Найти тему
11,9K подписчиков

Годовщина последнего великого альбома Оззи Осборна. Вспоминаем историю его создания.

440 прочитали

Чем отличается хороший альбом от посредственного? Правильно, наличием нескольких хитов, которые уже через непродолжительное время становятся классикой. А чем отличается великий альбом от хорошего? Всего лишь одним: на великом альбоме не просто должны преобладать хиты, но и сам альбом должен выглядеть как один большой хит. Вот почему я считал и буду считать, что появившийся ровно 28 лет назад, 23 октября 1995 года, альбом «Ozzmosis» остается на сегодняшний день последним великим альбомом Оззи Осборна. Именно великим, так как хорошие альбомы Осборн и Ко. выпускали и впоследствии.

История этого альбома началась в 1993 году, после того, как между Оззи и Шэрон Осборн состоялся неприятный разговор, в ходе которого супружница пообещала Великому и Ужасному сдать его в клинику для излечения от наркозависимости. Пагубные привычки Осборна не раз приводили к громким скандалам, но всё это меркло на фоне попытки убийства Шэрон путем удушения, что имело место быть 2 сентября 1989 года. После этой гнусной выходки Оззи предстал перед судом, был принудительно отправлен в реабилитационную клинику и приговорен к полугодичному испытательному сроку. Кроме того, суд запретил ему приближаться к семье ближе чем на полкилометра, в противном случае Осборн имел реальный шанс отправиться в тюрьму. Разозленная Шэрон даже решила подать на развод, но не стоит забывать, что она была не только женой, но и менеджером алко и наркозависимого Князя Тьмы, поэтому этот скандал был прежде всего не в её бизнес-интересах, так как проект Ozzy Osbourne приносил очень хорошие деньги.

Ozzy Osbourne "Ozzmosis" 1995, Epic EK67091
Ozzy Osbourne "Ozzmosis" 1995, Epic EK67091

Вот почему вскоре произошло примирение сторон, Оззи покаялся во всех грехах, даже в тех, которые за ним не числились, пообещал впредь вести себя как примерный муж и семьянин и держаться подальше от всякой «дури». Разумеется, своё обещание он держал весьма недолгое время и вскоре опять начал пить и нюхать, однако Шэрон старалась всячески пресекать злоупотребления Оззи запрещенными веществами и частенько грозилась отправить муженька в места не столь отдаленные. Судя по всему, Осборн относился к угрозам жены-менеджера всерьез, так как весной 1994 года не только прекратил заниматься саморазрушением, но и решил записать новый альбом.

На тот момент группы у него не было: гитарист Закк Уайлд занялся сольным проектом, барабанщик Рэнди Кастилльо решил поправить пошатнувшееся здоровье и находился на лечении, место бас-гитариста также было вакантным. Не без участия Шэрон в группу был приглашен гитарист-виртуоз Стив Вай, место Кастилльо занял другой виртуоз – барабанщик Дин Кастроново и после недолгих раздумий в группу опять был рекрутирован бас-гитарист Боб Дэйсли, с которым Оззи и Шэрон то ругались, то мирились на протяжении доброго десятка лет. Так как Дэйсли требовал у четы Осборнов авторские отчисления за ранее написанные им песни, то в этот раз до написания материала его принципиально не допустили, а наняли исключительно как бас-гитариста. Полный дурных предчувствий Дэйсли согласился в очередной раз стать членом группы Оззи Осборна и, забегая вперед стоит сказать, что дурные предчувствия его не обманули.

