Для каждодневного труда и повседневной жизни русскому крестьянину требовалась качественная и в то же время дешёвая обувь. Конечно, русским крестьянам были совсем не чужды кожаные сапоги и поршни, но большинству такая обувь была совсем не по карману и тогда в ход шли "выходные туфли в клетку", как эту обувь шутя называл Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, а выражаясь другим языком - лапти, история которых уходит в глубь веков.
Лапти известны человечеству столько, сколько оно себя помнит, древнейшие остатки лаптей и кочедыки - плоские изогнутые шила, с помощью которых приподнимали одну из петель уже сплетённой части лаптя, чтобы просунуть в неё свободный конец лыка - обнаружены на Люцинском могильнике в Латвии и датированы палеолитом, а в Бронзовом веке лапти широко распространились по всей Европе, в них щеголяли представители культуры боевых топоров (IV-III тысячелетия до н. э), да и позже их носила большая часть крестьян Европы от Испании до Норвегии. Что касается Руси, то тут лапти впервые упомянуты в "Повести временных лет" под 985 годом, когда во время похода на Волжскую Булгарию войско князя Владимира захватило несколько "языков", рядовых воинов волжских булгар, которые были обуты в сапоги. Увидев это, воевода и дядя князя Добрыня посоветовал ему прекратить поход, сказав, что "надо искать лапотников" (намёк на то, что князь Владимир и его дружина были так небогаты, что носили плетённую обувь).
Несмотря на то, что лапти стали символом простоты (в настоящее время в русском языке "лаптем" называют простого и глупого человека) процесс их изготовления очень трудоёмок и русские крестьяне занимались им зимой, когда другой работы не было. Для изготовления одной пары лаптей использовались 14 лык (внутренней поверхности коры) длиной по 2 метра каждое и шириной с большой палец мужчины, который заготовлял лыко, как правило, вяза, ивы, но чаще всего это была липа, лыко которой наделялось целебными свойствами. Помимо уже упомянутого выше кочедыка, для изготовления лаптей применялись и специальные колодки различных размеров, но за свою жизнь русский крестьянин настолько хорошо овладевал искусством изготовления лаптей, что мог делать это между делом без применения колодок. При изготовлении лаптей сначала вручную сплеталась пятка, в которую вставлялась колодка, вокруг которой затем сплеталась остальная часть лаптя. Носились же лапти вместе с портянками-онучами, которые скреплялись для прочности специальным лыковым ремешком. Вообще, лапти изготавливались и носились по всей России, даже в регионах, где их как повседневную обувь не использовали (в казачьих областях; местах, где были развиты народные промыслы; в Архангельской губернии; в Сибири; на Урале) в лаптях ходили по овину и хлеву, так как лапти особо не намокали и быстро сохли. Лапти отличала дешевизна и относительная простота изготовления, но в то же время они были крайне недолговечны и одну пару лаптей снашивали примерно за неделю, поэтому лапти изготовлялись в большом количестве, порой до 150 пар на одну семью.
Лапти долгое время были основной обувью большей части русского крестьянства, только после отмены крепостного права в 1861 году сапоги начали понемногу вытеснять лапти, которые стали символом нищеты и отсталости. В силу непреодолимых обстоятельств лапти оставались одним из основных видов обуви в России вплоть до 1950-х годов, когда люди разбогатели настолько, что могли позволить себе кожаную обувь, а сами лапти перешли в раздел сувенирной продукции.