Из 90-х годов
В последние годы, несмотря на трудное материальное положение большинства населения, неуклонный рост цен, людей захлестнуло безудержное, повальное пьянство.
На улицах мутный, бессмысленный взгляд, шаткая походка, громкая, режущая слух, нецензурщина, стали непременными уже атрибутами нашего смутного постперестроечного времени. И самое страшное в том, что пьянство «помолодело». Уже никого не удивляют пьяные подростки и даже дети. А ведь это у нас на глазах спивается наше будущее. Откуда же появился «зеленый змий», и как все начиналось?
Возможность изготовления алкоголя возникла примерно 8 тысяч лет до н.э. на Ближнем Востоке. В более близкие к нам времена, в 898 году, врач большого госпиталя в Багдаде Рагез нашел способ приготовления алкоголя из очищенного от негашеной извести винного спирта. В 13 веке водка появляется в Европе, но до 14 века употребляется лишь как лекарство или эссенция и продается в аптеках. В 1330 году она появляется в Южной Германии, в 1460 году – в Швеции, а в 14 веке (1398 г.) от генуэзцев, торговавших с Переяславом, приходит на юг Руси. К первой половине 16 века она распространяется и по всему северо-востоку.
По способу приготовления водки ее и назвали: на Украине – горилкой, русские – водкой, сербы – водицей. На Руси, где тогда еще по старинке забавлялись пивом и брагой, с появлением крепкой водки началось страшное, повальное пьянство. В народном поверье даже возник образ Ярилы (видимо, от слова «ярость») – бога водки, русского Бахуса, которому народ поклонялся. До конца 18 века в центральных губерниях. России даже существовал праздник в честь этого бога.
Святые отцы церкви всегда боролись с этим отвратительным бесовским явлением. Вот что рассказывает летопись.
«30 мая 1765 года в понедельник Петрова поста и в последний день празднования Ярилы в Воронеже, на площади стояли, валялись пьяные. В это время является на площадь епископ Воронежский Тихон и начинает кротко поучать народ. Народ его слушает, потом разбивает бочки с вином, и с тех пор праздник Ярилы прекратился навсегда».
У русского народа складывается неписаное новое «правило» жизни – если не пить, то и не жить. Сначала просто пили, а потом запивали до самой гробовой доски, и летел по городам и селам отчаянный, заполошный крик жены, бегущей от топора: «Мужик убивает!», что, впрочем, происходит и в наши дни. Но в отличие от старины теперь и женщины не дают слабины, убивая наповал в пьяном угаре своих мужей или сожителей, а то и просто незнакомых людей. Начинался страшный, чудовищный, нигде в Божьем мире не виданный запой, вызывая пьянство то тихое и угрюмое, то бешеное и жестокое, с кровавыми смертными слезами.
Ю. Крижанич – сербский католический священник – около 1655 года прибывший в Москву писал, что «об пьянстве нашем что треба говорить! Да ты бы весь широкий свет обошел, нигде бы не нашел такого мерзкого, гнусного и страшного пьянства, яко здесь на Руси. Люди здесь, когда соберут несколько деньжонок и придут в кабачный ад, тогда сбесятся вконец и пропивают рухлядь какая есть дома, и одежду с плеч. В корчме же место и посуда хуже всякого свиного хлева, и питие самое отвратительное и продается по бесовски дорогой цене». Не понравились такие слова нашим прадедам, и сослали они этого священника в Сибирь аж на 8 лет.
Опившихся или, по выражению одного старого отчета, захлебнувшихся вином, только с 1842 по 1852 годы в 55 губерниях считалось 7652 человека, больше всего в Москве, а меньше – на Украине, где водка была лучше и дешевле и где не было кабаков. Русская же водка была «нехороша», а по воскресеньям и праздникам – еще хуже, так что появилось даже правило по воскресеньям водки в кабаках не покупать. В иных же местах (чем не аналогия сегодняшнему самогону), водка была с дурманом. Даже «Биржевые ведомости» предостерегали от такой лжеводки: «Некоторые личности разносят по кабакам какие-то разнообразные смеси».
Пропивались в кабаках люди разных социальных слоев, светские и духовные. «Зеленый змий» не знал разницы в чинах, званиях или священном сане.
В выписке 1552 года, данной по приказу Ивана IY Андрею Берсеневу и Хованскому, говорится, чтобы «всяко им беречь накрепко по всей Москве, чтоб священнический и монашеские чины в корчмы не входили, в пьянстве не упивались, не празднословили и не лаяли».
В 1678 году по указу архиепископа Суздальского было проведено следствие о диаконе Ларионе, и шуяне показали, что «Шуи города соборной церкви диакон Ларион в кабаке и по улице валяется, и по харчевням скитается, и, приходя пьян к соборной церкви, в колокола бьет и город весь возмущает и в церковь Божию не ходит, всегда по улицам ходя по ночам и днем кричит». Примерно в то же время архимандрит Шуйского монастыря бил челом царю на старца Ваватея, что «живет не по монашескому чину, в кабаке пьет и зернью играет».
