3,7K подписчиков

КРЫМСКАЯ ВОЙНА

и инженерное искусство русской армии

В Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи открылась выставка под таким названием

и инженерное искусство русской армии В Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи открылась выставка под таким названием 170 лет назад началась Крымская война 1853-1856 гг.

170 лет назад началась Крымская война 1853-1856 гг., боевые действия которой развёртывались не только на Крымском полуострове. Война шла на Кавказе и Дальнем Востоке, на Балтийском и Белом морях. Главной целью англо-французского флота на Балтике являлись захват Кронштадта и дальнейший прорыв к столице.

Развитие фортификации

Отдавая себе отчёт в превосходящих силах противника, русское морское командование впервые сделало ставку на самое действенное оружие, которое имелось на тот момент, – противокорабельные мины. Отказавшись от активных наступательных действий, решили сосредоточиться на укреплении приморских крепостей Кронштадт и Свеаборг и усилении обороны побережья Финского залива.

Действиям военных инженеров в таких условиях отводилась особая роль. И это не случайно. Считается, что к началу Крымской войны русское инженерное искусство находилось в состоянии расцвета.

Во время Крымской войны отечественные военные инженеры впервые применили на практике якорные минные заграждения. Для защиты подступов к Кронштадту было установлено около 600 мин – пиротехнических (т.е. ударного действия) и гальванических (взрывавшимися по проводам). Неприятельский флот вынужден был отступить.

Еще один эпизод, во время которого проявился талант инженеров, связан с осадой турецкой крепости Силистрия, которая считалась важным объектом для проведения дальнейших военных операций против Турции. Осадные работы под командованием выдающегося инженера Карла Шильдера проводил генерал С.А. Хрулев.

Солдаты и командиры работали «с необыкновенным усердием». Спустя некоторое время к ним присоединился ученик и соратник Шильдера Э.И. Тотлебен, звезда которого тогда ещё только восходила. Он стал наводить мосты от правого берега Дуная, где был осадный лагерь, к островкам в русле реки, где удобно было расположить батареи для обстрела турецкой крепости и оставшихся судов.

Сам Шильдер, несмотря на преклонные годы, не берёг себя и лично наблюдал за ходом осадных работ, часто проводя ночи в траншеях. Следствием этого стало ранение, в результате чего генералу ампутировали ногу, а спустя десять дней Карл Андреевич скончался.

Оборона Севастополя

И все же ярчайшей страницей в истории инженерных войск стала героическая оборона Севастополя, продолжавшаяся 11 месяцев. Говоря о ней, следует подчеркнуть, что защитники Севастополя проявили находчивость и смекалку, позволившую поднять русское военное искусство на новый уровень. Это и знаменитые подземные галереи русских сапёров, и успешная контрминная борьба, теория и практика которой составили

отдельное направление в фортификационном искусстве.

В Севастополь был отправлен Э.И. Тотлебен, которого уже рекомендовали как лучшего инженера и «деятельного, разумного, храброго» человека, испытанного в боевой обстановке. Он сыграл большую роль в создании оборонительных сооружений, организовав их строительство таким образом, что на всех наиболее вероятных и удобных для штурма направлениях были созданы линии обороны, которые хорошо поддерживались артиллерийским огнём. Как сказал один из руководителей обороны Севастополя адмирал П.С Нахимов, «без Тотлебена мы бы вовсе пропали».

Ещё одной частью обороны Севастополя стала подземно–минная война, во время которой обороняющиеся прокладывали под землей тоннели, создавали целые системы подкопов, или минные постройки, состоявшие из входов, галерей, рукавов, камер, буровых труб и боевых колодцев. Прокладка минных галерей была тяжелейшей работой. Из-за недостатка кислорода в тоннелях гасли свечи, и сапёрам приходилось работать почти в полной темноте, а землю вытаскивать в мешках, волоча их за собой по проходам, которые были настолько низкими, что передвигаться по ним можно было только ползком. Кроме того, галереи подтапливало грунтовыми водами. Одним из руководителей минных работ был штабс-капитан Александр Мельников, который полгода почти не выходил на поверхность земли. В шутку его прозвали «обер-крот», а сапёров называли «кротами».

