Как и все, кто жил в 1-м тысячелетии до нашей эры, кельты переживали за две вещи — за урожай и за скот. А чтобы все шло по плану, они праздновали Самайн — конец сельхозработ и подготовку к новому сезону. На Руси до Петра новый год начинался 1 сентября — логика та же.
Год кельты делили на две части — светлую и темную. В Самайн наступало тёмное время, когда земля переставала принадлежать человеку и четверть года на ней хозяйничали духи. Праздновали Самайн неделю — три дня до полнолуния, главная ночь полной луны и три дня после. Для язычников-кельтов эти дни были вне времени и не принадлежали ни к старому, ни к новому году. Поэтому вокруг праздника стали активно выстраивать мифологию.
Например, считалось, что на Самайн нельзя выходить за пределы своего города или села, чтобы тебя не утащили духи. В охранных целях на забор вывешивали черепа, которые часто заменяли репами (а позже — тыквами). И, конечно, активно проводили огненные ритуалы — жгли костры, прыгали через них и всячески очищались огнем.
Ну и верили, что во время Самайна духи мёртвых приходят навестить своих живых родственников — поэтому двери оставляли открытыми, зажигали путеводные огни на окнах, на столах оставляли еду.
Празднуя Самайн, кельты ориентировались на лунный календарь. И только в VIII веке ирландские монахи, описывая кельтские обычаи, отнесли этот праздник к 1 ноября. Постепенно языческий праздник приспособили к нуждам новой религии, и Самайн стал Днем Всех Святых, а языческим отголоском остался канун праздника, всем известный как Хеллоуин.
#самайн #хеллоуин
LOM – исторические украшения и образ жизни
https://lom-history.ru/