6 ноября в культурном центре «Меридиан» состоится юбилейный концерт Романа Ланкина «Жизнь все равно прекрасна», в котором также примут участие Юлия Зиганшина, Сергей Шитов и Татьяна Ларина.
«Я спою песни, которые стали знаковыми для меня, помогли мне в чем-то, песни, которые я сам для себя считаю важными. Интересы мои музыкальные достаточно обширны. Хочется спеть и босса-новы, и что-то на португальском, и что-то джазовое, может быть, что-то эстрадное, советское, может быть, рассказать стих. В общем, я вижу это так: коль скоро концерт юбилейный, значит, подведение итогов. А раз подведение итогов, значит, и намечание новых дорог», — говорит Роман.
А в преддверии концерта мы выбрали двенадцать песен из репертуара Романа — как знаковых, так и довольно неожиданных — и попросили что-нибудь о них рассказать.
Музыкальная школа
Музыкальную школу я окончил в 1989 году, а начал учиться в 1983-м, когда мне было 10 лет. У меня был прекрасный педагог Владимир Федорович Филиппов, который оказал мне неоценимую услугу — он научил меня любить играть на гитаре. Для учеников, которые играли хорошо и выполняли все задания, у него была система поощрений. В частности, он давал возможность играть на своей гитаре.
В ту пору нормальную гитару невозможно было купить в магазине, школы комплектовались гитарами очень низкого качества, у меня была не очень хорошая гитара. Это сильно влияло на результаты моей учебы. И когда педагог открывал свой шкафчик, доставал кофр, открывал и давал мне свой мастеровой инструмент, я чувствовал себя на вершине блаженства.
Вторая система поощрений была такая — из ребят, которые хорошо учились, он формировал ансамбли, трио или дуэт. И мы играли современные песни, например, Джо Дассена. Он писал мелодию, ноты, мы садились, кто-то играл гармонию перебором, кто-то соло. И каждый из нас чувствовал себя современным музыкантом.
Варзоб
В 17 лет я попал в альплагерь «Варзоб» под Душанбе. Взял билет на самолет и с позволения родителей впервые в жизни отправился в абсолютно незнакомые места.
В «Варзоб» съезжались любители гор со всей страны — из Прибалтики, Владивостока, Чукотки, Дагестана, Челябинска… На время смены они становились дружной командой. Из нас формировались группы соответственно уровню. Я был новичком, слушал лекции, ходил в походы. Мое увлечение альпинизмом продлилось три года, я успел получить второй разряд. Мне очень нравятся горы, это другая, невозможная красота, но у меня никогда не было спортивных амбиций.
Но вернемся к «Варзобу». В этом многонациональном лагере были ребята, которые играли на гитарах, они пользовались всеобщей любовью и популярностью. Я незадолго до этого окончил музыкальную школу по классу гитары, неплохо играл, мне это нравилось. И вдруг я услышал песни, которые мне оказались очень близки. Например, «Давай с тобой поговорим» Олега Митяева. Была еще такая песня:
«За окном то солнце, то опять метель
За окном то ветер, то опять капель
Занавешу окна, засвечу свечу
Мне не надо лета, осени хочу…»
Я думал, ее написал Юрий Гарин, даже подходил к нему знакомиться и благодарить, на что он мне ответил, что этой песни он не писал. Она тоже оказалась песней Митяева…
Слава Сэ
В моем репертуаре есть песни от женского лица. Одна из них — «Любви моей ты боялся зря» Новеллы Матвеевой. Прикасаясь к этой песне, мы ступаем на скользкую почву. Женщины неравнодушны к ней, у многих есть с ней связь. Невзаимность и готовность быть жертвой — вот что определяет во многом лирическую героиню.
Мы со Славой Сэ, прочитав этот текст, поняли, что позиция эта настолько безумна и отважна одновременно, что песня может исполняться только с исступленным безумием, бессмысленным и беспощадным. К себе в первую очередь. Мы придумали аранжировку, и как же хорошо она звучала в исполнении двух мужчин в самом расцвете сил! Но Славы Сэ уже нет с нами, к сожалению, и я давно эту песню не доставал с антресолей.
На далекой Амазонке
В жанре авторской песни существуют так называемые ревнители жанра, которые обязательно подойдут к вам и скажут: «То, что вы сделали, ужасно. Нельзя так обращаться с классической авторской песней». Впервые я это услышал по поводу песни «На далекой Амазонке». Моя аранжировка сделана в латинских ритмах, она подвижная, менее разухабистая, как мне кажется, более тонкая. Но нашлись люди, которые очень обиделись на это и смогли себя преодолеть, чтобы мне сообщить.
Ведь когда человек подходит к тебе и говорит такие слова, он совершает определенные усилия. Он переходит черту, когда понимает, что пора уже заканчивать со всеми этими нежностями и социальными условностями и сказать правду. И вот он делает этот шаг, подходит ко мне и говорит: «Роман, вы должны знать». И я к этому нормально отношусь. Почему я должен всем нравиться? Женщинам я всем должен нравиться, а вот мужчинам не всем.
