо непосредственного фигуранта о данном шаге очень и очень попросят.
О присутствие фамилии «Лисовский» в деле об убийстве Листьева я в данной статье даже не упоминаю, обещая посвятить смерти Влада отдельный, надеюсь, значимый материал.
Этап третий. Период «бархатных» революций. Деньги и контроль основных потоков. Ничего более важного, в шоу-бизнесе не существует. На последующем этапе развития музыкального телевидения деньги становятся основным фактором функционирования проектов и программ. Деньги определяют с кем жить, дружить и целоваться, кому улыбаться при встрече, а кого обходить стороной. Музыкальный бизнес становится слишком прибыльным, слишком заметным, чтобы оставаться не поделенным «сильными мира сего».
Звёздный статус и популярность поддерживаются не просто деньгами, а очень большими деньгами, а их наличие и размеры вложений, как правило, и определяют успех, статус и круг общения публики любимцев.
Цена популярности в конце 90-х колеблется от 100 до 500 тысяч долларов, а постоянная ротация на ТВ и радио составляет ни менее 5-8 тысяч долларов в месяц и это при отсутствии оборотов и серьёзных гастролей в первые полгода «раскрутки».
Вступающие на дорожку славы с хорошим материалом, но без должной финансовой поддержки юнцы, уже заранее обречены на безвестность, ибо наличие профессионального менеджмента, хорошего продюсера и поддержки на TV - вещь немаловажная.
Музыкальное телевидение окончательно перестаёт быть источником любимых песен, теперь все то, что звучит, поёт и говорит с экрана стоит рассматривать как коммерческий проект, созданный и возделываемый с единственной целью – максимальная прибыль.
В самом конце 90-х основные игроки на рынке: «АРС», «ЛогоВАЗ - News Corporation», «MTV», «Русская медиа-группа», «Media-Star», «Альфа-банк», и «SAV Entertainment».
Компания «АРС», владельцем которой являлся композитор Игорь Крутой, - владелец радиостанции «Love Radio», музыкальных программ «Доброе утро, страна!» и «Горячая десятка» на «РТР», «Песня Года» на «ОРТ». В 2000 году в ведение компания «АРС» едва не был отдан ночной эфир на «РТР», где с часа ночи до шести утра должно было выходить альтернативное «MTV» Русское музыкальное телевидение, но Крутому не удалось осилить этот проект.
Все эти годы гарантом стабильности и монополии его проектов на «РТР» являлся гендиректор РТР Александр Акопов, в ни меньшей степени лоббировавший интересы компании «Артес» Александра Достмана (программа Регины Дубовицкой «Аншлаг») и Иосифа Кобзона с его «Московитом». В конце февраля Олег Добродеев снял Акопова с должности гендиректора. Тогда Крутой, потеряв монополию на «РТР», срочно озаботился покупкой «Муз ТВ». Сумма сделки в том случае могла составить около 50 миллионов долларов.
Второй игрок на муз. медийном рынке начала нулевых – «ЛогоВАЗ - News Corporation» («LCN»), компания созданная совместными усилиями Бориса Березовского и Руперта Мердока (Rupert Murdoch). В те годы ей принадлежат музыкальные радиостанции «Наше Радио» и «Ultra», производитель музыкальных программ «Ultra Production», и фирма грамзаписи «Real Records», созданная в феврале 1999 года и монополизировавшая музыкальный эфир «ОРТ». Компания подписала контракты на выпуск альбомов для Земфира, "ЧайФ", "Аквариума" и "Мумий Тролля", "Hi-Fi" и "Сплина", "А-Меги" и "Танцев Минус", а также получила права на выпуск российских альбомов Алсу.
Президент компании «Real Records» - Константин Эрнст (он же – генеральный продюсер «ОРТ»). Генеральный директор - Алена Михайлова, в прошлом глава отдела артистов и репертуара, а впоследствии и концертного отдела студии «Союз», ныне глава ни менее значимого лейбла Velvet Music.
Летом 1999 года в рамках «Real Records» был создан сублейбл «Iceberg Music», специализирующийся на выпуске лучших образцов отечественной поп-музыки.
Телеканал «MTV» - самый крупный музыкальный молодёжный канал нулевых в России. В эфире с 25 сентября 1998 года, создан продюсерской фирмой «BIZ Enterprises» и международной телекомпанией «MTV Network» - концерном «Viacom».
