408 подписчиков

Белорусский национальный художественный музей. Случайная выборка. (Часть четвертая - Белорусское искусство XX век).

ЮДЭЛЬ ПЭН (1854−1937)

Пэн Юрий Моисеевич окончил петербургскую Академию художеств. Писал пейзажи, жанровые сцены и портреты в манере позднего передвижничества. В 1897 году открыл в Витебске "Школу живописи и рисунка", которая просуществовала до 1918 года. Марк Шагал, который короткое время обучался в студии, всю жизнь сохранял теплые чувства к своему первому учителю.

Пэн мне мил. Так и стоит перед глазами его трепещущая фигурка.

В моей памяти он живет рядом с отцом. Мысленно гуляя по пустынным улочкам моего города, я то и дело натыкаюсь на него.

Сколько раз я готов был умолять его, стоя на пороге школы: не надо мне славы, только бы стать таким, как вы, скромным мастером, или висеть бы, вместо ваших картин, на вашей улице, в вашем доме, рядом с вами. Позвольте! (Марк Шагал)

Когда Шагал в 1918 организовал Витебское народное художественное училище (ВНХУ), он пригласил преподавать своего любимого учителя, его домашняя студия стала филиалом, а самого его в 1922 году избрали проректором по учебной части.

В 1927 году, по случаю 30-летия творческой деятельности, Юделю Пэну было присуждено звание Заслуженного еврейского художника.

«Художник Пэн - певец старого, уже умирающего еврейского быта. Несравненно далеки десятки его произведений от Октября, от хаты крестьянина-белоруса. Но это - пускай и старый - кирпичик культурного наследия, которое закладывает коллективно всё население Белоруссии: и белорусы, и евреи, и поляки, и русские. А потому они дороги рабочим и крестьянам».

Художник трагически погиб в возрасте 83 лет. Его тело было обнаружено 1 марта 1937 года, а обстоятельства смерти не выяснены до сих пор. Власти обвинили его родственников, якобы они хотели завладеть наследством художника, в том числе и картинами. Ходили слухи, что художник умер от руки комиссара, чью жену изобразил на картине обнаженной.

МОИСЕЙ КУНИН (1897-1972)

Моисей Кунин. Искусство коммуны. 1919
Моисей Кунин. Искусство коммуны. 1919

Родился в Витебске в семье ремесленника. С детства увлекался живописью и спортом. Был учеником Марка Шагала и Роберта Фалька.

Но прославился больше своими феноменальными способностями в другой, ментальной сфере, что привело его в конечном итоге на цирковую арену и эстраду, где выступал под псевдонимом Михаил Куни. Вот описание его феноменальных способностей, которые по мнению артиста может развить в себе любой человек, в очерке Василия Захарченко "Разговор с электрическим мозгом":

Я присутствовал на психологических опытах Михаила Куни. Уже немолодой человек, внимательный, серьезный, он показывал зрителям такие примеры памяти, которые вызывали недоумение и недоверие.

Вот на стене вывешено 20 разноцветных дисков. Только мгновение, долю секунды Куни скользит взглядом по этим дискам, затем поворачивается к зрителям и спокойно, обстоятельно объясняет им расположение цветов. Но это еще не самое удивительное подтверждение человеческой памяти.

Три черные доски с колонками цифр. Цифры написаны в пять рядов, состоят из трехзначных чисел. Доски вращаются в разные стороны. Куни только 1-2 секунды смотрит на эти расплывающиеся в пространстве цифры, затем отворачивается, сосредоточенно думает и через минуту называет вам не только цифры, но и сумму всех этих размытых движением чисел.

- Не может этого быть! - говорим мы. Но Михаил Куни только улыбается.

- Это просто хорошо тренированная зрительная память,- говорит он.- Ведь у меня перед глазами и сейчас стоят эти цифры. Хотите, повторю?

- Нет, что вы...- смущаемся мы.

Куни приводит нам пример моторной памяти. — Я вспоминаю случай, — говорит он, — который произошел со мной очень давно, кажется в 1930 году. Меня пригласил к себе один профессор, чтобы я показал ему несколько опытов памяти. В присутствии товарищей профессор предложил повторить мне ряд слов, совершенно не связанных между собой. Каков же был мой ужас, когда я услышал только латинские слова, а я даже не знал этот язык! «Довольно», — сказал кто-то, когда было названо сороковое слово, кстати, единственное понятное мне. И все-таки после небольшой паузы, — продолжает Куни, — я без ошибки повторил все сорок незнакомых мне слов.

Моисея Абрамовича часто сравнивали с Мессингом.