Томск
Познакомившись в 1994-1996-х годах с томскими авторами определенной тусовки, я вдруг понял, что мне хочется петь практически все, что они писали. Они сформировали мой песенный вкус. Я был абсолютно уверен, что все это интересно, а то, что было вокруг — иногда незаслуженно — мной отбрасывалось. Такой юношеский максимализм.
Чем отличались эти песни? Тем, что большинство из них были написаны на хорошие стихи. Музыкально они были непохожи на то, что звучало в классической авторской песне — три аккорда, интонация романса или советской эстрады.
Авторская песня — это синтетический жанр, он соединяет в себе множество всего и по этой причине много заимствует. Мы всегда можем увидеть, откуда «растут ноги» у той или иной интонации, выражений, оборотов, музыкальной составляющей. И меня подкупило в музыке томских авторов то, что они сохранили интонацию авторской песни, но привнесли много музыкально интересного. И эта музыка стала раскрывать содержание текста.
Авторская песня 2.0
Как оказалось, томские авторы были частью большого дружеского сообщества, состоявшего из людей, которым в конце 1980-х — начале 1990-х было по 20 с небольшим лет. Они были наполнены хорошей поэзией, хорошо относились к авторской песне и стали использовать свое музыкальное дарование и свой талант, чтобы писать песни, непохожие на те, что звучали в ту пору.
Творческая судьба у них сложилась примерно одинаково. Поначалу они становились лауреатами Грушинского фестиваля, и это была надежда на новое продолжение авторской песни, новый путь. Что-то подобное случилось с босса-новой — внезапно появившись в Бразилии в конце 50-х годов, она дала всем новое дыхание, новое ощущение музыки.
Но в авторской песне этого чуда не произошло — наверное, потому, что была сильна традиция, были те самые ревнители, которые придерживались классических канонов. В жанре уже существовала иерархия, были всесоюзные фестивали, была система клубов с влиятельными людьми. И даже несмотря на победы, одержанные многими из этих ярких представителей авторской песни 2.0, они не получили должного, заслуженного, на мой взгляд, успеха. И, посмотрев по сторонам, каждый пошел в свою сторону.
Многие стали писать другие песни. Многие перестали писать, потому что молодость прошла. Из этой компании очень немного людей по-прежнему занимаются песнями. Один из них — Игорь Иванов, плодовитый автор и самый настоящий талант. Творчество стало частью его modus vivendi. Он так живет, что не может не писать каждый день, и это всегда очень круто.
Сандро и Тамара
В Москве представителями авторской песни 2.0 были брат и сестра Сандро и Тамара Эристави, лауреаты Третьего московского фестиваля авторской песни, который состоялся в 1987 году. Мама, народная артистка Грузии Маргарита Чхеидзе, дала им музыкальное образование. Сандро писал песни на русском, но в этом дуэте была такая легкая иностранскость, очень обаятельная.
Сейчас они живут в Калифорнии. Сандро стал писать музыку, больше похожую на американскую. Он всегда очень любил джаз, но на русской почве все превращается в русское. Если вы сочиняете джаз — это будет русский джаз, если вы любите босса-нову или бразильскую музыку, она все равно она будет русской, если вы будете ее писать здесь.
Нона
Нечасто, но бывают аккорды, которые делают песню. Аранжировка песни «Репортаж» Юрия Визбора построена на аккорде, где в басу — нона, девятая ступень. Она делает звучание аккорда мрачным и напряженным, но при этом красивым и хорошо подчеркивает ту диспозицию, которая в этой песне изложена. Штормовое море, дождь, все слушают эфир и беспокоятся за суда, у которых, может быть, не все в порядке. Как известно, три минуты тишины придуманы, чтобы услышать сигнал бедствия, и тревогу этот аккорд очень хорошо выражает.
Guilty pleasure
Мне нравится шансон — но классический и немножко хулиганский. В 2001 году Гарик Осипов, он же Граф Хортица, и группа «Запрещенные барабанщики» вместе записали альбом «Еще раз о чорте». И там звучит музыка, которую играли в московских ресторанах в 1980-е годы. Эти интонации я могу понять, я могу их считать, они нормально мне заходят.
Синглы и клипы
Я записал два альбома. Неспособность распоряжаться своим временем, мечтательность и загруженность концертами пока не дают мне записать третий. Но я иногда записываю синглы, а еще у меня есть три клипа.
Один из них называется «Исторический роман», я записал его на студии Саши Никитина в Америке.
Еще один я записал в Томске на песню Александра Галича «Еще раз о черте».
А третий мой клип называется «Ра». Это песня, которая осталась у меня после Славы Солдатенко, он мне ее подарил. Он сам был прекрасным исполнителем, и эта песня ассоциируется у меня с ним.
Билеты на концерт 6 ноября тут.
Текст: Полина Сурнина