Все эти факты удивительны еще и потому, что христианство всегда выступало против пьянства. Увы, не всегда пастыри бывают лучше пасомых. Если бы каждый следовал заветам отцов церкви, то и проблемы бы не было. Но это тема для другой беседы.
Христианство с древних времен обличает грех пьянства как один из самых тяжких. Вот что говорит о пьянстве книга жизни – Библия, в которой о вине упоминается более 250 раз. В ветхозаветной ее части пророк Иоиль ( 8 в. до н.э.) восклицает: «Пробудитесь, пьяницы, и плачьте, и рыдайте все, пьющие вино». Пророк Исаия (7 в. до н.э.), оплакивая таких людей, говорит, что «горе тем, кто с раннего утра ищут сикеры (пива), и до позднего вечера разгорячают себя вином». Премудрый Соломон в своих Притчах говорит: «Не смотри на вино, как оно искрится в чаше, впоследствии, как змей, оно укусит и ужалит, как аспид».
Там же, в Ветхом Завете, имеются очень строгие предписания против пьяниц, вплоть до побивания их насмерть камнями, и, наоборот, одобряется полное воздержание от спиртного. В Новом Завете сам Христос говорит: «Смотрите, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством».
Вслед за ним св. апостол Павел предупреждает не упиваться вином, «ибо от него происходит распутство». Более того, он запрещает даже «сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается пьяницей, с такими даже и не есть вместе». А как страшно звучат слова этого апостола о том, что «…ни воры, ни пьяницы Царства Божия не наследуют».
А вот что писал в 4 веке св. Василий Великий: «Пьянство – это добровольно накликаемый бес. Упившийся несмыссленнее и скотов, потому что все звери в определенные сроки имеют стремление к совокуплению, но тот, у кого душа связана упоением и тело наполнено неестественным жаром, те во всякое время, во всякий час стремятся к нечистым и срамным объятиям. У них сон тяжелый, почти беспробудный, удушающий, близкий к действительной смерти. У кого нет одежды, кому нечего есть в завтрашний день – в опьянении царствуют, предводительствуют войсками, делят деньги. Долго ли будет это вино? Долго ли будет это пьянство? Есть, опасность, что из человека сделаешься ты грязью».
Святой Иоанн Златоуст говорит, что «пьяный жалок более мертвого. Мертвый лежит без чувств и не делает ни добра, ни зла, а этот способен делать зло. Дьавол ничего так не любит, как роскошь и пьянство, так как никто его воли так не исполняет, как пьяница».
Святые отцы церкви указывают, что не вино является причиной пьянства, а злое его употребление. Тихон Задонский – епископ Воронежский пишет, что «одно есть пить вино, а другое – упиваться вином, ведь вино, как и всякое создание Божие, есть добро, ибо на пользу устроено нам, оно может принести к больному подкреплению Злоупотребляет им человек тогда, когда не вовремя и выше меры употребляет».
«Будем воздерживаться от пьянства, но не от вина – не вино, но порочная воля человека производит пьянство», - говорит св. Иоанн Златоуст.
Чтобы оберегаться пьянства, св. Тихон Задонский приводит 8 правил, в последнем из которых, например, говорит, что нужно «постоянно помышлять, что многие пьяными во сне умирают, и с этого света на тот переходят без всякого чувства и сознания, а потому и без покаяния"»
Св. Василий Блаженный – московский юродивый, живший в 16 веке, когда проходил мимо домов, в которых безумно веселились и пьянствовали, со слезами обнимал углы этих домов. Когда его спрашивали, что это значит, он отвечал, что «ангелы скорбные стоят у этих домов и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашиваю их молить Господа об обращении грешников».
Знаменитый св. Кирилл Белоезерский около 1410 года писал можайскому князю Андрею Дмитриевичу: «И ты, господине, внимай себе, чтобы корчмы княжеской в твоей отчине не было, то великая пагуба душам, крестьяне все пропивают, а души губят».
В 1543 году, когда в Новгороде началось страшное пьянство, владыка Феодосий пишет царю: «Бога ради, государь, потщися и помысли о своей отчине, что ныне в ней чинится. В корчмах беспрестанно души погибают без покаяния и причастия. В домах, путях, торжищах убийства и грабежи в граде, прохода и проезда нет».
С тех пор прошли века. Но, как видим, все сказанное выше актуально и до сих пор. И хоть Русь прошла «великий питейный путь» от меда с хмелем до современной «смирновской», и от славянского кружечного двора до сегодняшнего пятизвездочного ресторана, мало что изменилось. Эффект от воздействия спиртного и наш сугубо русский кураж, а на его фоне и дикая, необузданная преступность остались теми же.
Сегодня, несмотря на недавнее очередное повышение цен на водку, спрос на нее не падает, а, наоборот, прямо пропорционально возрастает. Похоже, сбываются слова анекдота, в котором русский мужик не будет пить лишь тогда, когда стоимость бутылки водки превысит его зарплату.
Н.В. Гоголь в прошлом веке писал: «Тройка Руси, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа».
Не пора ли и нам вглядеться, куда несет нас наша Тройка, и не пьяна ли она?
И, наконец, опомниться.