287 подписчиков

Блогерская аналитика делает игры хуже, или Как знания мешают играть в игры?

Уже не помню когда я начал смотреть видео про игры чаще, чем играть в сами игры. Каждый игровой блогер старается выделиться и докопаться чуть ли до малейших деталей в игре. С одной стороны я уважаю такой трудоёмкий подход. А с другой думаю:

"Вот, у человека времени куча! Перекаты в игре 80 часов изучал."

Блогеры реально стараются провести нас на внутреннюю кухню геймдева, что даёт нам лучшее понимание того, как всё устроено, но забирает у нас ощущения красоты и живости мира. Теперь страшный монстр в хоррор игре для меня просто страшная моделька, действующая по алгоритму. В стелс миссиях враги специально расставлены спиной к тебе. А в шутерах болванчики, кидают гранату по скрипту, если долго сидишь в одном укрытии. Каким ужасом было узнать, что некоторые пейзажи - это просто пнг-картинки.

Уже нет того детского восторга, когда ты запускал новый мир на своём компьютере. Раньше если я брал квест на убийство в Fallout 2, а потом оказывалось, что можно договориться с жертвой, я удивлялся живости мира. Насколько всё реально в нём. Мои решения представлялись мне намного важнее, ведь тогда я решал судьбы "реальных" людей в экране. А сейчас, найдя альтернативное решение квеста, я бы пожал плечами со словами:

"Разработчик молодец, что и такое продумал"

Это были те времена "незнания", когда логотипы разработчиков ни о чём мне не говорили. Те времена, когда мой мозг верил, что в компьютерный мир можно перенести целую страну с её реальными жителями. Те времена, когда казалось, что свобода действий в игре не ограничена, а NPC не хуже реальных людей.

Уже не помню когда я начал смотреть видео про игры чаще, чем играть в сами игры. Каждый игровой блогер старается выделиться и докопаться чуть ли до малейших деталей в игре.

На что я променял это незнание? Я потерял возможность видеть красоту на то, чтобы узнать, что все болванчики в играх имеют несколько скриптов, а сюжеты всего несколько развилок. Получил осознание того, что любая игра - это завуалированная головоломка, где вместо пазлов нужно всех убить, или прийти первым, или выбрать правильный ответ в диалоге. Ощущение загадочной красоты и свободы развеялось. А всё из-за знаний, которые перетекли от разработчиков к обывателям.

Ты можешь сказать, что знания не мешают наслаждаться красотой, свободой. Мой друг сравнил такое "открытие" с природой:

"Если я знаю, что хвост павлина - это защитный механизм для отпугивания хищников, созданный эволюцией, это не мешает мне восхищаться им.
Также как и знание о том, что яркие расцветки оседлых коралловых рыб служат для того, чтобы другие представители вида видели издалека хозяина этой территории"

Звучит логично... Ведь мы узнали больше о механизме эволюции, но не перестали видеть красоту. Нам всё также интересно ходить в зоопарки, чтобы насладиться видами экзотических животных. Некоторые даже ставят таких на авы.

Уже не помню когда я начал смотреть видео про игры чаще, чем играть в сами игры. Каждый игровой блогер старается выделиться и докопаться чуть ли до малейших деталей в игре.-2

Но, по сути, аргумент не совсем корректен. Знание о хвосте павлина усложняет наше представление о нём. Теперь это не просто красивый брелок для павлина, а целый защитный механизм. В нашей голове хвост павлина стал более сложным и непонятным. Мы можем спросить себя "А зачем на хвосте рисунки похожие на глаза?". И ответ на этот вопрос ещё более усложнит наше представление. Чем больше мы понимаем, тем комплекснее будет становится вещь. И теперь это не просто перья, а загадочный механизм природы, который раз за разом открывает для нас новые тайны. С играми же наоборот.

Понимание - упрощает

После осознания такого понятия как "скрипты" игры стали намного прозрачнее и прощё. Мы точно знаем, что враг пойдёт проверить то место, куда ты кинешь камень. От этого знания вещь становится совсем простой. В какой-то момент мне даже становится обидно за себя, что мир показался мне живым из-за парочки скриптов. Как будто мне раскрыли простейший фокус.

Я люблю простые фокусы, но не могу смотреть раз за разом за одним и тем же фокусом. А ведь многие игры сейчас это один и тот же фокус, но в разном исполнении. Каждый шутер это наведение мышки на модельку врага. Игра считывает какой урон ты внёс и сколько здоровья противник потерял.

Пропала магия, занавес спал. Даже супер реалистичные звуки не маскируют этот фарс. Как жить с ощущением обмана?

Уже не помню когда я начал смотреть видео про игры чаще, чем играть в сами игры. Каждый игровой блогер старается выделиться и докопаться чуть ли до малейших деталей в игре.-3

Очень часто под каналами популярных игровых блогеров я вижу обвинения в том, что они уже "наигрались" и не могут здраво оценивать тот или иной продукт. Но какую точку зрения считать здравой? Ребенок, который прощает любые косяки игры, потому что всё для него в новинку, и ему не с чем сравнить. Или прожженный взрослый, который расщепляет механики, чтобы докопаться насколько они грамотно реализованы с точки зрения геймдизайна. Возможно, лучшим решением будет не показывать детям обзоры, чтобы они составляли своё мнение об игре. А взрослым дядькам лучше собирать целые консилиумы в дискорде, чтобы вместо игры в игру, обсуждать, как правильно играть в игру. К сожалению, некоторым взрослым дядькам придётся учится получать удовольствие игр заново или вообще отказаться от этого вида развлечений в пользу любого другого.