А вот Стив Вай не имел опыта общения с семейкой Осборн и свято верил, что всё будет хорошо и что они с Оззи создадут выдающийся альбом. Тем более работа спорилась и за короткий срок было написано около дюжины песен. Но Оззи, и особенно Шэрон, не те люди с которыми может быть равноправное партнерство и честные отношения. Посчитав, что Ваю в случае выхода нового альбома, как соавтору, причитаются слишком большие деньги, было принято решение его «кинуть». Что для четы Осборнов было обычным делом. И в один не самый прекрасный день, Вай узнал от Великого и Ужасного, что материал грядущего альбом, якобы, не устроил менеджмент выпускающего рекорд-лейбла Epic Records, поэтому лавочка закрывается, всем спасибо, все свободны. Знакомый с подобными фокусами Боб Дэйсли не придал словам Оззи серьезного значения, прекрасно понимая, что тот ни за что не выкинет на помойку почти готовый альбом и принялся терпеливо ждать. А Вай и Кастроново решили, что на этом их сотрудничество с Осборном закончилось, собрали манатки и отправились искать новую работу. Но, как и предполагал Дэйсли, через пару недель Оззи опять приступил к работе над альбомом, только место Вая занял вернувшийся в группу Закк Уайлд. Вернулся за барабанную установку и Дин Кастроново, а Ваю, как кость собаке, бросили «компенсацию» в виде признания его соавторства всего в одной песне – «My little man».

Не успел Дэйсли в очередной раз подивиться зашкаливающей моральной и человеческой гнилости четы Осборнов, как и ему указали на дверь. На его требование выплатить ему неустойку за разорванный без объяснения причин контракт, его перенаправили к юристам Осборнов, то есть дело (для Дэйсли) сразу же стало фактически безнадежным. Не родился ещё такой человек, который смог бы выцарапать свои кровные денежки у Осборнов через суд. Три раза Дэйсли встречался с юристами Осборнов в залах суда и три раза проигрывал. Ему не выплатили авторские отчисления за два первых альбома Оззи Осборна, чего уж говорить про те несколько месяцев работы над «Ozzmosis»? До сих пор Дэйсли уверен, что семейка Осборнов «кинула» его, минимум, на два миллиона вечнозеленых, но судиться с этими мегалодонами шоу-бизнеса он больше не рискует.

Чем отличается хороший альбом от посредственного? Правильно, наличием нескольких хитов, которые уже через непродолжительное время становятся классикой. А чем отличается великий альбом от хорошего?-2

Вместо изгнанного Дэйсли был приглашён старый приятель Осборна – Гизер Батлер (BLACK SABBATH), с которым альбом и был дописан до конца. Попутно продюсера Михаэля Вагенера, работавшим над первоначальным материалом «Ozzmosis», заменили на Майкла Бейнхорна, часть песен значительно переработали и по совету Батлера утяжелили. Благодаря чему альбом звучит местами не просто тяжело, а сверхтяжело, отдаленно напоминая сольный проект Батлера - G/Z/R. В создании музыкального материала приняли участие несколько соавторов, в числе которых оказался и старинный приятель Осборна, фронтмен MOTORHEAD Лемми Килмистер, принявший участие в написании композиции "See you on the other side".

Чем отличается хороший альбом от посредственного? Правильно, наличием нескольких хитов, которые уже через непродолжительное время становятся классикой. А чем отличается великий альбом от хорошего?-3

Как не странно, но все эти пертурбации пошли альбому только на пользу и без всяких оговорок стоит признать, что Осборну и Ко. удалось создать великий альбом. Да и его рыночные успехи были такими же выдающимися, как и музыкальные. Несмотря на то, что в Австралии он поднялся только на 50 строчку чартов, в Германии – на 30-ю, в Англии на 22-ю и в Канаде – на седьмую, на самом главном рынке – американском – он занял четвертую позицию, что можно расценивать как несомненный успех. Кроме того, диск стал платиновым в Канаде и дважды платиновым в США.

К сожалению, с тех пор Оззи хоть и выпускал хорошие альбомы, но ни один из них не стал альбомом-хитом, то есть великим. Возможно, кто-то считает иначе, но лично для меня «Ozzmosis» так и остался последней работой Осборна, в котором сочетается бьющая через край энергетика, филигранная техника и – на удивление – замечается обилие свежих идей, хотя это был уже седьмой студийный альбом Оззи. Чем это объясняется – сказать сложно. То ли творческим симбиозом Осборна-Батлера-Уайлда, то ли первоначальным участием Стива Вая, то ли продюсерским талантом Майкла Бейнхорна, который также отвечал за клавишные партии?

А может всё гораздо проще? Может это объясняется тем, что альбом создавался на трезвую голову?

Александр Плеханов.