Подземно-минная война продолжалась до конца августа 1855 года. За время ее ведения русские сапёры проложили около 7000 метров галерей и произвели 94 взрыва, израсходовав 12,5 тонны пороха, в то время как противниками было проложено всего 1280 метров минных галерей и при этом истрачено 58 тонн пороха на 121 взрыв.

Русские сапёры так и не подпустили под свои бастионы вражеских минёров. Так что можно с уверенностью сказать, что в этом плане подземная война завершилась безоговорочной победой защитников Севастополя.

Имена героической эпохи

Новая выставка в музее артиллерии – дань памяти мужеству и профессионализму военных инженеров, которые внесли значительный вклад в боевую работу русской армии в годы Крымской войны.

Наглядное представление о труде сапёров помогут получить различные инструменты, макеты защитных приспособлений и искусственных препятствий для осады и защиты крепостей. Здесь же можно увидеть макет уголькового запала, изобретённого К.А. Шиллингом в 1852 г., который применялся для воспламенения пороховых зарядов в мине.

Среди экспонатов – образцы формы одежды инженеров и их снаряжение, боеприпасы, редкие архивные материалы, в том числе журнал осадных действий против крепости Силистрии в 1854 г., план г. Севастополя с показом осадных и оборонительных работ по 28 августа 1855 г. и т.д.

Известно, что армии обеих воюющих сторон несли не только тяжелые боевые, но и колоссальные санитарные потери. Порой солдаты погибали от болезней, даже не успев встретиться в бою. Адекватная вызовам времени система военной медицины фактически только зарождалась. Но главная нагрузка ложилась на плечи хирургов, исцеляющих защитников Севастополя от боевых ранений.

Поэтому неудивительно, что на выставке можно увидеть и такой необычный экспонат, как специальный деревянный ящичек с комплектом пуль разного калибра, извлечённых из тел русских солдат. По одной из версий такое «наглядное пособие» было создано известным хирургом Николаем Ивановичем Пироговым, который был главным хирургом осаждённого англо-французскими войсками Севастополя.

Среди мемориальных предметов – мундиры императора Николая I, цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра II, который во время Крымской войны с объявлением Петербургской губернии на военном положении командовал всеми войсками столицы, великого князя Михаила Николаевича, который в своё время немало сделал как глава военно-инженерного ведомства. За время его руководства, помимо укрепления старых, было сооружено 10 новых крепостей и 135 отдельных укреплений.

Тщательно подобранный изобразительный ряд позволяет проиллюстрировать нелёгкий труд инженеров и знакомит с некоторыми эпизодами Крымской войны. Помимо этого, посетители выставки увидят портреты многих героев этой военной кампании, таких как генерал-лейтенант В. Г. Политковский, начальник штаба Кронштадтского военного губернатора и член «Комитета по защите берегов Балтийского моря», чья работа была высоко оценена императором; генерал-майор Н.А. Столпаков, который отличился устройством моста через Дунай недалеко от Браилова, с успехом и своевременно наведённого под сильным неприятельским огнём; полковник С.А. Тидебель, участник осады Силистрии, человек, проявивший самоотверженность и храбрость во время обороны Севастополя, где под сильным перекрестным неприятельским огнём не только построил несколько редутов, но и лично участвовал в боях; бывший ученик Карла Брюллова Н.К. Зацепин, который впоследствии стал полковником лейб-гвардии Сапёрного батальона и принял самое активное участие в укреплении Севастополя и его обороне.

Помимо портретов прославленных инженеров Э.И Тотлебена и К.А. Шильдера, на выставке есть портрет другого выдающегося человека, чье имя вписано еще и в историю Артиллерийского музея. Генерал-адъютант А.И. Фельдман во время Крымской войны, состоял членом целого ряда временных военных комитетов, немало содействовал успеху их деятельности своими указаниями и распоряжениями по доведению пограничных крепостей до соответствующего оборонительного положения. Он же, будучи директором Инженерного департамента, стал «главным наблюдателем работ» по строительству арсенала в Кронверке, о чём говорит мемориальная чугунная доска над главным входом в здание музея.

Наталья ЕФИМОВА.

Санкт-Петербург