Что будет с сектором Газа потом, у Запада нет ответа

371 прочитал

Победить ХАМАС — это только половина дела.

Вопрос «а что дальше?» становится актуальным для конфликта в секторе Газа. Уже понятно, что блицкриг ЦАХАЛа не состоится, каждый день усугубляет гуманитарную катастрофу, а значит усугубляет масштаб проблемы, которую в любом случае придется решать.

Речь не идет о ходе собственно военной операции — тем более, что она вовсе не должна иметь самый ожидаемый характер, с вводом танков при поддержке пехоты. При современном развитии средств поражения могут оказаться правдивыми прогнозы некоторых аналитиков. Марк Линч из Foreign Affairs и Хусейн Ибиш из New York Times утверждают, что «вторжение в Газу станет катастрофой» и что Израиль «попадет в ловушку».

Победить ХАМАС — это только половина дела. Вопрос «а что дальше?» становится актуальным для конфликта в секторе Газа.

По мнению Foreign Affairs, Израиль все же может достичь своей максималистской военной цели по уничтожению руководства ХАМАСа и военного потенциала. В настоящее время в Армии обороны Израиля насчитывается 350 000 резервистов и 170 000 военнослужащих действительной службы. Хотя основная часть этих сил будет направлена на северный фронт, противостоящий Ливану и военизированной группировке «Хезболла», для операций в Газе останется достаточно солдат. Между тем, ХАМАС может развернуть в лучшем случае 15 000 бойцов. ЦАХАЛ полностью контролирует воздушное пространство, береговую линию и сухопутную границу Газы.

Чтобы разгромить ХАМАС, израильское общество готово мириться с большими жертвами, Тель-Авив пользуется поддержкой важных внешних игроков, в первую очередь США. Так что кампания будет проходить в исключительно благоприятных для Израиля условиях.

Соответственным будет и послевоенное отношение Израиля к Газе. Исходя из озвученного, план Тель-Авива предусматривает жесткую блокаду Газы, жесткий контроль за перемещением людей через границу между Израилем и Газой, а также систему рейдов и авиаударов, наносимых Израилем по целям на территории Газы, когда это будет сочтено необходимым.

То есть, Израилю придется превратить себя в тюремного надзирателя, бессрочно управляющего огромным лагерем для военнопленных (с которым Газу уже давно сравнивают). Для Израиля и для палестинцев в Газе передача контроля третьей стороне была бы лучшим вариантом действий, считают достаточно многочисленные круги на Западе.

Логично, что вакуум после устранения ХАМАС нужно будет чем-то заполнить, причем новый мир должен быть лучше довоенного. Но пока что желающих взять опеку над Газой нет: лучшее, к чему пришли западные аналитики, это найти способ передать временный контроль над Газой ООН, что будет подкреплено резолюцией Совета Безопасности ООН. А затем, через некоторое время, нужно вернуть Газу под контроль Палестины.

Последнее необходимо, иначе к участию в плане будет трудно привлечь арабские страны. При этом возникает проблема с Израилем, который имеет долгую историю конфликта с ООН по части оккупации территории Палестины и Голанских высот.

Многое зависит от внутриполитической обстановки в самом Израиле. Сейчас Израилем правит новое чрезвычайное коалиционное правительство, в состав которого входят центристы, которые в прошлом поддерживали решение израильско-палестинского конфликта о создании двух государств, и в состав которого входят два бывших начальника штаба ЦАХАЛА, Бени Ганц и Гади Айзенкот.

Израильский военный кабинет отражает разнообразие взглядов, которые могут помочь служить противовесом крайне правым, которые вышли на передний план израильской политики после того, как премьер-министр Биньямин Нетаньяху сформировал новое правительство в конце прошлого года.

В рамках плана «Внешнее управление» США могли бы возглавить контактную группу из Израиля, Египта, Иордании, Саудовской Аравии, ЕС, ООН и Палестинской автономии, которая должна разработать план по передаче контроля над Газой от Израиля ООН.

Это будет непросто, ООН не славится своей эффективностью. Но прецеденты есть: резолюция Совета Безопасности 1999 года передала Косово под временную администрацию ООН, наделив полномочиями две структуры — Миссию Организации Объединенных Наций в Косово, которая выполняла функции временной администрации, и отвечающие за порядок натовские силы KFOR.

Обеспечение безопасности будет серьезной задачей и в Газе. Аналог KFOR для Газы предлагается сформировать из арабов — чтобы не раздражать местное население. Потребуется контингент в 10-15 тысяч человек. Назван даже потенциальный руководитель временной администрации — Сигрид Кааг из Нидерландов, которая ранее занимала пост посланника ООН в Сирии и Ливане. А вот основное финансовое бремя восстановления Газы, от дорог до домов и канализации, планируется возложить на Саудовскую Аравию.

Планы, которые озвучивают западные аналитики, страдают одним неустранимым изъяном — они не ко времени. Их было бы куда проще реализовать до конфликта, чем – когда возник совершенно новый фактор бегства десятков тысяч палестинцев. Ближнему Востоку придется обустраивать мигрантов, попутно отстраивая Газу за большие деньги — но без гарантий, что в ней через некоторое время не начнутся те же процессы с появлением ХАМАС 2.0.

Первопричиной кризиса, который тянется с 70-х годов прошлого века, был последовательный экспансионизм Израиля с загоном палестинцев в той или иной формы гетто. Без политических изменений в этой сфере, ситуация концептуально не изменится никогда.

Подписывайтесь на Телеграм-каналы Института РУССТРАТ и его директора Елены Паниной!