- А можно привести пример из современной зарубежной литературы?
- А из “Гарри Поттера”?
- А из фильма, но снятого по книге? Книгу не читал, но кино смотрел:)
- А из одного произведения можно два примера?
На все эти вопросы - ответ “Да”. В качестве второго, на всякий пожарный, аргумента, для добора слов (не менее 250) можно приводить примеры из всего выше перечисленного.
Но вот недавно дитятко с вызовом спросило:
- Мне вот в онлайн школе сказали, что я могу пример привести из кино, театра или истории. Почему вы нам об этом не говорите?
Вот и правда! Что это я молчу?
Всем привет! Меня зовут Евгения Анатольевна, я учитель русского языка и литературы. Сегодня молчать не буду и расскажу секретный секрет о примере из искусства и истории в итоговом сочинении.
Я неоднократно слышала от коллег о том, что пример в ИС можно приводить не из литературы. Сначала меня это злило, я топала ногами и душа вопила: “Где вы взяли эту ересь?”. Ведь если мы откроем “Критерии оценивания итогового сочинения”, то читаем там следующее (Внимание на фото):
Тю, да тут ни одного слова не сказано про пример из кино или истории. Выкусили?! Но не всё так просто. На самом деле этот критерий учитывает только ОДИН пример, который приводит ребенок. А многие ведь для страховки пишут и ДВА примера. И имеют на это полное право. И мы, учителя, просим (иногда даже умоляем) второй пример тоже брать из литературы.
Была у меня одна работа, в которой ребенок привел только один аргумент, в котором черным по белому было написано, что Обломов убил Ленского. И растянул же знаток литературы на 300 слов свой опус. Вот только "зачет" не получил за существенное искажение фактов.
Именно поэтому я всегда прошу писать и второй аргумент из литературы. Пусть он будет небольшой, но на всякий случай.
В каком же случае ребенок может привести пример из кино/театра/живописи/истории?
- Только в том случае, если это ВТОРОЙ пример.
- Только в том случае, если за ИС дают баллы в вузе и там есть собственные требования к оценке ИС.
Собственно, всё. Где об этом написано? В “Методических рекомендациях по подготовке к итоговому сочинению” на 147 страниц. Вот небольшая выдержка (Внимание на фото):
Поэтому если ребенок, изучив правила приема в вуз, не нашел там ни слова об особом оценивании ИС, то пусть пишет второй пример из литературы. И не мучает ни вас, на себя.
Вопросы есть?
Если было полезно, то поставь лайк статье. Другие материалы к итоговому сочинению можно почитать в подборке.