В обиход современного человека уже прочно вошло словосочетание «фейк-ньюс» или фальшивая новость. Сколько раз каждый из нас восклицал: «Да это же фейк!»? Такие информационные вбросы могут быть вполне безобидными, а иногда даже привести к серьёзным неприятным последствиям.
Ложь существовала во все время и термин «фейк-ньюс» – лишь дань современной моде. И если раньше информация передавалась на словах, папирусе или бумаге, то сегодня им на смену пришли сайты, мессенджеры и социальные сети. Развитие информационных технологий даёт авторам вбросов больше возможностей в распространении непроверенных сведений среди широкой аудитории. Порой с первого взгляда и не отличишь фальшивку от правды.
Уже не один год в Институте филологии и журналистики Университета Лобачевского успешно реализуется проект #СТУДFACTCHECK. Студенты вместе с наставниками учатся отличать реальные факты от вымысла в публикациях средств массовой информации. О проекте рассказала его руководитель, заместитель директора по учебно-методической работе ИФИЖ, кандидат филологических наук, доцент Людмила Макарова.
«Журналист должен уметь отличать правду от вымысла. И этому мы в Институте учим наших студентов с первого курса. Способность распознавать и фильтровать ложные или манипулятивные сведения крайне важна, потому что журналисты – это те люди, которые имеют силу влиять на общественное мнение и мировоззрение общества. #СТУДFACTCHECK вырос в самостоятельный из проекта Европейской ассоциации преподавания журналистики. Его цель – привить будущим журналистам практические навыки определения достоверности информации и отсеивания недостоверных фактов в их профессиональной работе. Ребята на практике осваивают технологии фактчекинга как важной составляющей профессии журналиста и специалиста в области массовой коммуникации», – рассказывает Людмила Макарова.
Студенты, участвующие в проекте, анализируют информацию, опубликованную в СМИ. Для этого существует собственная технология верификации информации по 5 маркерам:
- Непроверяемое – то есть невозможно проверить ту или иную информацию. Зачастую это чьё-либо мнение, а не факт.
- Правда, соответствующая действительности.
- В большей степени правда, когда допущены какие-либо неточности.
- В большей степени ложь – когда факт реален, но его преподносят с искажениями.
- Полностью ложь.
Для работы привлекают экспертов в самых разных областях – именно они помогают найти подтверждение или, наоборот, опровержение того или иного факта. Такой исследовательский характер проекта помогает студентам не только в работе над материалом публикации, но и в учёбе. Результаты своих исследований ребята публикуют на сайте ИФИЖ ННГУ.
Пока всё приходится делать вручную, но прогресс дарит молодым исследователям новые инструменты. Как отмечает Людмила Макарова, сейчас одним из важных направлений в деятельности участников проекта стала работа над проблемой использования технологий прикладного искусственного интеллекта в системе верификации информации. За эту часть, которая ведется в рамках #СТУДFACTCHECK, отвечают специалистов-практиков в области информационных технологий и преподавателей Института информационных технологий, математики и механики ННГУ им. Н.И. Лобачевского.
«Наш проект – уникален! Ведь в нём мы смогли соединить, казалось бы, не соединимое, технарей и гуманитариев. Образовательная составляющая огромная – помимо работы со словом, мы окунулись и в мир информационных технологий», – отметила Людмила Макарова.
В этом году в ННГУ стартовал новый сезон проекта #СТУДFACTCHECK. Результаты работы команды уже получили высокую оценку. Его презентовали в Общественной палате Нижегородской области, исследования студентов ННГУ были отмечены в главном профессиональном издании России – журнале «Журналист».
Также интерес к участию в проекте высказали коллеги из вуза-партнера ННГУ – Университета национального развития «Ветеран» (Индонезия, Джокьякарта). Кроме того, среди партнёров – Удмуртский государственный университет, Российский исламский институт (г. Казань).
«В четвёртый сезон мы вступаем с новыми планами и идеями. Отрадно, что наша работа вызывает интерес профессиональных журналистов и общественных структур, а также преподавателей и студентов из других вузов. В этом году мы продолжим работу по верификации информации СМИ и социальных медиа по научно-популярной и общественно значимой тематике, а также будем активно развивать направление, связанное с различными аспектами прикладного ИИ. Мы рады новым участникам и надеемся на новые открытия и достижения!», – сказала Людмила Макарова.