ВЛАДИМИР СУХОВЕРХОВ (1908-1977)

Владимир Суховерхов. За родную Беларуссию. 1946
Владимир Суховерхов. За родную Беларуссию. 1946

Тема Великой Отечественной войны часто появляется на полотнах Заслуженного деятеля искусств БССР. А также он возал должное индустриальной теме и портретам передовиков производства знаменитого Минского тракторного завода. Социалистический реализм.

АНАТОЛИЙ ШИБНЕВ (1907-1991)

Анатолий Шибнев. Пленных ведут. 1947
Анатолий Шибнев. Пленных ведут. 1947

Анатолий Демьянович - член Союза художников СССР, Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР. Родился вообще-то в Питере, а высшее художественное образование получил в Одессе и Академии Художеств СССР, где его преподавателями были русские живописцы В. Серов, В. Мешков, И. Бродский, А. Любимов.

РАИСА КУДРЕВИЧ (1919-2000)

Раиса Кудревич.. В родной колхоз. 1948.
Раиса Кудревич.. В родной колхоз. 1948.

Раиса Владимировна, дочь известного белорусского художника Владимира Кудревича - заслуженный деятель БССР и народный художник уже независимой Республики Беларусь. Тоже закончила в Витебское художественное училище перед самой войной. Излюбленный жанр - сюжетно-тематическая картина - смотри приведенное здесь полотно. работала и в соавторстве с мужем – Заслуженным деятелем искусств Беларуси Адольфом Самуиловичем Гугелем.

АДОЛЬФ ГУГЕЛЬ (1915-1999)

Адольф Гугель. За здоровье юбиляра. 1956-60.
Адольф Гугель. За здоровье юбиляра. 1956-60.

Адольф Гугель родился в Вене. но судьба художника сложилась так, что он до 1924 года воспитывался в детском доме, где и начал рисовать. Образование продожил в Витебском художественном училище.

После войны переехал в Минск. Член Белорусского Союза художников с 1946 года. Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР. Много картин написал в соавторстве с женой Раисой Владимировной Кудревич.

ВАЛЕНТИН ВОЛКОВ (1881-1964)

Валентин Волков. Минск 3 июля 1944 года.  1945-55
Валентин Волков. Минск 3 июля 1944 года. 1945-55

Наиболее часто публикуемая работа Валентина Викторович - герб Белорусской ССР, который, к слову с незначительными переменами действует и поныне. Волков потомственный художник - дед его, крепостной из Орловской губернии, был основателем династии. "Минск 3 июля 1944 года" - одна из самых известных его картин. В этот день, в ходе операции «Багратион» советские войска освободили Минск от вражеских захватчиков. В эту дату празднуется День Независимости Республики Беларусь.

МИХАИЛ САВИЦКИЙ (1922-2010)

Ученик Валентина Волкова, один из самых именитых белорусских живописцев - Народный художник СССР, Лауреат Госпремии, Герой Беларуси (уже современной). Воевал в Севастополе, был пленен, сидел в фашистских концлагерях.

В феврале 1942 года советским войскам в болотистой и лесной местности удалось прорвать фронт на стыке двух немецких армий. Этот 40-километровый коридор, просуществовавший 7 месяцев, получил название «Витебские ворота» - дорога жизни, гуманитарный коридор, спасший тысячи людей. Партизанам и другим войскам удалось эвакуировать из оккупированной Беларуси около 200 тысяч мирных жителей и вывезти в Фонд обороны огромное количество продуктов питания. В обратном направлении двигался транспорт с медикаментами и оружием для партизан и диверсантов.

Спавицкий - представитель так называемого "сурового стиля". Одним из ярких последователей этого течения в советской живописи в России был Гелий Коржев.

Они начали использовать совсем другой язык — холодный, «грязноватый» колорит, скорее графическую пластику, динамичный ритм, в некоторой степени обобщенные формы. Художники старались показать, насколько это было возможно, реальность без прикрас, ее на самом деле суровый характер, не уходя при этом в натурализм. Многие мастера, работавшие в «суровом стиле», прошли через войну, были детьми войны, и правда о ней стала для них центром внимания. Как всякое новое проявление в искусстве, представителей этого стиля в свое время тоже критиковали. Это было смелым шагом со стороны Савицкого — назвать картину «Партизанской Мадонной». У многих вызывало вопросы и то, как в советском искусстве вообще может появиться Мадонна. Но, несмотря на это, Третьяковская галерея все равно приобрела полотно у художника. (Екатерина Каленкевич, искусствовед)

По личной просьбе директора Государственного художественного музея БССР Елены Васильевны Аладовой художник написал авторский вариант "Мадонны".

ГАВРИИЛ ВАЩЕНКО (1928-2014)

Гавриил Ващенко. Прорыв. 1982
Гавриил Ващенко. Прорыв. 1982

В 1984 году за цикл полотен, куда входила картина "Прорыв" Гавриил Харитонович стал Лауреатом Государственной премии БССР.