Проблема стариков ещё в том, что они много чего видели. Игры должны давать каждый раз новый игровой опыт, чтобы не казаться вторичными. На примере настолок, скажу, что сейчас мало, кто согласится играть в монополию, потому что эта игра стала настолько традиционной, как шахматы или шашки. Поэтому нынешние монополии очень часто стараются менять какие-то аспекты или добавлять дополнительные механики, но это всё ещё не решает проблему полностью.

Если опять же вернуться к видеоиграм, то очевидное доказательство застоя игровой индустрии вокруг одних и тех же механик - это управление. Лично я в большинстве игр от первого лица скипаю обучение. Ходить на WASD, стрелять на кнопку мыши, инвентарь либо I, либо Tab и граната на G. Остальное разберусь по ходу. Так и происходит! Излишнее обучение в играх сейчас напоминает издевательство над игроком. Как будто шестилетнего ребенка заново учат ходить.

В играх, где приходится заново учится "ходить" видеться мне красота и самое главное ощущение "открытия". Игра не перестала для меня быть игрой, но стала чем-то новым. Тем, что я ещё не пробовал ни в какой вариации.

И я очень сомневаюсь, что на такие "игры" смогут указать популярные старики-игрожуры. Потому что их взгляд привык к определённым механикам, и отсутствие "знакомого" скорее говорит блогеру о том, что разработчик не знает нормы, по которым создаются игры. Хотя эти нормы только 20 лет стали таковыми. До этого никакой нормы не было.

Последняя претензия лично к блогерам...

А кто они такие? Вот, смотри... Мы с тобой, при учёте, что ты, также как и я, не имеешь прямого отношения к игрострою, можем судить об играх, как потребители. То есть мы пользуемся продуктом и говорим - нравится он нам или нет. Наша главная особенность с тобой в том, что игры для нас всего лишь развлечение. Мы не живём их созданием и часто не можем уделить достаточно времени на их раскрытие.

Уже не помню когда я начал смотреть видео про игры чаще, чем играть в сами игры. Каждый игровой блогер старается выделиться и докопаться чуть ли до малейших деталей в игре.-4

Чуваки из Stopgame, Ixbt, всякие DeadP47, Дрю и т.д. просто игроки. Они не разработчики игр, как и мы. То есть зритель и ютубер здесь наравне. Но, вот, если я смотрю на игры как на развлечение, для них игры превращаются в работу. Представь себе блогера, который встаёт с утра с единственной мыслью быстро пройти игру и увидеть как можно больше контента за раз для того, чтобы первым выложить ролик. Его цель - закончить работу, чтобы выложить видео. Твоя цель - развлечься.

Я не хочу обобщать. У меня есть в подписках парочка блогеров, которые не гонятся за первенством и выпускают видео после того, как полноценно пройдут их не спеша, но подписчиков у них, как у меня. Но с популярностью увлечение становится работой, что убивает изначальный вайб, из-за которого ты подписывался.

К сожалению, нам нужны игрожуры. Именно они выполняют функцию фильтра, который отсеивает те проекты, на которые действительно не стоит тратить время. Сами мы всё не попробуем. Придётся смириться, что иногда через фильтр не проходят реально годные проекты.

Ещё хочу отметить, что на мнение любого критика очень сильно влияет его эмоциональное состояние на момент игры. Все пытаются делать вид, что при оценке произведения мы беспристрастны и полностью объективны. Но лично я так не считаю. Иногда мне хочется хардкора, и я иду играть в рогалики. Иногда хочется услышать крутую историю, и я иду читать визуальные новеллы. Мне трудно представить, что человек отрывает себя от своих желаний.

Я просто представляю, как мне захотелось размазать врагов в каком-нибудь ураганом шутере, а я вместо этого начал играть в Stardew Valley, чтобы сделать на неё обзор.

А, ведь это отличная игра, но из-за того, что мне изначально хотелось другого, я оценю игру ниже, чем она того заслуживает, по мнению фанатов.

Помню, как я в своё время прошёл Mafia 2. Она мне так понравилась, что я почти сразу прошёл её во второй раз, чтобы в этот раз точно успеть отвезти все талоны на бензин и найти новый способ спасти Лео Галанте. Только потом я узнал, что игру очень сильно захейтили, потому что ожидания от неё, как от части серии, были завышены. А я вообще не знал ни о какой серии, кроме этой. Справедлив ли был хейт? Возможно...

Но как вообще можно после такого говорить о какой-либо объективности, если эта самая "объективность" строится на субъективных суждениях. Конечно, критики стараются разбивать любую игру на разные составляющие. Отдельно рассмотрят стелс в игре, отдельно боевку, разберут назначение скиллов. Оценят визуал и звуковое сопровождение. Это даже может напоминать почти научное исследование, если бы их методология не ставилась под сомнения. Все эти оценки имеют смысл только для тех зрителей, которые имеют схожую систему ценностей с ютубером.

Лично я не уделю особого внимания, если ютубер начнёт критиковать отсталую графику или кое-где мыльные текстуры. Я тот человек, который играл в инди-игры с пиксельной графикой, и не жаловался. Для меня наличие текстур это уже большой плюс. А для кого-то это важно.

Таким образом, говорить об объективности не приходится, но есть возможность примкнуть к тому лагерю игроков и блогеров, которые ценят игры по тем же критериям, как и ты. И считать свой лагерь самым "объективным".

Уже не помню когда я начал смотреть видео про игры чаще, чем играть в сами игры. Каждый игровой блогер старается выделиться и докопаться чуть ли до малейших деталей в игре.-5