Цзэн Гофань (26 ноября 1811 — 12 марта 1872), китайский политический и военный деятель, писатель, говорил: «Если вы трудолюбивы, в этом мире нет ничего непреодолимого, а если ленивы, то всё кончено, всё потеряно».
Он также писал: «Все обычные люди в истории как в древности, так и в наши дни, поражаются лишь одним словом — ‘лень’, именно она ведёт их к поражению».
«Усердием лечись от лени, а трудолюбием лечись от посредственности: будь то самосовершенствование, самодисциплина или то, как вести себя в обществе, с усердием в мире не будет ничего сложного!»
Цзэн Гофань считал, что чиновник должен иметь пять усердий, а именно: «усердие тела», «усердие глаз», «усердие рук», «усердие речи» и «усердие ума». Принципы, которые Цзэн Гофань излагал в своих учениях о «пяти усердиях», относятся не только к чиновникам, но также имеют значение для мудрого образа жизни и взаимоотношений с окружающим миром. Их ценности остаются актуальными и для нашего времени, и их можно рассматривать как образец для изучения и вдохновения.
1. Трудолюбие
«Встречаясь с трудностями и опасностями, человек должен сам их пройти, пережить». Это также подчеркивает важность личного опыта и познания через собственные усилия. Лучший способ влиять на окружающих — это самому быть образцом для подражания.
«Лучшее воспитание через пример, чем через слова». Цзэн Гофань на военной службе предъявлял к себе требование вставать рано. Независимо от погоды и окружающей среды, он всегда «просыпался с первыми петухами», чтобы проводить тренировки, вести инструктаж и руководить различными военными и административными делами.
Цзэн Гофань наставлял генерал-лейтенантов армии, что «наивысшего мастерства в военном искусстве можно достичь только благодаря упорным тренировкам офицеров и солдат. Подобно тому, как курица высиживает яйца или приготовление эликсира в печи, здесь также чрезвычайно важно соблюдать постоянство и усердие в выполнении задач».
Эти слова оказали огромное воздействие на его подчинённых советников и командиров.
Независимо от того, занимаетесь ли вы самосовершенствованием или руководите коллективом, крайне важно подавать хороший пример окружающим и подчинённым.
2. Зоркий глаз
«Встретив человека, внимательно присмотритесь к нему; когда читаете текст, просматривайте его снова и снова». Так называемый «зоркий глаз» должен распознавать людей по мельчайшим деталям.
Когда Ли Хунчжан, командующий армией Сян, создал армию Хуай в октябре 1861 года по поручению Цзян Гофаня, он привёл к нему трёх человек для назначения на должность. В этот момент Цзэн Гофань случайно вышел прогуляться после ужина и Ли Хунчжан велел троим подождать снаружи, а сам вошёл в помещение.
Вернувшись после прогулки, Цзэн Гофань прямо заявил Ли Хунчжану: «Тот, кто стоит справа, честный и надёжный человек, можно поручить ему задачи по снабжению; тот, кто стоит посередине, не станет рисковать в трудных ситуациях, с ним нельзя иметь дело; а тот, кто стоит слева, талантлив и достоин более серьёзной ответственности, его следует использовать в более важных делах».
Ли Хунчжан воскликнул: «Откуда вы это узнали?»
Цзэн улыбнулся и сказал: «Возвращаясь после прогулки и проходя мимо троих, тот, что стоял справа, наклонил голову и не смел поднять глаз. Это показывает его почтительность и уважительность, поэтому я решил доверить ему снабжение».
Далее он продолжил: «Человек посередине, хоть и кажется уважительным на первый взгляд, но как только я прошёл мимо, он сразу стал оглядываться вокруг, что говорит о том, что он двуликий и недостаточно надёжен. Поэтому я не могу использовать его».
Цзэн продолжил свою оценку, говоря: «Тот, кто стоит слева, держится прямо, смотрит прямо перед собой, не высокомерен и не заносчив, что выделяет его талант выдающегося полководца».
