Обучение (или адаптация) дроссельной заслонки (далее - ДС) пригодится после ее чистки, а также, если вас не устраивают обороты двигателя, особенно, на холостом ходу (далее - ХХ).
Электронный блок управления (далее – ЭБУ) во время эксплуатации автомобиля запоминает процент открытия заслонки, при котором обороты холостого хода соответствуют номинальным (650об/мин). Также, ЭБУ запоминает определённый подход к управлению этой заслонкой для обеспечения плавности хода и корректной подачи нужного количества воздуха в камеры сгорания. После чистки расстояние между заслонкой и корпусом, через которое в двигатель поступает воздух, увеличилось (убрали слой грязи). Соответственно, воздуха в двигатель стало поступать больше, следовательно «мозги» пытаются как-то скорректировать этот беспорядок, но в то же время не отступать от накопленного годами «опыта» управления заслонкой. В результате чего, получаем высокие обороты холостого хода (на прогретом двигателе ~1300об), езду с рывками и постоянно скачущие обороты.
Адаптировать ДС можно тремя основными способами:
- С помощью секундомера, педали газа и графика
- С помощью сканера ELM327 и программы cvtz50 (платная) либо NDSII Lite (бесплатная)
- С помощью профессионального оборудования (у дилера или у хорошего диагноста)
Способ №1 - с помощью секундомера, педали газа и графика
Для начала рассмотрим самый безопасный способ, но он же, как правило, и самый безрезультатный.
Вам понадобится всего лишь телефон с секундомером, табличка (см. выше) и педаль газа. Если табличку плохо видно, то ее можно найти в нашем сообществе для енотоводов.
Плюсы: безопасен для автомобиля, минимум затрат.
Минусы: низкие шансы на успешное обучение, занимает очень много времени, требует большого внимания ко всем мелочам, не автоматизирован (приходится делать всё самому).
Способ №2 – сканер ELM327 и приложение.
В целом, способ хороший. потому что процесс обучения происходит автоматически, нужно только завести двигатель, прогреть его и нажать пару кнопочек в приложении. НО! Есть один нюанс: есть некоторая статистика… при обучении ДС программно, внутри неё на плате через некоторое время начинает нагреваться конденсатор. Поэтому если передержать заслонку в режиме обучения (а такие случаи были), то она выходит из строя, т.е. перегорает.
Такой способом обучения вы используете на свой страх и риск!
Для адаптации заслонки используют 2 основных популярных приложения: cvtz50 и NDSII Lite. Главное отличие в том, что второе приложение бесплатное и имеет функцию обнуления индивидуальной настройки автомобиля под водителя, а первое приложение имеет возможность поднять заданные обороты холостого хода с шагом в 25 оборотов и настройки сервисных функций (но это совсем другая история). Если хотите просто обучить заслонку – скачивайте NDSII Lite. Если нужны более продвинутые настройки – тогда рекомендуем приобрести cvtz50.
Алгоритм обучения начинается с основного: прогреть двигатель до рабочей температуры (выше 85°С)(но и не перегреть – температура не должна превышать 92°С. Иначе адаптация не запустится), выключить все потребители (фары, магнитолу, печку, кондиционер, подогревы/обогревы) и убедиться что педаль газа полностью отпущена (поправить коврик если вылез вперёд, убрать ногу с педали). Далее разберём обучение через приложение NDSII Lite.
⦁ Подключите сканер, соедините его с телефоном
⦁ Зайдите в приложение NDSII Lite
⦁ В верхней строке найдите меню Work Support и перейдите в него.
⦁ Будут доступны два пункта: Clean Self Learn и Idle Air Volume Learn. Первое – обнуление индивидуальных настроек ЭБУ под водителя, второе – обучение дроссельной заслонки.
⦁ Если все условия выше соблюдены, нажмите на кнопку обучения дроссельной заслонки и ждите. Снизу побегут цифры и обороты постепенно начнут снижаться. Обычно операция длится около минуты и цифры добегают до ±1500-2000.
⦁ Когда обучение будет успешно выполнено, появится надпись «IAVL successfully completed». После сделайте пару перегазовок и убедитесь что обороты возвращаются к 650об/мин.
Плюсы: минимум манипуляций, автоматизация процесса, обычно адаптация проходит с первого раза.
Минусы: есть небольшой риск «передержать» заслонку, требует минимального понимания происходящего, нужен сканер.
Способ №3 – профессиональным оборудованием. ( у дилеров Nissan и у людей, занимающихся диагностикой).
Процесс обучения расписывать смысла нет, вам ничего там не нужно будет делать.
Плюсы: минимум хлопот, риски что-то повредить сводятся на нет с хорошими мастерами и нормальным оборудованием, обучение проходит с первого раза (при отсутствии других неисправностей в двигателе)
Минусы: относительно высокая стоимость.
Выводы
Самый безопасный и эффективный способ – это обучение профессиональным оборудованием, но кому-то стоимость за данную услугу может показаться необоснованно дорогой. Вы должны понимать, что платите за безопасное обучение квалифицированными специалистами, которые сделают всё за вас.
Но если вы – энтузиаст-механик, который разбирается в автомобилях, то можете попробовать обучить дроссельную заслонку способом №2. Он тоже неплохой, но нужно быть аккуратным.
Если у вас нет сканера, можете попытать удачу способом №1. Этот способ для самых отчаянных и точных. Людей, которые успешно обучили заслонку этим способом, единицы.
В данной статье цитировалась информация из официального мануала от Nissan