Головки для шиномонтажа. Чтобы выбрать, следуй простому правилу “3, 2, 1”!

625 прочитали
Расскажем, как правильно подобрать торцевую головку для легкового шиномонтажа. Что нужно для качественной замены колёс? Конечно же, качественный инструмент!

Расскажем, как правильно подобрать торцевую головку для легкового шиномонтажа.

Что нужно для качественной замены колёс? Конечно же, качественный инструмент! Но без правильной головки бесполезен и самый крепкий вороток, и самый мощный гайковёрт. В этом материале расскажем, как её выбрать.

3 размера

Даже если мануал по обслуживанию автомобиля куда-то делся, измерительных инструментов под рукой нет, а в Гугле вас забанили, в 90% случаев к колёсным болтам или гайкам вашей легковушки или кроссовера подойдёт головка одного из размеров: 17, 19 или 21 мм.

Расскажем, как правильно подобрать торцевую головку для легкового шиномонтажа. Что нужно для качественной замены колёс? Конечно же, качественный инструмент!-2

Приведём в пример крестовой балонный ключ. Большинство моделей оснащается головками этих трёх размеров.

Реже встречаются размеры 22 или 24 мм, но их надо запомнить только если у вас суровый внедорожник. Если брать упомянутый выше балонник, на четвёртой стороне у него посадочный квадрат - как раз под головки “нестандартного” шиномонтажного размера.

2 материала

Если при замене колеса пользуетесь только ручным инструментом достаточно только одного типа - хром-ванадиевой головки с маркировкой CrV.

Если для откручивания крепежа используется ударный гайковёрт, не обойтись без хром-молибденовых головок (маркировка CrMo), причём хром-ванадиевой пользоваться тоже придётся.

Хром-молибден и хром-ванадий обладают абсолютно разными свойствами и каждый “заточен” под свой характер работ:

Хром-ванадий

Расскажем, как правильно подобрать торцевую головку для легкового шиномонтажа. Что нужно для качественной замены колёс? Конечно же, качественный инструмент!-3

Твёрдый и жёсткий сплав с высокой степенью защиты от коррозии за счёт повышенного содержания хрома. Для дополнительной коррозионной стойкости поверхность хромируют дополнительно.

Цвет - серебристый, металлический. Текстура - гладкая.

Головки из хром-ванадия идеально подходят для “срыва” колёсного крепежа с помощью воротка, балонного ключа или иных ручных инструментов. Также ими производится финальная дотяжка болта или гайки динамометрическим ключом.

Почему не рекомендуется использовать с ударным инструментом?

За счёт твёрдости и жёсткости головки из CrV склонны довольно быстро скруглять грани приводного вала ударного гайковёрта. Специалисты по ремонту сразу видят такой “слизанный” квадрат. И, если ваш гайковёрт на гарантии (как правило, это год, за который хром-молибденовой головкой вал так не “слижется”), то в бесплатной замене вала по гарантии вам, скорее всего, откажут.

Хромовое покрытие головки рассчитано на работу ручным инструментом, и имеет свойство скалываться при длительной ударной нагрузке. Это, во-первых, сразу делает головку менее устойчивой к коррозии. А, во-вторых, кусок покрытия, прилетев в вас, может нанести травму.

Обычно, для работы ручным инструментом используется два форм-фактора головок Cr-V: стандартной длины и удлинённые.

Хром-молибден

Расскажем, как правильно подобрать торцевую головку для легкового шиномонтажа. Что нужно для качественной замены колёс? Конечно же, качественный инструмент!-4

Самое главное - в отличие от хром-ванадия, относится к низколегированным сталям. Главные плюсы - прочность, ударопрочность и ударная вязкость. Стойкость к коррозии ниже, так как хрома в составе меньше. Поэтому головки, для дополнительной защиты от ржавчины, фосфатируют.

Цвет - тёмно-серый или чёрный за счёт фосфатирования. Текстура - матовая, шероховатая.

Головки из хром-молибдена предназначены для “срыва” крепежа с помощью ударного гайковёрта. Высокая ударная вязкость позволяет поглощать сильные и резкие импульсы, возникающие при работе ударным инструментом. Приводной вал гайковёрта при этом сохраняется в разы дольше.

Почему не рекомендуется использовать с ручным инструментом?

В целом, использование ударной головки с ручным инструментом для оператора безопасно, в отличие от использования хром-ванадиевой с ударным. Однако, есть пара причин, почему этого лучше не делать:

  • За счёт меньшей твёрдости и жёсткости использование с ручным инструментом может привести к повреждению головки, особенно если она будет подвергаться высоким вращательным нагрузкам (например, с использованием на воротке дополнительного рычага).
  • Она дороже. А зачем работать и ломать более дорогой инструмент, если можно работать и не ломать более доступный?

Для удобной и безопасной работы существует несколько форм-факторов ударных головок. Все они описаны в отдельной статье, прочитать которую можно здесь: ссылка на статью

1 квадрат

Наиболее распространенным посадочным квадратом у головок для шиномонтажа является размер 1/2" (12,7 мм). Он позволяет производить шиномонтажные работы с использованием самых разных инструментов - от воротка и балонного ключа до ударного пневматического, электрического или аккумуляторного гайковёрта.

Расскажем, как правильно подобрать торцевую головку для легкового шиномонтажа. Что нужно для качественной замены колёс? Конечно же, качественный инструмент!-5

Ударный “полудюймовый” гайковёрт, например, способен развить момент до 2000 Нм. Хром-молибденовой головке при этом ничего не будет.

А квадрат ручного инструмента на “одну вторую” позволяет крутить до 512 Нм (исходя из стандарта DIN). А на самом деле, квадрат воротка отлетает на моменте примерно 800 Нм. Мы это проверяли, и об этом есть видео:

Головка при этом точно выдержит больше, но проверить, сколько именно - затруднительно.

Понравилась статья? Подпишись, чтобы не пропустить новые!