Найти тему
СПбГЭУ

Баланс между здоровьем и учебой

Студенческая жизнь часто связана с интенсивным учебным про­цессом, стремительным ритмом и множеством задач, которые необходимо выполнить. Как сделать так, чтобы энергии хватило на все, рассказал доцент кафедры физической культуры Игорь Устинов.

Игорь Евгеньевич, что, по вашему мнению, значит здоровый образ жизни?

Говоря экономическим языком, здоровье человека – это его основной жизненный капитал. Укрепление и поддер­жание здоровья на должном уровне – одна из приоритет­ных задач и для студента, и для любого профессионала. Самое простое, что можно для этого сделать – исключить или минимизировать вредные привычки, рациональ­но сочетать умственную и физическую активность, полноценно отдыхать, качественно питаться. Все это в комплексе дает в плане укрепления здоровья намного больше, чем медицина.

Физическая активность – необходимый фактор для здорового образа жизни?

Да, физическая активность очень важна для здоровья. Особенно в наше время, когда умственный труд превы­шает труд физический. Старайтесь вносить физическую активность в каждый свой день. Не используйте лифт, если позволяет возможность, добирайтесь до места работы или учебы на велосипеде или пешком, не про­пускайте учебные занятия по физкультуре. Адекватная потребностям физическая нагрузка доставляет радость, позволяет снять напряжение, быстрее восстановиться после болезни, социализироваться. Если не хватает фи­зической активности на работе и в быту, то, безусловно, необходимо заниматься физической культурой дополни­тельно.

Правда ли, что без правильного питания невозмож­но быть здоровым?

Питание, действительно, один из важнейших факто­ров здоровья человека. Первоначально считалось, что в питании важно поддерживать энергетический баланс. Белки, жиры и углеводы, получаемые с пищей, исполь­зуются в нашем организме не только как пластический материал, но и для производства энергии. Важно, чтобы энергии, полученной с пищей, хватало и на учебу, и на работу, и на восстановление. Однако переедание может способствовать изменению в обмене веществ, набору массы тела, и, в итоге, к ухудше­нию здоровья. Позже исследовате­ли обратили внимание на витами­ны и минералы, клетчатку, воду. Их баланс тоже очень важен. И переизбыток, и недостаток вредит организму. У каждого человека свои особенности метаболизма, поэтому в питании важен индиви­дуальный подход. Проведенный кафедрой физической культуры опрос установил, что основные проблемы студенты испытывают не столько с энергетической и ви­таминной составляющей рациона, сколько с режимом приема пищи и вредными пищевыми привычка­ми. Прием пищи часто происходит нерегулярно, с использованием больших порций и преобладанием фастфуда, содержащего излишки жиров, соли и сахара, студенты торопятся, боясь опоздать на лек­цию, едят на ходу, в неположенном месте, наедаются ближе ко сну. С этими привычками надо бороться, соблюдая режим дня.

Важен ли полноценный сон для студентов, или молодость все простит?

Когда мы испытываем трудности с засыпанием, часто просыпаемся ночью, встаем утром разбиты­ми, то это говорит о проблемах, которые надо решать. Гармонизи­ровать свой образ жизни – один из наименее затратных механизмов решения проблемы. Во сне наш мозг отдыхает, и если мы вовре­мя не обратим внимание на этот фактор поддержания здоровья, то через некоторые время регуляр­ный недосып может перерасти в болезнь и справиться с этим будет гораздо труднее.

Какова роль преподавате­ля физкультуры в мотива­ции студентов к здоровому образу жизни?

Преподаватель физической куль­туры может мотивировать студен­тов как с помощью аргументов и логики, так и на своем примере или на примере спортсменов, которые после окончания карье­ры поддерживают себя в форме. Если студенты видят компетент­ного, жизнерадостного, подтя­нутого преподавателя, который может показать упражнения на гибкость, легко бегает спринт, демонстрирует координационно сложные задания в игровых ви­дах, то это хорошо стимулирует молодежь.

Как включить здоровый образ жизни в свою студен­ческую рутину?

Лучший способ избавления от рутины – разнообразие. В том числе сочетание умственного и физического труда. Поскольку я занимаюсь физической куль­турой много лет, позволю себе дать советы из этой области. Не зацикливайтесь на каком-то одном способе оздоровления или физической активности. Исследуйте новые виды и фор­мы. Ходьба и бег в этом плане самые доступные и знакомые всем с детства виды физической активности. Плавание сложнее технически, но зато прекрасно снимает нагрузку с опорно-двига­тельного аппарата. Спортивные игры позволяют проявить умения и навыки в постоянно меняющих­ся ситуациях, развить ловкость и координацию. Для тех, кто хочет отдохнуть от суеты большого города, прекрасно подойдет йога, пилатес, стретчинг. Силовой фитнес представлен такими по­пулярными в молодежной среде направлениями как упражнения с собственным весом, табата, си­ловая аэробика. Все эти направ­ления студенты изучают в рамках элективной физической культуры в нашем вузе. Не стоит забывать и о таких формах физкультуры как утренняя гимнастика, во­дные и воздушные процедуры, прием солнечных ванн. В плане стимулирования умственной работоспособности и снятия напряжения студентам поможет физкультминутка, которую мож­но наполнить дыхательной или зрительной гимнастикой, упраж­нениями на мышцы рук или ног. Ну а в выходные или празднич­ные дни можно использовать так называемые «походы выходного дня». Все это в комплексе не позволит скучать и принесет пользу.

Существуют ли в нашем вузе какие-либо программы для поддержания здорового образа жизни студентов?

Дисциплина «Физическая культу­ра» в нашем университете, пожа­луй, единственный предмет, где студенты комплексно на лекциях и на практике получают компетен­ции здорового образа жизни. На лекциях студенты знакомятся с но­выми технологиями в сфере ЗОЖ, а на практике совершенствуются в игровых видах спорта, плава­нии, фитнесе для того чтобы быть ловкими, выносливыми, сильными и умелыми, не бояться ставить перед собой сложные задачи, быть уверенными в себе и уметь плани­ровать свою деятельность. Во внеу­чебное время кафедра физической культуры проводит большое коли­чество турниров, фестивалей, ма­стер-классов, где можно реализо­вать свою физическую активность. Такие мероприятия как фестиваль фитнеса, фестиваль баскетбола, российско-китайский турнир по настольному теннису стали уже традиционными и привлекают внимание сотен участников и зри­телей. В этом году кафедра физиче­ской культуры организовала фокус группу из студентов СПбГЭУ для сдачи норм комплекса ГТО. В итоге в конце учебного года 12 студентам нашего университета вручили зо­лотые знаки ГТО. В последние годы активно развиваются инклюзивные технологии. Кафедра физической культуры в течение двух лет орга­низует команду студентов СПбГЭУ для участия в национальных проек­тах в сфере ЗОЖ. Например, проект «Спорт – норма жизни» и чемпи­онат России по фоновой ходьбе «Человек идущий». В каникулярное время кафедра проводит различ­ные конкурсы, например, конкурс «Зимние забавы». Это очень важно, так как в период каникул нет обязательных занятий физической культурой, а уровень тревоги и напряжения после сессии высокий. Таким образом, кафедра физи­ческой культуры является важ­нейшим звеном в формировании здорового образа жизни студентов нашего университета.

Материал подготовлен Сергеем Соболевым.