4,9K подписчиков

Пионер чикано-рока RITCHIE VALENS (РИЧИ ВАЛЕНС) из 60-х: восемь месяцев безумной славы

Всем привет! Ну, то что в истории рок-музыки нет мелочей, понимает каждый меломан. Особенно, если это история шестидесятых годов прошлого века. Именно тогда формировалось то, что мы сейчас слушаем, чем восторгаемся, и что любим, нежно перебирая свои коллекции винила, CD и прочих носителей, которым несть числа.

Загляните в КАТАЛОГ канала ЮРИЙ КИСЛОВ, и вы в этом убедитесь:

Из рок-архивов шестидесятых: каталог канала ЮРИЙ КИСЛОВ по алфавиту
Юрий Кислов4 июня 2021

Как заметила писательница Энн Райс в своей книге «Вампир Лестат»:

Мир рок-музыки заворожил и очаровал меня — я восхищался тем, как эти певцы вопят во все горло о добре и зле, провозглашают себя то ангелами, то дьяволами, а окружающие их смертные при этом веселятся. Иногда казалось, что они просто безумны. Однако выступления их всегда поражали технической сложностью и великолепной организацией. Думаю, что за всю историю своего существования мир не видел ничего подобного — такого удивительного сочетания дикого варварства и интеллекта…

Есть группы и отдельно взятые исполнители знаменитые и широко известные: их величают звездами. А есть почти неизвестные, но вложившие свою толику в этот восхитительный мир рока.

Сегодня – об одном из таких.

Он назвал себя РИЧИ ВАЛЕНС (RITCIE VALENS), хотя его настоящее имя – Ричард Стивен Валенсуэла. Ричард родился в мае 1941 года, в семье этнических мексиканцев. Когда ему было три года, его родители развелись. До 1951 года он жил вместе с отцом, а когда отец умер, скитался по родственникам.

Его окружал мир, где звучали традиционные мексиканские мелодии. Фламенко, мариачи, перемешивались в его восприятии с ритм-энд-блюзом и кантри-энд-вестерн. Всё, что звучало во дворах и в программах радио на переломе пятидесятых-шестидесятых годов нашло достойное место в его сознании, и к пяти годам у него обнаружили способности к сочинительству.

Он был музыкантом-самоучкой, пробуя играть на гитаре, трубе и барабанах. Несмотря на то, что Ричард был левшой, он научился играть на гитаре правой рукой.

Он родился в районе Пакойма (по сути – пригород Лос-Анджелеса). Я тут излазил вдоль и поперек Сеть, чтобы приблизить вас визуально к городской атмосфере той эпохи, но нашел только парадные фотографии Лос-Анджелеса той эпохи, вроде этой:

Всем привет! Ну, то что в истории рок-музыки нет мелочей, понимает каждый меломан. Особенно, если это история шестидесятых годов прошлого века.

Но зато отыскал описание именно этого района в сороковые года. Это Эд Мигер из газеты «Los Angeles Times». Он описывает район, где прошло детство Ричарда так:

"Мазок провисших, покосившихся лачуг и задворков, обрамленных ветхими заборами и нагромождением жестяных банок, старых досок, разобранных автомобилей, бутылок, ржавых водонагревателей и других безделушек"…
В Пакойме не было бордюров, мощеных тротуаров и мощеных улиц. В Пакойме было то, что Мигер описал как "пыльные тропинки и изрытые колеями грунтовые дороги, которые во время сильных дождей становятся руслом бурных ручьев". Мигер добавил, что 450 домов в этом районе с 2000 жителями "примостились" "в этом скоплении запустения".

Картина достаточно яркая, не правда ли?

Ричард ходил в школу «Pacoima Junior High School» частенько прихватывая с собой электрогитару (!!!), которую сам сделал из цельного куска дерева в 11 лет. Позднее он купил себе «Стратокастер»:

Всем привет! Ну, то что в истории рок-музыки нет мелочей, понимает каждый меломан. Особенно, если это история шестидесятых годов прошлого века.-2

Кстати, о гитарах. Fender Stratocaster (или Strat) – ту модель разработали и начали выпускать еще в 1954 году. Выпускают и сегодня. Stratocaster использовался многими знаменитыми гитаристами, и поэтому её легко можно услышать на многих исторических записях.

Всем привет! Ну, то что в истории рок-музыки нет мелочей, понимает каждый меломан. Особенно, если это история шестидесятых годов прошлого века.-3

Понятно, что Ричард носил гитару в школу, чтобы петь вместе с друзьями.

Уже в двенадцать лет он начал сочинять собственные композиции, а в 1957 году (его дебют состоялся 19 октября), вошел в состав группы THE SILHOUETTES. Группа выступала на местных танцплощадках, и пользовалась там огромной популярностью.

