Найти тему
Индийский Экономист

Холодное предательство : Путь Индии от санкций к триумфу

Источник: Индийская организация по исследованию космоса, ISRO (Indian Space Research Organization)
Источник: Индийская организация по исследованию космоса, ISRO (Indian Space Research Organization)

В 1986 году Индийская космическая дирекция, ISRO, начала работу над разработкой однотонного криогенного двигателя для использования на планируемой Геосинхронной спутниковой ракете (GSLV). Спустя 40 лет с момента обретения независимости, индийские ученые разрабатывали амбициозные планы для выхода Индии в космос.

Два года спустя американская компания General Dynamics предложила продать ISRO криогенные двигатели RL-10 по цене 800 миллионов долларов США. Однако существовало одно условие - передача технологии должна была быть утверждена правительством США. Вскоре после этого Франция также предложила свои условия. Французская компания Arianespace предложила продать два своих криогенных двигателя HM7 вместе со всеми необходимыми знаниями для того, чтобы Индия могла дальше развивать двигатели самостоятельно за 1,200 миллионов долларов США. Индийцы отклонили и это предложение. В 1989 году Glavkosmos из СССР предложил продать два криогенных двигателя и передать необходимые знания за сумму 132 доллара, и индийцы подписали контракт. Индийцы начали производить платежи, но прежде чем могла произойти передача двигателей или технологии, Советский Союз распался, и Москва прервала контакт.

Через 15 месяцев, в 1991 году, Билл Клинтон попросил Бориса Ельцина наложить санкции на Индию и требовал отменить сделку с Glavkosmos. Доводы, представленные ими, были абсолютно неосновательными - утверждалось, что сделка нарушает международное соглашение о передаче технологий для ракет. Тем не менее, Ельцин подчинился указаниям Клинтона, и сделка была заморожена. Индийцы протестовали, утверждая, что США предлагали те же двигатели и технологию, и США не возражали против соглашения с Glavkosmos на момент его подписания.

Однако теперь они вмешивались в индийскую сделку с Россией. Индийцев и некоторых ученых и инженеров из Glavkosmos особенно раздражало то, что была приостановлена даже продажа двигателей, и деньги, уплаченные индийцами, не возвращались. Чтобы убедиться, что сделка не состоится, США наложили двухлетние санкции на Индию с 1992 года, которые аннулировали все контракты между ISRO и США.

И вновь, Борис Ельцин и его министр иностранных дел Андрей Владимирович Козырев подчинились указаниям Вашингтона.

Индийцы были внутренне возмущены и обнаружили, что фабрики и офисы Glavkosmos были населены американскими агентами, что делало невозможной передачу технологии. Индийцы представили протест России, что если те не собираются предоставлять технологию, то им следовало бы поставить 7 двигателей, а не 2.

Индийские дипломаты и переговорщики уже рассказывали о тех же или подобных проблемах во всех космических и военных контрактах с Россией. Индийская армия и военно-воздушные силы уже вынуждены были "каннибализировать" старое оборудование, чтобы быть готовыми к боевым действиям.

Под неустанными усилиями Индии в декабре 1993 года было достигнуто соглашение между Москвой и Дели, согласно которому Glavkosmos предоставит 4 рабочих криогенных двигателя и 2 макета по той же цене, а еще 3 за 9 миллионов долларов, но без передачи технологии. Алексей Васин, руководитель отдела криогенной технологии в Glavkosmos, сообщил своему индийскому коллеге У.Н. Рао, что Glavkosmos заявил официально Москве, что передача криогенных двигателей Индии не нарушает международные соглашения, но их прошение было отклонено. Однако Москва также отказалась предоставить логистическую поддержку для перевозки больших двигателей. Индийские ученые связались с различными частными авиакомпаниями, которые начали работать на территории Российской Федерации, и в конечном итоге авиакомпания "Уральские авиалинии" согласилась транспортировать двигатели.

Двигатели никогда не использовались в ракетах Советского Союза и не были испытаны. В конечном итоге индийцы были очень разочарованы этими двигателями, и было принято решение "к черту американцев и их российских друзей" и развивать технологию в Индии.

Российские двигатели, продукт инноваций 1960-х годов, были основаны на технике ступенчатого сгорания. Несмотря на их эффективность, их сложно было воспроизвести и адаптировать. Инженеры ISRO обнаружили, что эти двигатели не всегда работают так, как ожидалось, что делало задачу индианизации еще более трудной.

Интриги криогенной технологии не перестают поражать. Представьте себе управление жидким водородом при беспощадных -253 градуса Цельсия, в то время как турбонасос работает при жгучих 500 градусов, а температура сгорания поднимается до около 3,000 градусов Цельсия.

Первым большим достижением ISRO стало создание 7,5-тонного двигателя в 2000 году. Однако испытания выявили неудачи. Следующие годы отличались итерациями, неудачами и обучением. Собственный индийский криогенный двигатель был официально сертифицирован в 2003 году, но его первый полет в 2010 году оказался неудачным. Тем не менее, дух ISRO был непобедим. Индийский криогенный двигатель поднялся в небо в январе 2014 года и стал игроком, изменившим правила игры.

Теперь NASA партнерствует с Индией для совместного запуска спутников для наблюдения за Землей на индийских ракетах. Они теперь признаны всем миром как самые надежные и экономичные ракеты для запуска больших грузов на низкие орбиты Земли.