Как обеспечить предприятие аптечками первой помощи: отвечаем на частые вопросы. Часть 1.

Первая помощь - это набор специальных действий, предназначенных для спасения жизни пострадавшего человека. В полном объеме ее можно оказать только с использованием аптечки первой помощи, про которую пойдет речь в этой статье.

Все об аптечках первой помощи на предприятии
Все об аптечках первой помощи на предприятии

Сколько аптечек должно быть на предприятии?

Каждому работодателю независимо от вида деятельности его организации законом, а именно ст.216.3 ТК РФ предписано создать посты для оказания первой помощи, которые должны быть снабжены специальными аптечками.

Количество постов законодательно не определено, поэтому каждый руководитель организации вправе определять их количество в зависимости от специфики своей деятельности.

Для этого, работодатель может учитывать следующие данные:

  • результаты спецоценки;
  • результаты оценки профрисков;
  • итоги расследований случаев травматизма и микротравм;
  • выполнение с определенной периодичностью работ повышенной опасности;
  • наличие опасных производственных объектов и потенциально опасных объектов;
  • результаты проверки знаний требований охраны труда работников структурных подразделений предприятия.

Главная составляющая поста первой помощи - это аптечка. На каждом посту ее должно быть не менее 1 единицы. Также пост можно укомплектовать инструкциями по оказанию первой помощи и по правильному использованию содержимого аптечки.

Таким образом, число аптечек первой помощи зависит от количества постов, которое определяет работодатель самостоятельно.

Как аптечки должны быть укомплектованы?

Если количество аптечек первой помощи законодательно не регламентировано, то ее состав четко утвержден приказом Минздрава России от 15.12.2020 №1331н.

К слову, указанный НПА устанавливает минимальный по количеству набор медицинских изделий. Количество работодатель может увеличить, а вот что - то добавить или убрать из перечня наименований медизделий – нет.

В состав аптечки первой помощи входят:

  • маски одноразовые хирургическая или любая лицевая для защиты дыхательных путей - 10 шт.
  • медицинские нестерильные перчатки (размер не менее М) - 2 пары. Защита рук может быть изготовлена из латекса гевеи или гваюла, нитрила, полихлоропрена, винила;
  • прибор для выполнения искусственного дыхания “рот в рот” - 1 шт.;
  • жгут для остановки артериального кровотечения - 1 шт.;
  • марлевые бинты 5 м x 10 см и 7 м x 14 см - каждого размера по 4 шт.;
  • стерильные марлевые салфетки 16 x 14 см - 2 уп.;
  • стерильный лейкопластырь 2 x 500 см - 1 шт.;
  • бактерицидный лейкопластырь 1,9 x 7,2 см - 10 шт.;
  • бактерицидный лейкопластырь 4 x 10 см - 2 шт.;
  • термозащитное, спасательное одеяло - 160 x 210 см - 1 шт;
  • ножницы для резки перевязочного материала - 1 шт.

Все указанные медизделия должны быть сложены в сумке или футляре. Туда же закладывается инструкция по оказанию первой помощи.

Какие документы/журналы необходимо оформить?

Порядок оказания первой помощи в организации должен быть утвержден приказом руководителя организации.

Этот локальный акт необходимо включить количество постов первой помощи в организации, с указанием их месторасположения вплоть до названия/номера помещения (при наличии). Соответственно, в этом же приказе нужно указать и количество аптечек первой помощи, находящихся на постах.

Так как работодатель обязан следить за сроками годности медизделий из комплекта аптечки, то в приказе нужно указать ответственного работника для контроля исполнения этого требования.

Важно помнить, что не только ответственный, но и все сотрудники компании должны проходить обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при приеме на работу и, в последующем, 1 раз в 3 года.

Кроме того, в этом приказе нужно указать ответственного работника за контроль по недопущению случаев использования медизделий в случае нарушения их стерильности, и загрязненных кровью или биологическими жидкостями.

Для списания и уничтожения медизделий с истекшим сроком годности можно создать внутреннюю комиссию. В приказе нужно указать ее состав, полномочия и порядок осуществления деятельности по выведению из использования соответствующих медизделий.

Для контроля сроков годности медицинских изделий аптечки нужно завести специальный журнал. Журнал заполняется ответственным работником, при размещении аптечек на посту первой помощи.

Точная форма ведения журнала в законе не прописана, поэтому работодатель может использовать любой удобный для него формат.

Напоминаем, что все сотрудники, ответственные и руководители, обязаны регулярно проходить обучение по охране труда, чтобы уменьшить риск возможного травматизма.

Наш учебный центр «Проф-Ресурс» проводит все курсы в дистанционном формате, то есть без отрыва от работы.

По всем вопросам обращайтесь к нам по телефону, в онлайн-чате или оставляйте данные в форме обратной связи ⬇️⬇️⬇️