41 подписчик

В новой школе. 1977.

Примерно так выглядели наши девчонки на уроках физкультуры. Фото из проекта "История России в фотографиях" В. Тарасевича.
Примерно так выглядели наши девчонки на уроках физкультуры. Фото из проекта "История России в фотографиях" В. Тарасевича.

В народе говорят, что менталитет в центре и на окраине разный. Эту «пропасть» я ощутила, перейдя в школу в «спальном» районе столицы. То ли от большого простора и обилия кислорода, то ли из-за приходящих после восьми вечера родителей (добираться с работы далеко, да за продуктами надо заскочить), а скорее всего от отсутствия послешкольного досуга, любимым занятием в свободное время было повыяснять отношения «стенка на стенку», да круто пройтись толпой с орущим на всю округу на плече магнитофоном. Но это для старших. Младшие же играли в пионербол, перекидывая мяч через перекладину для сушки белья, гоняли в футбол, в прятки и колдунчики.

Примерно так в резиночки и прыгали. Фото с Ustaliy.ru.
Примерно так в резиночки и прыгали. Фото с Ustaliy.ru.

Оказавшись новенькой в 3-м классе школы №877, я отхватила подружку «по остаточному принципу»: «дружили» парами и у Оли ее не оказалось. На переменках, в рекреациях, играли в «резиночки», прыгали на скакалках в «Часики», мальчишки скакали в чехарду. Раз директор не выдержал, прошелся по этажам и отобрал «спортинвентарь», чтоб «было без шума и пыли» (ведь «из под топота копыт пыль по полю летит»). Осталось играть в «Колечко» да фанты.

Классным руководителем тогда была Татьяна Валентиновна. Преподавала географию: читала на уроках «Остров погибших кораблей», о «Летучем Голландце», фантастику Беляева, заметки главного знатока Японии в СССР В. Цветова. Во время такого окультуривания мы старательно «пыхтели» над контурными картами. Лучшего не пожелаешь: вместо изучения нудного учебника — интересные удивительные истории. Учить параграф не надо, оценки только за «живопись». Но и знания географии...

Хочется вспомнить мало кем любимые уроки физкультуры: любят чаще то, где не испытывают неловкости (комплексы толстого-худого, дылды или коротыша, неуклюжего бегемота). Преподаватели у нас менялись без конца. Запомнился учитель «Бонифаций» (прическа, как у льва из мультика): «неспортсменов» подталкивал к рекордам «подколками», приклеивая им звучные прозвища. Методика воспитания почему-то не действовала — рекорды «жирдяи» упорно не ставили! А уродливая спортивная форма окончательно доканывала бедолаг: белая футболка с черными «семейными» трусами с резинками на ногах (эдакий фонарь ниже талии). Только ребята постарше могли позволить себе шорты или треники.

Другой учитель, видно, взял методику завоевания ученических сердец из «Республики Шкид»: физ-ра для мальчиков превращалась в игру в футбол, зимой провожал класс с лыжами до входа в парк и махал ручкой, садясь в троллейбус, идущий до «стекляшки». Кто-то шел домой, кто-то шел, как горнолыжник, съезжать с крутого оврага (повезло, что без последствий).

Учитель словесности, пошедший на поводу учеников. Кадр из к/ф "Республика Шкид". Внешне очень похож на выше описанного учителя физкультуры.
Учитель словесности, пошедший на поводу учеников. Кадр из к/ф "Республика Шкид". Внешне очень похож на выше описанного учителя физкультуры.

Последнего физрука уже прислали из РОНО. Гонял нас, бездельников, до седьмого пота, был строгим и требовательным, тройками сыпал, не скупясь. Эффект был налицо: мы стали подтянутыми, даже в чем-то преуспели (у меня были успехи на перекладине!). В конце 10 класса, по одному, вызывал к себе в тренерскую с дневником:

— Ну, куда собираешься после школы? — Если отвечал, что в ВУЗ, где важена оценка по физ-ре, — то ставил «5», остальным — «4».

— Чо там было? — с тревогой спрашивали очередь выходящих.

— Чего-чего... Нормативы сдавали! — отвечали вышедшие с серьезным видом.

Сделал всем прощальный подарок.

P.S.

Практика насмешек от учителей физ-ры применяется, к сожалению, и в наши дни (может от того, что изначально многие физруки — бывшие спортсмены, и издевки тренера для них — привычная стимуляция подопечного). Учителям, конечно, тяжело с учениками: для них многие бездари, ленивцы, грубияны, вонючки (что часто справедливо). Но ведь они сами выбрали эту профессию, которая предполагает стараться находить подход к разным подопечным (Сухомлинский и Макаренко в помощь).

Но надо брать во внимание, что непросто и ученикам: они вынуждены быть «на высоте» по куче предметов (часть из которых считают ненужными), налаживать взаимоотношения с одноклассниками и родителями, да и злополучные кризисы возраста никто не отменял...

Дорогие читатели, как было у вас? Что делали на переменах? Как проходили уроки физкультуры?

12.10.2023