31 января 1957 года произошло нечто, о чем, зная дальнейшую судьбу Ричарда, можно рассуждать бесконечно, цокая языком и глубокомысленно покачивая головой.

В этот день самолет «Douglas DC-7B» столкнулся с другим самолетом «Northrop F-89 Scorpion». При этом погибли все четыре члена экипажа первого, и пилот второго: радист спасся, спрыгнув с парашютом. Многочисленные обломки упали на школьную площадку родной школы Ричарда: погибли два ученика, еще один умер спустя два дня. Еще 75 учеников на школьной площадке получили серьезные и незначительные травмы.

Следы трагедии на школьном дворе...
Следы трагедии на школьном дворе...

В этот день Валенса не было в школе, он присутствовал на похоронах своего деда. Но всё это произвело на него жуткое впечатление, его начали преследовать кошмары, связанные с катастрофой, что, естественно, привело его к паническому страху перед любыми полетами. Он избавился от него после начала своей музыкальной карьеры…

Вот такая история…

Вскоре, после прихода Ричарда в THE SILHOUETTES в качестве гитариста, он стал еще и солистом команды.

Менеджер Боб Кин обратил на молодого солиста внимание, и пригласил его на прослушивание. Пробные записи были осуществлены в домашней студии Кинга на стереомагнитофоне «Ampex 601-2»:

Всем привет! Ну, то что в истории рок-музыки нет мелочей, понимает каждый меломан. Особенно, если это история шестидесятых годов прошлого века.-5

Итого – заключение контракта с лейблом "Del-Fi Records". Это произошло в мае 1958 года. Тогда и было выбрано сценическое имя РИЧИ ВАЛЕНС. Лейблу не хотелось, чтобы слушателей и зрителей смущала испанская фамилия парня… Кин позднее сказал, что "в то время вокруг была куча "Ричардсов", и я хотел, чтобы все было по-другому"

Всем привет! Ну, то что в истории рок-музыки нет мелочей, понимает каждый меломан. Особенно, если это история шестидесятых годов прошлого века.-6

Для профессиональных записей новоиспеченного РИЧИ ВАЛЕНСА отправили в голливудскую студию "Gold Star".

В начале лета 1958 года вышел первый сингл «Come On, Let's Go», который бал встречен жителями Лос-Анджелеса на ура. И в августе "Del-Fi" переиздали пластинку на общенациональном уровне. Это была победа! 42-е место в общенациональных чартах. Продано более 500 000 экземпляров.

Всем привет! Ну, то что в истории рок-музыки нет мелочей, понимает каждый меломан. Особенно, если это история шестидесятых годов прошлого века.-7

Осенью 1958 года Валенса бросает среднюю школу. Бронируются многочисленные выступления по всей территории США (11 городов) и в ряде телевизионных программ.

В этом же году выходит второй сингл, где звучат песни «Donna» и ставшая легендарной «La Bamba» (напрягите память – кто ее не слышал?). «La Bamba» - талантливая переработка мексиканской народной песни в рок-н-ролл. Она было исполнено ВАЛЕНСОЙ изысканно и энергично.

Всем привет! Ну, то что в истории рок-музыки нет мелочей, понимает каждый меломан. Особенно, если это история шестидесятых годов прошлого века.-8
Всем привет! Ну, то что в истории рок-музыки нет мелочей, понимает каждый меломан. Особенно, если это история шестидесятых годов прошлого века.-9

Песня «Donna» была написана о реальной девушке Донне Людвиг, родители которой были против её общения с латиноамериканцем. И вновь взрыв! Пластинка продается более чем миллионным тиражом и награждается Американской ассоциацией звукозаписывающей индустрии золотым диском. Тут у любого молодого парня, что называется, «крыша поедет»…

Выступления следуют один за другим. Он играет и поет на престижном телеканале в подростковом танцевальном шоу Дика Кларка. Он летит на Гавайи и выступает в Гонолулу в «Одиннадцатом шоу звезд». Затем он выступает в родной школе, и эта запись затем выходит отдельной пластинкой. Её считают первым концертным рок-альбомом.

Всем привет! Ну, то что в истории рок-музыки нет мелочей, понимает каждый меломан. Особенно, если это история шестидесятых годов прошлого века.-10

Затем он оправляется в Нью-Йорк на «Рождественское юбилейное шоу Алана Фрида», где на одной сцене с ним играют Бо Диддли, Джеки Уилсон, Эдди Кокран и THE EVERLY BROTHERS. 17 января 1959 года вместе с Сэмом Куком он участвует в школе Уэст-Ковина на сборе средств в “Фонд подростковой столовой”.

Более того, за это время он успевает сыграть несколько маленьких ролей в фильмах. 2 февраля 1959 года он, вместе с суперзвездой Бадди Холли в рамках турне "Winter Dance Party", дает концерт в штате Айова (Клир-Лейк), который заканчивается около полуночи.