«Viacom» – один из трех акционеров «MTV-Россия». Остальные два – председатель совета директоров холдинга «Металлоинвест» Олег Киселев (15% акций) и Борис Зосимов (не менее 35%). С 1998 года Зосимов - соучредитель и генеральный директор «MTV Russia» совладелец рекорд-лейбла «Universal Music» (49% акций) и радио «Хит-FM». Самостоятельно издавал журналы «Империал» и «Рок-Сити», газету «Джокер». Основные приоритеты и направление музыкальной политике канала вытекают из перечня приведённого выше, сильно контрастируя с твоением Зосимова-отца – его дочь Лена Зосимова - памятна зрителям того периода истории российской попсы откровенно неудачными песенными творениями…(.и, куда папа глядел…)
Появлению «MTV Russia» предшествовала долгая история взаимоотношений Зосимова и руководства концерна «Viacom». Благодаря усилиям Зосимова клипы с логотипом «MTV» в разное время появлялись на телеканалах «2 х 2», «Останкино» и «ТВ-6», Потом Зосимов организовал вещание под собственным лейблом «BIZ-TV», на базе которого в сентябре 1998 года, в разгар кризиса, и появилось «MTV Russia».
Под полным контролем «MTV Network», находится лишь то, что связано с финансово-маркетинговой стороной и инвестициями, которые в тот момент составили свыше 30 миллионов долларов.
Помимо концерна «Viacom» несколько лет канал MTV инвестировала компания «TPG Aurora», работающая в медийном бизнесе на паях с «Русским радио». Именно «TPG Aurora» в 2001 году по просьбе главы «Газпром-Медиа» Альфреда Коха проводила оценку компаний бывшего «Медиа-Моста».
Под руководством Бориса Зосимова, «MTV – Россия» ни один год уверенно держалась впереди единственного конкурента - канала «Муз-ТВ», как по объему зрителей, так и рекламодателям. С самого начала канал позиционировал себя в формате широко не представленном на рынке ни одним из производителей, выделяя андеграунд, рок и американскую рэп и хип-хоп культуру, и явно не прогадал, хотя и противников и критиков того, что показывалось с эфире MTV хватало всегда, но проекты канала, бесспорно, интересны, выходцы же с него долгие годы после закрытия MTV украшали собой и своим талантом федеральные каналы РФ, став мега-звёздами а общесоюзном масштабе
Конкуренцию «MTV» в регионах в то время составляет музыкальный канал «Муз-ТВ», принадлежавший «Альфа групп». Он берет охватом аудитории, несколько уступая по рейтингу телевидению Зосимова, предлагая неприхотливые формы программинга и откровенно обирая артистов.
«Муз ТВ» многие называют «подарком Ельцина» «ЛИС’С» за успех компании «Голосуй или проиграешь!». Именно за подобные заслуги Владимиру Гусинскому в 1996 году под проект «НТВ» был отдан утренний эфир на VIII частотном канале, ранее принадлежавший каналу «Российские Университеты».
С мая 1996 года первый национальный музыкальный канал именуется «Муз-ТВ» (Лицензия № 539 от 24.02.95г. АОЗТ «Ассоциация Космос – 10») и принадлежит структурам Сергея Лисовского («Premier SV», «Rise-ЛИС'С»), а также созданному 26 декабря 1995 года ЗАО «ТВ-Сервис». Летом 1998 года канал меняет лицензию (Лицензия № 2718 ЗАО ''ТВ сервис''. ''Муз-ТВ''), уступив 70% акций холдингу «Альфа-ТВ» с участием «Альфа-банка» (25%), агентства Сергея Лисовского «Premier SV» (25%) и «Story First Communications» (50%) (последняя компания, в свою очередь, принадлежит «Morgan Stanley Asset Management»).
Среди прочих акционеров «Story First Communications», помимо «Morgan Stanley» - «Universal Pictures», «Capital Group» (обе фирмы, крупнейшие международные рекорд-лейблы), «Delta Capital» и «ЛогоВАЗ - News Corporation».
Позднее «Альфа ТВ» выкупит весь пакет акций канала, вложив в первые три года работы канала свыше 7 миллионов долларов – сумма незначительная, сравнительно с доходами, получаемые не только с рекламы на канале, но и доходами от коммерческой деятельности «продвигаемых артистов», но и тех, кто все годы исправно платил и платит за эфир.
Музыкальную политику «Муз ТВ», в первые годы, в большей степени определяет компания «Media Star», не влезающая в основные рекламные потоки канала и отдающая часть прибыли от ротируемых клипов, акций и гастролей, проводимых «Media-Star – концерт».
