Найти тему

Что о железных дорогах думал Александр Сергеевич Пушкин

Оглавление

Поддерживал великий поэт их строительство или ругал?

Поэт совсем чуть-чуть разминулся с официальным открытием в России самой первой чугунки. Однако Пушкин успел поучаствовать в общественной дискуссии о железных дорогах, и сегодня мы знаем, что он был сторонником их появления, хотя и не без некоторых оговорок.

Новое, страшное

А дискуссия была жаркой. Далеко не все видели в новом виде транспорта сплошные плюсы. Это было что-то новое, неизведанное, непонятное, а потому — слегка пугающее даже самых просвещённых людей. Например, в книге Павла Мельникова "Сведения о русских железных дорогах" есть такие слова: "В первое время самые инженеры не преду­гадывали ещё огромной будущности железных дорог и, за исключением Англии, в прочих государствах Ев­ропы нерешительно приступали к введению нового усовершенствованного способа сообщений".

-2

А уж в народе каких только ужасов не говорили. Люди опасались, что дым паровозов приведёт к гибели птиц, а несушки перестанут нести яйца. Поговаривали даже, что быстрое перемещение приведёт к заболеваниям мозга у пассажиров! Впрочем, помимо этих, немного наивных, опасений, были и другие, более аргументированные. Жандармы, например, считали, что ради сохранения стабильности в государстве не стоит разрешать столько свободно ездить по России людям всех сословий.

Защитник чугунки и народа

Пушкин идею строительства чугунки поддерживал, о чём писал в том числе и в своём "Современнике". Поэт даже хотел опубликовать в журнале статью, написанную инженером Вол­ковым в ответ на заметку ярого противника железных дорог Тарасенко-Отрешкова. Но в итоге Александр Сергеевич отказался от этой идеи, пояснив, что "дело о новой дороге касается частных людей: пускай они и хлопочут".

Пушкин подчёркивал, что строительством не должно заниматься правительство. Кроме того, поэт говорил, что для расчистки будущих магистралей от снега необходимо придумать специальную машину, чтобы этот тяжкий труд не пал на плечи народа.

-3

Дуэль, перечеркнувшая всё

Кстати, Александр Сергеевич считал, что первой нужно возводить дорогу не между Санкт-Петербургом и Москвой, а между Москвой и Нижним Новгородом. Однако эта магистраль была построена более чем через 20 лет после гибели поэта.

До регулярного движения по Царскосельской железной дороге Пушкин не дожил совсем немного. Линию открыли в октябре 1937 года, спустя всего несколько месяцев после роковой дуэли. А всего лишь за три дня до неё состоялась пробная поездка между Павловском и Царским селом с иностранцами. Говорят, что среди тех, кто ехал в том поезде, был Жорж Дантес.

-4