Всем привет! Ну, то что в истории рок-музыки нет мелочей, понимает каждый меломан. Особенно, если это история шестидесятых годов прошлого века.-11

Музыкантам нужно оказаться в Фарго, Северная Дакота. В четырехместном «Beechcraft Bonanza», который зафрахтовал Холли, как не крути, всего четыре места. Парни начинают бросать жребий. Валенс его выигрывает у гитариста Холли Томми Оллсапа. Бас-гитарист Дженнингс сам уступает место заболевшему гриппом Биг Бопперу.

В 12:55 самолет взлетаетв снежную бурю и буквально через несколько минут падает. Причины неизвестны. Все три пассажира и пилот мгновенно погибают.

Всем привет! Ну, то что в истории рок-музыки нет мелочей, понимает каждый меломан. Особенно, если это история шестидесятых годов прошлого века.-12
Всем привет! Ну, то что в истории рок-музыки нет мелочей, понимает каждый меломан. Особенно, если это история шестидесятых годов прошлого века.-13

Дон Маклин назвал эту трагедию «Днём, когда умерла музыка». Так карьера Валенса оборвалась, едва начавшись: она длилась всего лишь восемь месяцев .

Уже после его смерти "Del-Fi" выпустила три альбома. В них – всё, что он успел сочинить и исполнить.

ОРИГИНАЛЬНЫЕ АЛЬБОМЫ:

Ritchie Valens (1959)

Ritchie (1959)

In Concert at Pacolma Jr. High (1961)

Всем привет! Ну, то что в истории рок-музыки нет мелочей, понимает каждый меломан. Особенно, если это история шестидесятых годов прошлого века.-14

СИНГЛЫ:

«Come On, Let's Go»/Framed» (1958)

«Donna»/ «La Bamba» (1958)

«Fast Freight»/«Big Baby Blues» (1959)

«That's My Little Suzie»/«In a Turkish Town» (1959)

«Little Girl»/«We Belong Together» (1959)

«Stay Beside Me»/«Big Baby Blues» (1959)

«The Paddiwack Song»/«Cry, Cry, Cry» (1960)

«La Bamba '87»/«La Bamba» (original version) (1987)

«Come On, Let's Go»/«La Bamba» (1998)

Всем привет! Ну, то что в истории рок-музыки нет мелочей, понимает каждый меломан. Особенно, если это история шестидесятых годов прошлого века.-15

Еще известны ВОСЕМЬ компиляций, включая трехдисковый бокс-сет, выпущенные с 1962 по 1998 годы.

РИЧИ ВАЛЕНСА называют одним из пионеров рок-н-ролла и родоначальником американо-мексиканского рок-н-ролла, который называют чикано-рок. Такие исполнители, как Los Lonely, Boys Los Lobos и Карлос Сантана не раз сообщали о том, что он оказал на них огромное влияние.

Всем привет! Ну, то что в истории рок-музыки нет мелочей, понимает каждый меломан. Особенно, если это история шестидесятых годов прошлого века.-16

Он включен посмертно в Зал славы рок-н-ролла, в Зал славы рокабилли, в Зал славы Калифорнии. Он имеет звезду на Голливудской аллее славы.

Ричи считается первым латиноамериканцем, успешно перешедшим в мейнстрим-рок. Музыкальный критик заметил:

"La Bamba" оказалась его самой влиятельной записью не только потому, что стала хитом поп-чарта, полностью исполненным на испанском языке, но и благодаря удачному сочетанию традиционной латиноамериканской музыки с роком. Валенс был первым, кто воспользовался этой формулой, которая позже была принята самыми разнообразными артистами»…

Всем привет! Ну, то что в истории рок-музыки нет мелочей, понимает каждый меломан. Особенно, если это история шестидесятых годов прошлого века.-17

В 2015 году «Billboard» включил Валенса в свой список к ТРИДЦАТИ самых влиятельных латиноамериканских исполнителей в истории.

Валенс стал героем нескольких биографических фильмов. Рекомендую художественный фильм 1987 года «Ла Бамба», где его играет Лу Даймонд Филлипс Лос Лобос.

Всем привет! Ну, то что в истории рок-музыки нет мелочей, понимает каждый меломан. Особенно, если это история шестидесятых годов прошлого века.-18

Вот такая трагическая история… Ну что, прикоснемся?

По сложившейся традиции приглашаю вас заглянуть в несколько ранее написанных мной постов на канале ЮРИЙ КИСЛОВ:

Блюз-хард-рок группа CACTUS из шестидесятых: драйв, мощность и великолепие рока
Юрий Кислов1 июня 2022

Буду благодарен за маленькую дружескую помощь - посильный взнос, который пойдет на развитие канала. Вот интересно, кто будет первым из читателей Канала? Карточка СБЕРА МИР 2202 2036 0380 0006. Это не трудно. Но это важно для всех нас...