Близость взглядов на музыкальное развитие канала подтвердило назначение генеральным директором «Муз ТВ» Рубена Оганесова, в прошлом - генерального продюсера «Media Star», фирмы созданной им в начале 90-х совместно с Александром Толмацким (отцом Дэцела, в прошлом продюсером Олега Газманова и группы «Комбинация», позже – «Отпетых мошенников» и «Белого шоколада»).
Основной задачей «Media Star» всегда была ротация контрактных музыкантов, противодействие компании «АРС», реклама и прокат. Достаточно долго пост генерального директора занимал Юрий Айзеншпис (ext-продюсер групп «Кино», «Технология» и Влада Сташевского), в дальнейшем на его место назначают Армана Давлетярова, до этого возглавлявшего концертный отдел в «Media Star».
Позже «бразды» достаются новому гендиректор Николай Пархоменко. Давлетяров, создав собственную компанию, ушёл, а «Media-Star-концерт» возглавил Андрей Шлыков (продюсер групп «Блестящие», «А-Мега» и «МФ-3»).
Прочие каналы с успехом покрывают структуры напрямую связанные с шоу-бизнесом и подкреплённые стабильным банковским капиталом. Расстановка сил, закрытие отдельных программ и появление новых форматов - лишь следствие финансовых успехов или неудач коммерческих групп, стоящих за той или иной эфирной частотой, редакцией и конкретным телепроектом. Ничего кроме. Народная любовь, рейтинг и внимание аудитории не значат ровным счётом ничего. «Пусть на х@@й идут!» - смело говорит в прямом эфире один из известных российских телемагнатов, имея в виду телезрителей канала. Слово из трех букв, куда посланы зрители телеканала, не запикивается и выдаётся в эфир, но что с того… Народ утёрся… Герой кресло не потерял.
Музыкальными программами «ТВ-6», в начале нулевых ведают многочисленные ЗАО, созданные под крылом компании «ВиД» и лично Ивана Демидова и Александра Горожанкина («Музобоз», «Диск-канал» и «Ger Entertainment»).
«ТВЦ» формировало музыкальную продукцию с согласия компании «Союз», тремя годами ранее здесь командовал Лисовский, в сентябре 1999 года введённый в состав top-менеджмента канала.
Примерно с таким набором борцов за финансовые интересы страна вступила в новое тысячелетие, где битвы за бабло не утихают и поныне, но об этом наш следующий весьма интересный разговор. Это я всем обещаю!
На сегодня откланялся, смотрим и читаем всё самое интересное у меня!
Ваш С.Ч.
#ВойоныЗаЭфир #РоссийскоеТелевидение #НовейшаяИстория #ШоуБизнес #ЛегендыПопМузыки #МузыкальноеТелевидение #МузыкальныеПрограммы #СтранаРождаетШоуБиз #шоубизнес #попмузыка #история #ЭпохаВЖизниСтраны #попиндустрия #ЭфирнаяСетка #бабло #НовейшаяИсторияМузыкальногоТВ #БольшиеДеньги #БитвыЗаБабло #СильныеМираСего #МузыкальныеПрограммы #СтранаРождаетШоуБиз #шоубизнес #попмузыка #история #ЭпохаВЖизниСтраны #попиндустрия #Форматы#Борьбазаэфир #Федеральныетелеканалы #российскоетелевидение #АРС #RealRecords #НТВ #МузТВ #РусскаяМедиагруппа #ВИД #ЛИС’C #СергейЛисовский #MediaStar #АлександрТолмацкий #звёзды #телеэфир #ЗвуковаяДорожка #МосковскийКомсомолец #ГорячаяДесятка #Первыйканал #ПесняГода #УтренняяПочта #СергейФёдоровичЛисовский #БорисБерезовский #ЭкранТВ #Телекомпакт #СергейИзотов #Оскар #Пропаганда #МузОбоз #ХитКонвеер #50/50 #РТР #УКсюши #АлександрИратов #ТВЦ #БорисЗосимов #ГолосуйИлиПроиграешь #БорисЕльцин #ИванДемидов #АкуолыПера #Телкомпакт #ПартийнаЗона #ДмитрийДибров #ПремьерСВ #ВладЛистьев #РусскаяМедиаГруппа #СергейЧерных #режиссёр #продюсер #сценарист, @ChernykhSergey_off