Как ученые возвращают к жизни древние лица

Люди пытались оживить лица древних умерших на протяжении тысячелетий, но современные технологии позволили сделать реконструкцию лица, как у коренной американской девочки-подростка, скелет которой был обнаружен в затопленной пещере на Юкатане.
Люди пытались оживить лица древних умерших на протяжении тысячелетий, но современные технологии позволили сделать реконструкцию лица, как у коренной американской девочки-подростка, скелет которой был обнаружен в затопленной пещере на Юкатане.

На протяжении тысячелетий люди пытались оживить черепа своих умерших. С помощью современных технологий и древней ДНК это стало искусством и наукой.

Оскар Нильссон не перестает удивляться моменту, когда археология и искусство сталкиваются.

После долгих месяцев, проведенных в своей стокгольмской студии за реконструкцией лица давно умершего человека, Нильссон начинает наносить слой «кожи» на свой последний силиконовый бюст. Он использует все более тонкие иглы для создания морщин и пор, наносит краски, передающие сущность человеческого эпидермиса, и накалывает на свое творение бесконечно малые волоски. Затем он открывает веки.

«Это сразу же становится лицом», - говорит Нильссон, археолог и скульптор, специализирующийся на трехмерных реконструкциях лиц древних людей. «Спустя более 20 лет это по-прежнему прекрасный день в студии».

Нильссон не одинок: реконструкции лиц становятся все более популярным способом приближения к прошлому. Но создание реконструкции - это не просто работа с глиной и уверенными руками. Это кропотливый процесс, который ставит искусство на грань науки, а науку - на грань искусства, и от его результатов может перехватить дыхание. Вот как археологи возвращают к жизни лица человеческой истории.

Художник создает мышечную структуру на модели черепа пекинского человека - гоминида, жившего около 400 тыс. лет назад на территории современного Китая, - в Американском музее естественной истории (Нью-Йорк).
Художник создает мышечную структуру на модели черепа пекинского человека - гоминида, жившего около 400 тыс. лет назад на территории современного Китая, - в Американском музее естественной истории (Нью-Йорк).

Как пишет группа исследователей-биоархеологов, «идея оживления черепа была частью истории человечества на протяжении тысячелетий». В неолитическом Леванте около 10800 лет назад и позднем неолите в Анатолии около 8500 лет назад, - поясняют они, - черепа раскапывали после того, как проходило социально приемлемое количество времени, затем покрывали гипсом, глиной и пигментами, придавая им форму и раскрашивая, чтобы они напоминали умершего человека».

Основоположники современной реконструкции лица в XIX веке использовали аналогичную стратегию, но добавили к ней знания и опыт опытных врачей и анатомов. Движимые желанием прославить и романтизировать почитаемых, но умерших общественных деятелей, они сначала изучали кости умершего человека, а затем приближали его облик к скульптурному.

Одной из таких скульптур был легендарный композитор Иоганн Себастьян Бах. В 1894 г. немецкий анатом Вильгельм Хис, пытаясь определить, действительно ли эксгумированные человеческие останки, обнаруженные на церковном кладбище в Германии, принадлежат Баху, попытался восстановить лицо композитора. Для этого анатом наложил глину непосредственно на череп, используя данные о средней глубине залегания тканей лица, полученные им при исследовании лиц 27 человеческих трупов. Получившееся лицо напоминало существующие портреты Баха, что дало историкам уверенность в том, что скелет, скорее всего, принадлежал покойному композитору, и впоследствии послужило основой для будущих художественных работ и перезахоронения Баха в Лейпциге.

Это вызвало растущий научный интерес к анатомии человеческого лица и тонким различиям в глубине лица и формировании тканей, которые делают каждое лицо уникальным. Данные о толщине тканей лица, созданные этими первыми анатомами, до сих пор используются специалистами по реконструкции лица, такими как Нильссон.

Первые шаги по реконструкции лица

Прежде чем приступить к 3D-реконструкции лица, исследователи должны собрать как можно больше информации о жизни своего объекта. Кем они были? Где они жили и умерли? Что известно об их питании, образе жизни и здоровье? Сегодня достижения в области археологического анализа позволяют, изучив изотопы образца, получить самые разнообразные сведения о человеке - от его любимой пищи до типа климата, в котором он жил.

И это зачастую только начало: все большее число реконструкций лиц теперь включает также данные анализа ДНК, который позволяет точно определить не только происхождение человека, но и его вероятный цвет кожи, волос и глаз. Анализ древней ДНК «стал для меня переломным моментом», - говорит Нильссон, - поскольку он избавляет от необходимости гадать о многих аспектах реконструкции, которые раньше оставались на усмотрение художника.

Пол, этническая принадлежность, вес и возраст человека на момент смерти определяют глубину лица и другие черты, а череп имеет тонкие отметины, указывающие на места соединения тканей с костями.

«Иногда очень легко определить, где именно была расположена мышца, поскольку она оставляет на черепе следы напряжения или гребни», - говорит Нильссон. Вся эта информация помогает реконструктору решить, что куда входит, и в результате получается жуткая анатомическая модель.

От археологии к искусству

Для следующего шага необходимо глубокое понимание анатомии лица: скульптурные реконструкторы, такие как Нильссон, тщательно лепят из глины отдельные кусочки хрящей и мышц, накладывая их непосредственно на 3D-печатную копию черепа своего объекта.

Хотя 3D-реконструкция лица может быть выполнена с помощью компьютера, Нильссон предпочитает практический подход. «Я интересовался лицами столько, сколько себя помню», - говорит он.

По мере того как мозаика обоснованных догадок постепенно приобретает человеческий облик, реконструктор переходит от воссоздания к интерпретации, используя то, что известно о человеке, для формирования его глаз, рта и кожи. Например, он может добавить морщины или солнечные пятна на лицо человека, умершего в преклонном возрасте, или включить свидетельства болезней, обнаруженных в ходе исследования ДНК.

«Я часто чувствую, что моя работа - это двухэтапный процесс», - говорит Нильссон. «Сначала он выступает в роли беспристрастного наблюдателя, соблюдая правила судебной археологии и опираясь на достоверные данные. «Затем я передаю его художнику», - говорит он.

В конце концов, обмазанный глиной череп используется в качестве основы для отливки силиконового бюста человека. Нежные, тонкие краски и тщательно прорисованные волосы вдохнули жизнь в реконструкцию.

Этичность таких реконструкций продолжает вызывать споры в научном сообществе. В конце концов, нет возможности узнать, насколько точно они воспроизводят человека, а сам человек не имеет права голоса. Кроме того, возникает проблема, как сделать так, чтобы по одному лицу не было сделано слишком широких выводов о масштабах человеческой истории.

Но есть и другой способ взглянуть на возникающие в процессе реконструкции лица. Каждая реконструкция лица - это возможность задуматься, даже отдать дань уважения человеку, чье время осталось далеко в прошлом. Реконструкция придает человеческий облик тому, что в противном случае может показаться просто грудой человеческих костей. Другими словами, этот сложный танец между искусством, анатомией и археологией позволяет практически оживить прошлое - по одной ресничке, морщинке за раз.

Источник: National Geographic