Август 2023 года. Сплав на четырехместном катамаране по Индигирке от пгт. Усть-Нера до с. Хонуу.
Обо всем подробно...
Старт экспедиционного маршрута состоялся из Якутска, куда участники прилетели с разных концов нашей огромной страны.
Из Якутска регулярно (фактически раз в день) едут вот такие автобусы Тойоты ("миллионники", как их здесь называют) до Усть-Неры, преодолевая подъемы и горные серпантины трассы "Колыма". Дорога красивая, особенно осенью, но очень опасная и непредсказуемая. Наше путешествие началось с долгого перехода через Лену на пароме (загрузка, переход и выгрузка более 1,5 часов), затем переезд частично по асфальту до реки Алдан и вновь паром, который не ходит по ночам, сон в машине и наконец к 19-00 следующего дня мы стоим на правом берегу Индигирки чуть выше пгт. Усть-Неры.
Выше моста на правом берегу Индигирки есть удобное место для стапеля: изобилие дров, галечный пляж и чистый ручей. Здесь и началась водная часть нашего приключения. Погода прекрасная, даже купались перед выходом на воду ;-)
Первая часть маршрута спокойная - наслаждаемся осенними видами хребта Черского, лиственничной тайгой и прекрасной рыбалкой на чистейших притоках. Порогов на этом участке реки нет. Локальные шиверы, перекаты и мели, скорость течения от 13 до 5 км\час.
Рыбалка на Индигирке, точнее - на ее притоках, прекрасная! В основном русле реки за весь маршрут мы не поймали ничего! По мере того, как заканчиваются люди и следы присутствия человека, природа оживает. Первая рыбалка у нас началась в устье реки Иньяли - это левый приток Индигирки. Приток большой, с чистой водой и хорошим местом для лагеря. К этому моменту мы прошли по воде уже 4 дня и спустились ниже Усть-Неры на 100 км.
Хариус клюет отлично на блесну и сплавную снасть, другой рыбы нам поймать не удалось. По рассказам местных рыбаков ленок тоже встречается, а вот ниже порогов возможна рыбалка на чира и омуля!
Периодически по берегам великой реки встречаются напоминания о недавней истории освоения этого района, в первую очередь - это добыча золота. Поселки-артели недействующие, практически заросли тайгой - природа берет свое и залечивает раны, нанесенные человеком.
На всем протяжение Индигирки от Усть-Неры, до начала знаменитой Индигирской трубы (участка с порогами) всего один населенный пункт на левом берегу - село Чумпу-Кытылбын (Тюбелях), которое мы с большим удовольствием посетили. Закупили немного продуктов, погуляли и собрали информацию о районе и характере водных препятствий.
Чумпу-Кытылбын - село чистое, опрятное и ухоженное, работает мобильная связь, жители доброжелательные. В летний период связь с большой землей осуществляется на моторных лодках, регулярно летает вертолет. Зимой, с приходом лютых холодов порой температура падает ниже -55С. Продукты, ГСМ и товары завозятся по зимнику, проложенному по Индигирке, фактически до Северного Ледовитого океана, до поселка Русское устье.
Равнинная часть сплава по Индигирке завершается ниже села Чуумпу-Кытылбын, после впадения левого притока Тоскан (31 км). Индигирка из множества рукавов и проток собирается в русло шириной около 250 метров, скорость течения резко возрастает до 14-16 км\час. При впадении Тоскана нашли хорошее место для установки палаточного лагеря. В притоке вода чистая и свежая, рыбалка потрясающая.
Весь ходовой день мы шли под дождем и уже с вечера, как нам и сказали старожилы, вода начала резко подниматься. Всю ночь моросил дождь и под утро Индигирка "загрохотала" - вода стала практически черной, везде плыли деревья и пни, резко усилившееся течение переворачивало камни и крупную гальку. По нашим оценкам вода за этот и последующие дни поднялась на 2,5 метра.
Индигирская труба начинается ниже притока Тоскан после крутого поворота реки. Протяженность сложного участка - около 60 км. Индигирка прорезает хребет Черского с юга на север, формируя глубокий и очень живописный каньон с отвесными скалами. Основные препятствия - это высокие валы, крутые повороты с прижимами, а также бочки, которых немного, встречаются и отдельно стоящие камни. В нашем случае к этому набору добавилась скорость течения, местами достигающая 18 км\час, и огромное количество плывущего леса. В верхнем и среднем течении Индигирки все берега заросли лиственничной тайгой и при подъеме уровня воды весь плавник сразу попадает в основное русло.
В награду за трудности и опасности прохождения каньона путешественников ждут потрясающие виды, монументальные кисиляхи (причудливые формы рельефа, созданные ветром, водой и временем), полное отсутствие человека и уютные стоянки с первозданной природой.
Одна из самых запоминающихся стоянок при прохождении индигирской трубы находится в устье левого притока Ытыбат-Юрях - потрясающее свой красотой и энергетикой место. Вода в притоке настолько чистая, что катамаран, стоящий у берега, будто бы висит в воздухе.
Следующий ходовой день по-прежнему проходит в потрясающих видах каньона, течение достигает 14-16 км\час и доходит до своего апогея в пороге "Кривун". Прохождения этого сложного участка с бешеным буйством двухметровых валов знаменует окончание Индигирской трубы.
Ниже впадения реки Чибагалах скорость течения Индигирки все еще высокая, но полноценных порогов уже нет, встречаются только редкие перекаты. Теперь можно не беспокоиться, отдохнуть и в полной мере насладиться панорамами затерянного мира Индигирки.
Выходя из скальной теснины хребта Черского, Индигирка сбавляет свой бешеный бег к берегам Северного Ледовитого океана, становится кроткой, разливаясь по необъятным просторам Момской впадины. Горы остаются за спиной, берега становятся более пологие и в основном русле появляется много живописных островов.
До конечной точки маршрута - до Хонуу - остается около 50 км, скорость течения падает до 6-8 км/час, погода отличная, но вода все еще прибывает. Берега затоплены, ширина реки достигает 500-600 метров и складывается полное ощущение путешествия по огромному озеру. Рыбалка здесь отличная (в устье реки Тихон-Юрях), по-прежнему клюет крупный хариус на блесну и сплавную снасть. По правому борту мелькает небольшой поселок Соболох, затерянный в тайге, и выдают его только моторные лодки, стоящие у берега. В поселке есть магазин и мобильная связь.
Мы разбиваем свой лагерь в устье реки Мома на правом берегу; до Хонуу 1,5 км пешком. Водная часть нашего путешествия в затерянный мир Индигирки завершилась. Здесь мы устроили полноценный день отдыха: купались, жарили рыбу, общались со старожилами и намечали ключевые точки экспедиционного маршрута на 2025 год, но это уже другая история...
Село Хонуу большое, это административный центр Момского муниципального района, есть мобильная связь, магазины и вся необходимая социальная инфраструктура. Нас особенно интересовал аэропорт ;-). Как и в другие населенные пункты, на Индигирке основной завоз продуктов, материалов и ГСМ осуществляется зимой по зимнику, летом основной транспорт для связи с материком - это самолет. Моторные лодки используют для рыбалки, охоты и других хозяйственных дел. Вверх по Индигирке через пороги никто не ходит, т.к. это опасно.
После дня отдыха весело и дружно упаковали все экспедиционное оборудование на УАЗ, предварительно договорившись о трансфере в Хонуу,
и проследовали в аэропорт Мома. Далее - перелет в Якутск на АН-24.
Теперь заслуженный отдых ;-), а затем новые приключения на просторах необъятной России.