ЛЕОНИД ДУДАРЕНКО (1930-2023)

Леонид Дударенко. Писатель Василий Быков. 1981-82
Леонид Дударенко. Писатель Василий Быков. 1981-82

Леонид Александрович - - заслуженный деятель искусств Беларусии, член Белорусского союза художников ушел из жизни прошлым летом.

На портрете - один из самых известных белорусских писателей, представитель так называемой "лейтенантской прозы". Его знаменитые "Сотников", "Дожить до рассвета" известны нам в авторском переводе на русский. В 1988 вошел в оргкомитет Белорусского народного фронта, выступавшего за "возрождение белорусской нации" и создание независимого от России белорусского государства. В 1989-1991 гг. - народный депутат СССР. На I съезде народных депутатов вошел в состав оппозиционной союзному руководству Межрегиональной депутатской группы (сопредседатели Борис Ельцин, Юрий Афанасьев, Гавриил Попов, Андрей Сахаров и др). После победы на выборах Лукашенко эмигрировал. Жил в Германии, Чехии, Финляндии. В 2003-м уже тяжело больной приехал в Белоруссию, умирать.

ИЗРАИЛЬ БАСОВ (1918-1994)

Израиль Басов. Дома и деревья. 1972
Израиль Басов. Дома и деревья. 1972

Из статьи "Художник Израиль Басов в воспоминаниях своего сына Матвея":

На стены галерей его полотна попадали редко, чаще становились причиной скандалов, снова и снова снимались с выставок... Конечно, он был далеко не единственным, кого здесь обвиняли в формализме и антисоветчине. Но немногим из тех, кого судили, удалось устоять после хрущевской "оттепели", сохранить верность особому творческому стилю, избежать сделок со своим талантом. И Басов тогда был точно единственным, кто принял решение больше не предлагать своих работ выставкомам, но продолжал писать, пусть даже в полной уверенности, что своего персонального вернисажа не дождется никогда.

Первая выставка Израиля Мордуховича открылась в Национальном художественном музее в 1996 году. Первая персональная и первая посмертная.

ЗОЯ ЛИТВИНОВА (1938)

Зоя Литвинова. Встреча. 1998
Зоя Литвинова. Встреча. 1998

Зоя Васильевна - Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, Награждена белорусским орденом Франциска Скорины и французским орденом «Искусств и литературы». Картины признанного колориста можно увидет и у нас - в Третьяковке и Русском музее. Белорусы как-то все вышли если не из Шагала, так из Малевича.

НАТАЛЬЯ ЗАЛОЗНАЯ (1960)

Наталья Залозная. Пьета. 1991
Наталья Залозная. Пьета. 1991

Вот уже 23 года Наталья Николаевна не вполне белорусская художница - живет то в Бельгии, то в Черногории. Словом, все концептуально, сами видите....

АНДРЕЙ ЗАДОРИН (1960)

Андрей Германович тоже проживает не на родине - с 1997 года в Нидерландах. В музее представлена работа не вполне в его преобладающей стилистике. Он может и так, и по-другому.

ВЛАДИМИР ТОВСТИК (1949)

Владимир Товстик. Мелодия уходящей ночи. 1994
Владимир Товстик. Мелодия уходящей ночи. 1994

Народный художник Белоруссии и профессор академии искусств так и живет в своем родном Минске. Вот что написано о представленном здесь полотне на сайте галереи:

Сюжет для картины «Мелодия уходящей ночи», написанной в 1994 году, выхвачен из окружающей действительности минской ночной жизни. Художник вспоминает, что в начале 1990-х годов, прогуливаясь по ночному городу, его впечатлил играющий на улице саксофонист. Он просто шел по улице и играл. Владимир Товстик не помнил его лица и конкретной мелодии, исполненной музыкантом. Но ночь, саксофон, чарующая атмосфера Минска – и на полотне проявился настоящий джазовый город с прекрасной незнакомкой и музыкантом.

НИКОЛАЙ СЕЛЕЩУК (1947-1996)

Николай Селещук. Злосчастный вечер. 1994
Николай Селещук. Злосчастный вечер. 1994

Николай Селещук окончил Минское художественное училище и Белорусский театрально-художественный институт. Может быть поэтому его картины и книжные иллюстрации столь театральны.

Я искал мудрость, о существовании которой подозревал, гармонию благородной и высоконравственной духовности, роскошную сказочную страну большой притягательной силы, нечто от ведьминой таблицы умножения, от которой открываются двери и окна во все небеса, я видел в этом скрытую незаурядную силу. Это прекрасное откровение, мудрость жизни, в которой мы нуждаемся…

Художник умер трагически - утонул в Тирренском море.

Ну а ребус "Злосчастного вечера" извольте разгадывать самостоятельно. Тут есть, где размахнуться!

Спасибо за внимание!