«Талантливым великим полководцем» для Цзэн Гофаня стал Лю Минчуань, который впоследствии занимал пост губернатора Тайваня.
3. Привычка к порядку
«Легко теряемые вещи следует немедленно убирать; легко забываемые моменты следует записывать».
Поддержание усердия в работе и регулярность в выполнении обязанностей является результатом формирования положительных привычек и регулярных практик.
Цзэн Гофань за свою жизнь выработал три хорошие привычки: самоанализ, чтение и составление писем семье. Он каждый день вёл дневник и тем самым анализировал свои недостатки, что способствовало его личному росту и улучшению характера.
Он говорил: «Темперамент человека, определённый природой, трудно изменить. Единственный способ изменить свой характер — это чтение». Те, кто в древности совершенствовались в физиогномике, также утверждали, что чтение книг может изменить структуру черепа.
Цзэн Гофань установил для себя правило ежедневно прочитывать не менее десяти страниц и полтора часа отводить для писем после еды. Это является прекрасным примером системного и постоянного подхода к самообразованию и развитию личности. Через постоянное чтение Цзэн Гофань улучшал свой характер, формировал стойкость и развивал свои навыки.
Он написал более 253 семейных писем только в 1861 году, в которых направлял и обучал своих братьев и детей. Этот метод общения и обучения оказал значительное воздействие на развитие талантов и навыков членов семьи Цзэна в будущем.
4. Искусство общения
Общаясь с коллегами, они советовались и взаимодействовали друг с другом. В отношении к подчинённым Цзэн Гофань уделял много внимания инструктажу и обучению.
Искусство общения и взаимодействия с людьми — важный аспект взаимодействия в обществе и в профессиональных отношениях. Цзэн Гофань считал, что «когда два тигра дерутся, победитель тоже пострадает».
Есть выказывание Конфуция, что «человек совершенной добродетели, желая утвердиться сам, стремится утвердить и других; желая расшириться сам, он стремится расширить и других».
Благодаря искусству общения, Цзэн Гофань не только добился личного успеха, но и его приближённые Ли Хунчжан, Цзо Цзунтан и Чжан Чжи Дуни и другие известные чиновники достигли недолговечного возрождения в конце династии Цин.
5. Постоянство
«От одного искреннего движения сердца летом выпадает иней, рушатся стены города, плавятся металл и камень».
Решимость и сила воли играют ключевую роль в преодолении трудностей и в постоянном совершенствовании себя.
Цзэн Гофань имел искреннюю веру, которая поддерживала его, занимался ли он научными исследованиями или «терпел неоднократные поражения» при усмирении армии тайпинов.
«Работайте усердно во всех аспектах, и результаты придут сами собой». Он писал в письме своему сыну Цзэн Цзизэ, что «постоянство — первая добродетель в жизни». Постоянное неизменно. Путь познания бесконечен, но он всегда представляется постоянным.
Быть последовательным одновременно и легко, и трудно. Сказать легко, потому что каждый может это сделать. Придерживаться трудно, трудно придерживаться несколько дней, несколько месяцев, ещё труднее придерживаться несколько лет, десятки лет, а ещё труднее — всю жизнь. Долгосрочное постоянство и устойчивость — сложные и важные задачи, требующие постоянного усилия и силы воли.
Жизнь подобна процессу созревания плодов. Не нужно торопиться или расслабляться. Благодаря человеческим усилиям и приобретённой культуре дерево будет спокойно расти в высоту, а человек — медленно созревать.
В этом мире нет напрасных усилий, а тем более случайных успехов. Не торопите рост рассады, не говоря уже об успехе. Если вы будете делать это постепенно, шаг за шагом, Бог определённо не будет относиться к вам плохо.
Больше интересной информации — на сайте yuanming.ru. Мы собираем самые лучшие материалы для вас, о которых стоит рассказать друзьям. Мы с вами!