Пикап? Грузовик? Легковушка? Тип или категория? Кому же нужен техосмотр?

Всё последнее время долго не утихали споры и дебаты о необходимости техосмотра (ТО) для автомобилей. Одни уверяли, что он крайне необходим, так как якобы обеспечивает безопасность и надо бы что-то опять усилить в этой сфере (в основном, что и неудивительно, этого мнения придерживаются многочисленные чиновники и «специалисты», которые имеют непосредственный, то есть коммерческий, интерес к проведению этой процедуры).

Другие, более адекватные (как правило, это простые автомобилисты) всегда считали и считают эту «почётную» обязанность по сути ещё одним дополнительным и узаконенным налогом (оброком) на владение автомобилем. И если учесть его сравнительно небольшой размер (около тысячи рублей для обычного легкового автомобиля) - в масштабах всех расходов на содержание «железного коня» эта несчастная тысяча практически незаметна. Однако и её терять не хочется (даже раз в несколько лет), а тем более неприятно ощущать себя «дойной коровой», из которой вытягивают всё больше и больше под различными благовидными предлогами (а порой - вообще без таковых).

И одной из проблем после многочисленных изменений законов стало отсутствие окончательной ясности в вопросе, а кому же всё-таки проходить ТО не обязательно, особенно после его как бы «отмены» для некоторых категорий автомобилей? Здесь есть несколько нюансов, о которых надо обязательно знать. Поехали…

В 2011-м году был принят аж целый федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств…». В нём есть статья 15, часть 7 которой устанавливает, что ТО не требуется для легковых автомобилей и мотоциклов, если они принадлежат гражданам и используются только в личных целях, не связанных с коммерческой деятельностью или использованием в служебных целях. Ключевое слово здесь - ЛЕГКОВЫЕ автомобили. Тут-то на практике и возникло непонимание.

Дело в том, что каждое транспортное средство имеет как свою категорию, так и тип. И очень важно понимать, к какому типу и категории должен относиться автомобиль, чтобы считаться легковым. Многие (в том числе и сотрудники ГИБДД) ошибочно полагают, что легковым является любой автомобиль, если, согласно документам, он относится к категории «В». На самом деле это не так, и вот почему.

Согласно пункту 1 статьи 25 закона «О безопасности дорожного движения» (именно она закрепляет категории ТС), к категории «B» относятся автомобили с разрешённой максимальной массой (РММ) не более 3,5 т и числом сидячих мест не более восьми. Обратим внимание - речь идёт именно о максимальной массе и числе пассажиров, а термины «легковая» или «грузовая» вообще не упоминаются. А это означает, что к данной категории относятся ВСЕ автомобили, отвечающие критериям по РММ и числу пассажиров. И категория эта указывается в документах на транспортное средство (ПТС и свидетельстве о регистрации).

Однако в этих же документах, перед категорией, указывается и другой критерий - Тип ТС. Он-то и имеет главное значение, поскольку тип и является характеристикой транспортного средства, которая определяется его конструктивными особенностями и назначением. Об этом прямо указано в пункте 10 «Требований к паспорту транспортного средства» (Приказ МВД России от 23.04.2019 г. № 267). И эти самые «конструктивные особенности и назначение» транспортного средства определяются заводом-изготовителем, на основании чего они и вносятся в документы. И указываются эти данные, например, как «легковой, седан» или «грузовой, фургон».

Это означает, что та самая категория «В» включает в себя как легковые, так и грузовые автомобили (разумеется, при их РММ не более 3,5 т). И для понимания, легковой ли это автомобиль или нет, надо учитывать запись в ПТС и СТС, где указан тот самый Тип ТС. К слову, их тоже бывает несколько - «легковой седан», «легковой универсал», «легковой прочее» и т. п. Если же Тип ТС указан как «грузовой», «грузовой бортовой», «грузовой фургон» и т. п. - данный автомобиль к легковым НЕ относится. А значит, нельзя рассчитывать на «льготу» в виде необязательности прохождения ТО.

И тут заключается главная неприятность для владельцев некоторых автомобилей, которые принято считать легковыми. Речь о так называемых «пикапах» (кстати, такого типа или категории ТС официально не установлено, это - всего лишь условное наименование, связанное с особенностями конструкции кузова). Так вот, в документах на некоторые такие автомобили (например, Volkswagen Amarok, Nissan Navaro, Ford Ranger и т. п.) модно увидеть Тип ТС «грузовой бортовой».

-2

А это значит, что такие автомобили, несмотря на сходство по многим характеристика со своими официально легковыми собратьями-внедорожниками (тех же производителей) относятся именно к грузовым автомобилям. Со всеми вытекающими неприятностями - необходимостью прохождения техосмотра, некоторыми ограничениями на въезд в определённые части «похорошевших» городов, нюансами растаможки и налогообложения, различиями в тарифах на платные парковки и дороги, эвакуацию и т. п.

Правда, иногда в документах встречаются и весьма «неоднозначные» типы ТС - такие, как «грузопассажирский», «специализированный, прочее» и некоторые другие. Однако эту проблему рассмотрим как-нибудь попозже.

В заключение напомню, в каких случаях именно легковым автомобилям требуется оформлять диагностическую карту, подтверждающую прохождение ТО. Делать это требуется, если с года изготовления автомашины (включая год выпуска) прошло четыре года, в следующих случаях:

✅ - постановка ТС на учёт (например, после его ввоза из-за границы);

✅ - перерегистрации новым собственником после приобретения (на основании договора купли-продажи или дарения, наследовании и т. д.);

✅ - регистрация изменений, вносимых в конструкцию.

Также оформить диагностическую карту, возможно, придётся в случае выезда на автомобиле за границу, если законы того государства требуют наличия этого документа.

Читайте внимательно документы, и всё будет хорошо )

Адвокат Сергей РадькоПредупреждён - значит вооружён. Вооружаю юридическими знаниями
1,3K подписчиков